Рeзультаты опроса «Бизнес-образование в кризис»

07.08.2022 / MBA в России
Александр Шенаев Источник: E-xecutive

Почти две тысячи участников Сообщества высказали свое мнение об MBA. E-xecutive показал результаты экспертам и выяснил любопытные вещи: женщинам MBA нужнее, студентов в кризис становится еще больше, школы бизнеса идут за рекрутами в интернет, а цены на обучение будут только расти.

Судьба бизнес-образования в России висит на волоске. Будущее MBA решится осенью 2009 года — именно тогда начнется набор слушателей MBA в большинстве российских и западных школ бизнеса. Тогда же станет понятно, нанесла ли рецессия по этому рынку сокрушительный удар или подстегнула «абитуриентов» к активным действиям. Ведь гораздо лучше посвятить два года собственному образованию, чем умирающему бизнесу.

Весной 2009 года E-xecutive провел среди участников Сообщества опрос, посвященный бизнес-образованию. Как всегда, тема вызвала мгновенную реакцию на форуме. Мы обработали ответы и попросил прокомментировать результаты управляющего партнера MBA Strategy Дмитрия Бондаря, директора программ MBA The Open University Владимира Туманова и заместителя декана ФИТБ АНХ Константина Хомкина. Эксперты удивились оптимизму людей в отношении рейтингов, рассказали о наборах через ролевую игру Second Life и объяснили высокие цены на программы.

Респонденты

В опросе приняло участие 1780 человек. Первым сюрпризом для нас стал половой состав респондентов: он противоречит нынешнему положению дел в школах бизнеса. Сейчас число студентов-женщин (и в российских, и в западных топ-школах) не превышает 35-40%. «Женщин меньше не из-за отсутствия стремления к развитию и карьерному росту. Просто они с появлением семьи и рождением детей часто «сходят с дистанции» в карьерном и профессиональном плане», — уточняет управляющий партнер MBA Strategy Дмитрий Бондарь. Причем чем выше уровень программы, тем заметнее там преобладание мужчин: на программах Executive MBA женщины — большая редкость.

Регионы

Ключевым регионом для школ бизнеса остается Москва — она дает более 50% новых слушателей. «Основные деньги крутятся в столице. Здесь же сосредоточены представительства иностранных компаний», — объясняет директор программы MBA The Open University Владимир Туманов. Примечательно, что в Санкт-Петербурге сильного интереса к MBA нет. Город на Неве обеспечивает всего 7% набора.

Отрасли и должности

Ниже приведены диаграммы распределения респондентов по отраслям и занимаемым должностям.

«Зачем вам степень MBA?»

Школы бизнеса и будущие студенты MBA сошлись в своих ожиданиях от бизнес-образования. И для тех, и для других MBA — инструмент развития карьеры. «Повышение капитализации — это не только переход на более высокооплачиваемую работу, — добавляет заместитель декана ФИТБ АНХ Константин Хомкин. — MBA повышает уверенность в своих силах и способностях, которая позволяет браться за более амбициозные (и более оплачиваемые) проекты внутри компании».

Здесь уместно напомнить, что работодатели мало обращают внимание на диплом MBA. Согласно исследованию рекрутинговой компании MarksMan (проводилось осенью 2008 года), лишь 8% кадровых менеджеров крупных российских и зарубежных компаний назвали наличие MBA обязательным условием при приеме на работу. Мастера делового администрирования востребованы главным образом в компаниях телекоммуникационного сектора и у международных консультантов. Несмотря на выявленную исследователями из MarksMan ограниченность рынка труда для выпускников бизнес-школ, в умах абитуриентов все еще сильна фантазия об MBA как о волшебной таблетке, способной разом решить все карьерные проблемы.

«Вы решили поступить на программу MBA. Куда вы пойдете за информацией?»

Социальные медиа стали одной из главных площадок для общения студентов и выпускников MBA. Как рассказал Дмитрий Бондарь, практически все зарубежные школы бизнеса создают аккаунты и сообщества в популярных сетях LinkedIn, Facebook и даже ведут микроблоги на ультрамодном Twitter. Социальные сети интересны и российским школам бизнеса. «ЛИНК давно работает с E-xecutive и Одноклассниками», — говорит Владимир Туманов.

Но школы на останавливаются на достигнутом. «INSEAD, Stockholm School of Economics и Duke Corporate Education открыли кампусы в Second Life (трехмерная виртуальная среда), — продолжает Дмитрий Бондарь. — А консалтинговая компания Bain даже провела в Second Life рекрутинг студентов MBA».

Актуальными остаются и традиционные способы привлечения слушателей: дни открытых дверей и выставки. Источником новых студентов становится даже деловая литература. «Преимущество книг в том, что это возможность получить нужные знания в систематизированной форме, — рассказывает Дмитрий Бондарь. — Сайты и форумы страдают тем, что нужную информацию там нужно собирать по крупицам».

«На что нужно обращать внимание при выборе бизнес-школы?»

Рейтинги — важный и надежный показатель для выбора зарубежной школы. Российская же культура независимой оценки еще далека от совершенства. «Нашей академии вообще запрещено участвовать в рейтингах, проводимых различными СМИ, — говорит замдекана ФИТБ АНХ. — Объективных критериев для составления рейтингов не так много, но даже имеющиеся не выдерживают никакой критики». Скепсис Константина Хомкина понятен: для ранжирования школ многим сейчас хватает мнения десятка экспертов, да и сами школы предоставляют о себе не всегда прозрачные данные. «Некоторые считают выпускниками всех своих клиентов, в том числе и слушателей кратких курсов или даже семинаров», — приводит пример Константин Хомкин.

В такой ситуации главным показателем качества программ для поступающих становится аккредитация. «Аудит сразу трех ведущих международных ассоциаций — AACSB, АМВА и EFMD — свидетельствует о высшем уровне качества преподавания, — уточняет Владимир Туманов. — Такую аккредитацию имеют программы MBA всего 1% школ бизнеса в мире».

Но ни поступающие на MBA, ни их будущие работодатели не понимают, что стоит за той или иной эмблемой. «Аккредитация не гарантирует наличие главных ценностей, которые бизнес-школа может дать человеку, — знаний, связей, повышения своей капитализации на рынке труда», — предостерегает Дмитрий Бондарь. А если речь идет о российской школе бизнеса, то на международном рынке труда такой диплом МВА все равно будет оцениваться как «локальный», вне зависимости от аккредитации школы. «При выборе бизнес-школы нужно составить собственный рейтинг по своим же параметрам, — рекомендует Дмитрий Бондарь. — А российские и западные рейтинги принимать во внимание только как один из факторов и ни в коем случае не делать его решающим».

«Вы согласны доплатить, чтобы получить сразу и российский, и зарубежный дипломы MBA?»

Участники Сообщества увязывают вопрос двойного диплома с размером доплаты. «Западные бизнес-школы не раздают свои дипломы бесплатно, — говорит Константин Хомкин. — Чем серьезнее и признаннее школа, тем дороже обойдется ее диплом». Сумма доплаты увеличивается из-за дополнительных модулей обучения, которые, как правило, ведутся западными преподавателями, и из-за необходимости организации международных экзаменов. Данные расходы в конечном итоге оплачивает студент. Если вам предлагают «два диплома по цене одного», это серьезный повод задуматься о поступлении в такую школу. «Законы сохранения денег» нарушить сложно, и грош цена западному сертификату, выдаваемому «условно бесплатно», рассуждает Константин Хомкин.

«Когда вы планируете поступать на MBA?»

Рецессия посеяла зерна неуверенности в умах абитуриентов. И недвусмысленно указала, за какой сегмент аудитории нужно бороться школам бизнеса. Хотя и сейчас нехватки в слушателях школы не испытывают. «По данным организации GMAC, 77% школ бизнеса в мире объявило об увеличении в этом году количества аппликантов на программы full-time», — приводит статистику Дмитрий Бондарь. Сбываются прогнозы экспертов, которые предрекали повышенное внимание к бизнес-образованию в кризис: сейчас учеба может пройти без ущерба карьере. Не жалуются и российские школы. «Набор на программы МВА вырос на 15%, — подтверждает Владимир Туманов. — Но вместе с тем снизился набор на программы повышения квалификации и профпереподготовки».

Основной удар пришелся на программы Executive MBA. Так, по информации Дмитрия Бондаря, в INSEAD набор на EMBA упал на 60-70%. Причины такого обвала стоит искать в источниках финансирования программ для топ-менеджеров: чаще всего их обучение оплачивали компании.

«Очевидно, что те, кто раньше хоть немного сомневался в выборе школы или в необходимости обучения вообще, сегодня вошли в режим ожидания», — считает Константин Хомкин.

«Как вы будете оплачивать свое обучение?»

Упадок в экономике не смог заставить управленцев отказаться от образовательных кредитов. «Такой относительно высокий процент респондентов, рассчитывающий на обучение в кредит, радует, — признается Константин Хомкин. — Приятно, что люди не прекращают инвестиции в себя и свое развитие».

Но получить заемные средства стало намного сложнее. «Многие банки прекратили выдачу образовательных кредитов или пересмотрели условия их предоставления», — комментирует менеджер по развитию молодежных программ Банка Сосьете Женераль Восток Мария Власюк.

Условия кредитования зарубежной и российской MBA в BSGV заметно отличаются. На Западе кредитом можно покрыть полную стоимость обучения (максимальный заем — до $50 тыс.). В России же заемными средствами можно погасить не более 90% (максимальный заем — $25 тыс.). По словам Марии Власюк, процентные ставки по кредитам на обучение сегодня составляют от 12-15% в долларах США, от 13-16% в евро, от 14-17% в рублях.

«Оцените ценовую политику школ бизнеса, действующих в России»

Ценообразование в российских школах бизнеса завязано на дорогостоящих преподавателях и учебных материалах. «Если вы верите, что вас обучат дешевле с тем же качеством, будьте готовы к тому, что лекции вам будут читать вузовские преподаватели по учебникам прошлого века в группах по 50-100 человек», — говорит Константин Хомкин.

Чтобы найти новые источники финансирования, российским школам стоило бы взглянуть на опыт своих зарубежных коллег. Там основная статья дохода — пожертвования выпускников и компаний, а не оплата стоимости программ. Но в России такой практике мешает несовершенство законов о спонсорстве.

Но все же цены на MBA снижаться не будут. «Высококачественное образование не должно и не может быть дешевле определенного уровня», — подводит итог Владимир Туманов. По мнению Дмитрия Бондаря, есть и другая причина для сохранения нынешних цен: «В России все дешевое воспринимается как нечто низкокачественное. Поэтому снизить цену на МВА — значит скорее потерять клиентов, чем приобрести их».