Открытое письмо Роберта Джосса (Robert Joss), декана бизнес-школы Stanford.
В мае этого года Stanford посетил Джек Уэлш (Jack Welch), экс-глава корпорации General Electric. На встрече в Memorial Auditorium, где собралось порядка 800 гостей, он рассказывал о менеджменте, лидерстве и своей новой книге, Winning.
Самая интересная мысль, высказанная Джеком Уэлшем в ходе встречи со слушателями Stanford, была очень простой. В центре понятия лидерства, сказал он, обращаясь к аудитории, находитесь не вы, а окружающие вас люди.
«Как только вы становитесь лидером, главными факторами в вашей работе становятся другие люди, — сказал Уэлш. – И ваша задача – ходить вокруг них со стаканом воды в одной руке и пакетом удобрений в другой. Относитесь к вашей команде как к семенам, из которых должен вырасти цветущий сад. Суть вашей работы в том, чтобы управлять развитием этих людей. И никто не будет знать вашу команду лучше вас самих».
Действительно. Когда профессионал, ориентированный на достижение целей проекта, переходит в разряд менеджера и начинает руководить людьми, его собственные таланты и успехи теряют первостепенное значение, потому что с этого момента главную роль начинают играть такие вещи как мотивация, наставничество, поиск ресурсов и устранение препятствий. Все усилия менеджера направлены на поддержку сотрудников. Лидерство предполагает празднование их достижений, вознаграждение их заслуг и помощь в анализе ситуации, если что-то идет не по плану. Триумф ваших сотрудников становится вашим собственным триумфом. Провалы ваших сотрудников – вашими провалами.
К сожалению, многие современные менеджеры полагают, что лидерство связано в первую очередь с эффективностью их работы. Некоторые из приверженцев таких взглядов являются высокоинтеллектуальными личностями. Они много работают и становятся генеральными директорами компаний. Но как только они занимают позицию топ-менеджера, их самодовольство берет над ними верх.
Слишком многие люди сегодня страдают навязчивыми идеями о лидерстве, а средства массовой информации зачастую провоцируют это. Нол Ливит (Hal Leavitt) в своей новой книге об иерархиях Top Down затрагивает ряд очень важных моментов. По мнению профессора Ливитта, который занимается исследованиями в области организационного поведения, повальное увлечение лидерством отчасти вызвана тем, что в нашем понимании организации стали более горизонтальными, хотя на самом деле они остаются иерархиями, пусть даже «групповыми» иерархиями или иерархиями «совместного участия». В современных компаниях цепочки распоряжений имеют сложную и размытую структуру, отследить и понять которую становится все труднее. Как следствие, навыки лидерства приобретают все большую значимость для менеджеров любого уровня, а не только для тех, кто стоит на верхушке пирамиды.
Общие черты и характеристики среди выдающихся лидеров найти довольно сложно. Что, к примеру, общего у Уинстона Черчилля (Winston Churchill) и Матери Терезы (Mother Teresa)? Тем не менее, Ливит выделяет три главных составляющих лидерства: транформация, убеждение и компетенции.
Лидеры способны изменять ситуацию. Они могут оказывать влияние на других людей, создавать у них мотивацию и вызывать желание следовать за ними. Они излучают уверенность и убежденность в том, что ситуация находится под контролем. В моем понимании, главной составляющей лидерства является понятие изменений. Настоящий лидер должен управлять действиями окружающих его людей, давая им необходимые для этого возможности, оказывая им регулярную поддержку, обеспечивая вознаграждение за успехи и стимулируя свободный обмен идеями. Нет сомнений, что, как лаконично выразился Уэлш, лидерам иногда необходимо «удобрять» своих подчиненных. Неотъемлемой составляющей процесса создания сильной команды является подбор и увольнение.
В одиночку добиться каких-либо значительных успехов в современных организациях даже самым талантливых профессионалам становится практически невозможно. Работа лидера любого уровня заключается в реализации изменений с помощью других людей. Как заметил сам Уэлш во время своего визита в Stanford, работа лидеров заключается в том, чтобы брать тех, кого уже можно назвать замечательными профессионалами, и делать из них тех, кто способен добиваться невероятных результатов.
Джек Уэлш посоветовал слушателям Stanford «удобрять» своих подчиненных
SBS Knowledgebase