Аббревиатуры бизнес-школ: системы оценки

Татьяна Юкиш Источник: «Финанс.»

Бизнес-образование имеет несколько суровых систем оценки, которые укладываются в итоге в короткие аббревиатуры на фасадах школьных сайтов. «Ф.» (журнал «Финанс.» -ред.) решил разобраться, что скрывается за непроницаемыми буквосочетаниями.

«Важно понимать, что цель аккредитаций — не ранжировать школы, а дать понять, удовлетворяет ли школа (или программа) набору критериев. Другой момент — эту обязанность изначально берут на себя разные профессиональные сообщества и организации. Часть из них ограничиваются одной географической зоной. Иногда местную, например немецкую, аккредитацию имеют совместные программы за счет участия партнера со стороны Германии. Часть замыкается на одной предметной области. Например, отраслевые аккредитации Institute of Financail Accountants (оценивает финансовую компоненту учебного курса) или EFQM, свидетельствует о качестве управления учебным заведением в целом. Они могут быть очень ценными в узких профессиональных сообществах, но не слишком подходят для ранжирования широкого ряда школ. Поэтому сравнение школ только наличию/отсутствию определенной аккредитации неправомерно, — утверждает руководитель группы по работе с бизнес-школами компании Begin Group Алла Жаворонкова. – На мой взгляд, аккредитации, носящие частный характер, сложно использовать в сравнительном анализе школ и картины рынка в целом. Однако это ни в коем случае не говорит, что они не настолько «качественны» как остальные: просто представляют собой более частные случаи». Если и сравнивать школы по количеству и «качеству» аккредитаций, то для сравнения важно выбирать общие аккредитации — наиболее значимые из присутствующих в исследовании бизнес-школ «Ф.» — международные AACSB, AMBA и европейские CEEMAN, ECBE, EFMD.

Из чего складывается интегральная оценка школы? Как правило, из оценок общей структуры управления школы, портфеля программ, преподавательского состава, состава учащихся, активности и глубины научной работы, карьерных перспектив выпускников и взаимодействия учебного заведения с работодателями, активности международных связей учебного заведения. Выделить главные критерии невозможно по определению — чтобы получить аккредитацию, школа или программа должна удовлетворять всем требованиям сразу.

Процесс аккредитации проходит по одной схеме: школа предоставляет документы, проводит самооценку, ее оценивают представители аккредитующей комиссии и участники рынка. После сбора всех документов выносится окончательное решение — удовлетворяет ли она критериям качества данной аккредитующей организации или нет. Обычно прохождение всех этапов занимает около года. Но многое зависит от быстроты сбора документов, точности понимания школой требований, загруженности представителей аккредитующей организации. «Число аккредитаций, которыми обладает школа — неоднозначный параметр для оценки, — комментирует Алла Жаворонкова. — Критерии качества у большей части мировых организаций, отличаясь деталями, совпадают в целом». Школы используют одну из двух стратегий. Либо получают как можно больше различных оценок, охватывающих все тонкости учебного процесса, либо останавливаются на 1-2 лидирующих, плюс какое-то число отраслевых аккредитаций, подтверждающих качество преподавания по отдельным дисциплинам. Причем школы с высоким качеством образования могут идти как по первому, так и по второму пути.

Наиболее известные аккредитации (в алфавитном порядке):

AACSB International (Association to Advance Collegiate Schools of Business)

Аккредитует программы по бизнес-управлению уровня бакалавриата и выше. ААСSB до недавнего времени была ассоциацией американских бизнес-школ, но вышла на международный уровень. На данный момент аккредитованы программы в 568 учебных заведениях 33 стран мира (в то числе за пределами США — 102 учебных заведения), и процесс продолжается. У AACSB есть дополнительная аккредитация в бухгалтерском учете, которой на конец мая обладала 171 программа. Учебные программы могут подавать на аккредитацию AACSB после так называемой «пре-аккредитации» — достаточно длительного пятилетнего периода.

AMBA (Association of MBAs)

Аккредитует постдипломные программы по бизнес-управлению (уровни МВА/MBM и DBA). Положительную оценку имеет 157 программа в 71 стране. В процессе аккредитации оценивается структура управления учебного заведения, преподаватели, студенты, содержание программ. Срок аккредитации — максимум 5 лет, в отдельных случаях AMBA оставляет за собой право его сократить.

CEEMAN (Central and East European Management Development Association)

Оценивает учебные заведения с программами по бизнес-управлению, начиная с бакалаврского уровня, проводящиеся на территории Центральной и Восточной Европы. Аккредитация молодая, действует с 1998 года. В отличие от большинства организаций, где минимальное требование для подачи на аккредитацию — 2 выпуска — CEEMAN требует 5 выпусков. Срок действия – 5 лет. Критериям CEEMAN соответствует 13 учебных заведений в 10 европейских странах.

ECBE (European Council for Business Education)

На преаккредитации — около 40 бизнес-школ. На полной — 30.

EFMD (European Foundation of the Management Development).

Четыре типа аккредитации. Бизнес-школы обычно бывают аккредитованы двумя: институционально — EQUIS (European Council for Business Education) и отдельные программы — EPAS (EFMD Programme Accreditation System). Аккредитацию EQUIS сегодня имеют 115 образовательных учреждений в 33 странах. Аккредитация действительна 3 или 5 лет. Аккредитацию EPAS имеют 30 программ. Срок аккредитации — на 3 и 5 лет.