Рынок корпоративных заказов внешним компаниям упал, по разным оценкам, на 70 – 90%. Поэтому естественно, что тренинговые компании обратили внимание на государственных заказчиков (министерства, госкорпорации и т.п.) Но это не значит, что сами компании с госучастием существенно повысили спрос на тренинговые услуги. Хотя в последнее время у госкомпаний появилась своеобразная «мода» учиться у бизнес-тренинговых компаний. Отчасти эта мода связана с движением специалистов корпоративного рынка в госкорпорации. Отчасти – с конкретными персонами (вспомним добрым словом Германа Грефа и министерского, и нынешнего, «сбербанковского» периода).
Основная сложность в работе с госкомпаниями – то, что решения (в нашем случае, по выбору провайдера) принимаются по не всегда понятным основаниям. Лоббизм, политизированность – наследие очень многих госструктур.
Еще одна характерная особенность – что не отслеживается реальная эффективность проведенного обучения. Это особенно было характерно раньше, когда просто брали программы для «освоения бюджета». Сейчас эта ситуация меняется, опять же с приходом людей из бизнеса.
Для провайдера необходимо быть информированным о всех проводимых госструктурами тендерах на обучение. Существует норма закона, по которому любые закупки свыше установленной суммы госкорпорациями могут производиться только на конкурсной основе. Информация об этих тендерах обязательна для публикации.
Другое дело, что положения, прописанные в тендере, конкретные условия, могут сужать выбор потенциального поставщика услуг. Иногда они таковы, что выиграть может только одна конкретная компания (например, положение о тендере может быть написано под конкретного победителя, хотя это и редкая на нашем рынке ситуация).
Для работы с госзаказами часто нужны документы, которыми далеко не все компании обладают. Например, лицензия на образовательную деятельность. Критерий формальный, но часто являющийся необходимым условием для работы с рядом госкорпораций.
И, конечно, получить заказ – это еще не все (хотя и «больше половины» дела). Поскольку такие заказы часто предполагают большие объемы, надо иметь длинную «скамейку запасных» – собственных тренеров с стандартизированными программами.