В бизнес-образовании должны действовать особые правила оценки знаний

Елена Хотулева

Вопрос соответствия экзаменационных оценок реальному уровню подготовки студентов и выпускников в системе российского образования всегда стоял достаточно остро. В поисках оптимальной формулы оценки предлагали самые разнообразные форматы: устные проверки заменяли письменными, внедряли системы запечатанных конвертов и зашифрованных фамилий, а также активно продвигали тесты. По мнению специалистов, сегодня самой сложной областью, в которой необходимо использовать особые подходы к оценке результатов обучения, является бизнес-образование. Менеджмент — тонкая сфера деятельности, в которой существует не одно, а целый спектр возможных решений. Поэтому к студентам бизнес-школ практически неприменимы тестовые методы и субъективное отношение на экзаменах.

Знать или уметь?

Смысл любого экзамена заключается в определении, достиг ли выпускник целей, поставленных перед ним учебным заведением. Исходя из этого принципа экзамены в вузах коренным образом отличаются от итоговых и промежуточных аттестаций в бизнес-школах.

Цель высшего образования, за которую ему часто достается от работодателей, — передать студентам только теоретические знания в области той специальности, которую они выбрали, и проверить, насколько хорошо студенты владеют предложенной информацией. Однако дальнейшая профессиональная деятельность выпускников происходит на стыке дисциплин, изученных в вузе. И уже от способностей выпускника зависит, насколько умело в своей практике он сможет оперировать полученными знаниями.

Бизнес-школы, отдавая себе отчет, что у них за партой сидит студент, нацеленный на получение скорейшего результата от своего обучения, не могут себе позволить пространных лекций о менеджменте. Хотя многие бизнес-школы, придерживающиеся классической модели образования, все же такими лекциями грешат. «Обучение в прогрессивных бизнес-школах строится на отработке навыков ведения бизнеса, поэтому экзамены в бизнес-образовании следует понимать как работу, наглядно демонстрирующую, достигнут ли студентом тот уровень навыков и компетенций, которые требует даже не учебное заведение, а сама жизнь. Здесь практически не идет речь о проверке знаний как таковых (так как в бизнес-образовании уделяют мало времени чистой теории), но зато проверка компетенций должна проходить на высшем уровне, — поясняет ректор Международного института менеджмента ЛИНК Сергей Щенников. — Для нас экзамен — важнейший элемент образовательного процесса, подготовка к которому заставляет студентов окончательно понять и увидеть связь между отдельными частями целого».

По мнению директора Центра программ MBA (Master of Business Administration, дополнительное образование для менеджеров высшего управленческого звена) Московской международной высшей школы бизнеса МИРБИС Екатерины Лисицыной, система оценки результатов бизнес-образования должна отличаться от вузовской настолько, насколько различны и сами системы обучения: «Мы учим наших слушателей разрабатывать и принимать решения, а не только знать определенную информацию. В каждой дисциплине есть информационная часть (направленная на передачу знаний) и управленческая (формирующая умения и навыки). И поскольку эти части должны быть едины, проверять итог обучения следует комплексно: с помощью кейсов, подготовки управленческих документов, презентации работ, решений конкретных примеров и тестирования».

А руководитель российско-голландского проекта «Маркетинговое образование в России (РИМА)» Людмила Деревягина отмечает, что бизнес-образование — это образование практико-ориентированное, основная цель которого заключается не только в получении новых знаний или систематизации прежних. Самое главное, что должно давать слушателям хорошее бизнес-образование, — это приобретение навыков и умений, которые позволят специалистам выйти на высокий уровень профессионализма и дадут большие возможности карьерного роста. Поэтому при оценке результатов обучения следует определять, в какой степени слушатели приобрели навыки комплексного анализа проблем и обоснования решений с использованием знаний различных областей.

К вопросу о тестах

Здесь следует отметить, что относительно тестирования у специалистов нет единого мнения. Так, Сергей Щенников убежден, что результаты современного бизнес-образования никогда и ни при каких обстоятельствах нельзя оценивать с помощью тестов. «Любой, даже самый совершенный тест предполагает наличие одного или нескольких правильных ответов-заготовок. Но именно это обесценивает тесты как систему проверки. Даже итог обучения на чисто теоретических курсах (довольно редких для программ бизнес-образования) нельзя оценивать по принципу «помню — не помню», поскольку в любой бизнес-дисциплине существует множество нюансов, а понимание и умение правильно их использовать невозможно проверить с помощью набора готовых ответов», — считает ректор ЛИНК.

Иного мнения придерживаются специалисты МИРБИС. «Конечно, тестом в бизнес-образовании нельзя проверить целую дисциплину, так как основа обучения — это формирование компетенций, а не только передача знаний. Но зато тестирование вполне возможно применять при проверке информационной составляющей в конкретной дисциплине (например, в бухгалтерском учете), что позволяет оценить знание многих тонкостей данной области», — отмечает Екатерина Лисицына.

Положительно относятся к тестовой системе и специалисты проекта РИМА. «Такой экзаменационный формат можно рассматривать как один из элементов, который наряду с кейсом является ключевым в нашей системе итоговой аттестации. Тесты позволяют оценить определенные компетенции, приобретенные слушателями (например, знание, понимание, обоснование решения). Они требуют относительно небольшого времени для проведения и проверки, и, кроме того, в определенном смысле тесты похожи на некоторые ситуации принятия решений, когда за ограниченное время необходимо выбрать один из имеющихся вариантов. Конечно, если есть готовые варианты ответов, то у слушателей может возникнуть желание угадать правильное решение, а не думать над его поиском. Но даже несмотря на это, тесты широко используют и для текущего контроля (несколько раз в семестре), и для итоговых аттестаций», — рассказывает Людмила Деревягина.

Нет субъективному подходу

Одним из наиболее важных вопросов оценки результатов бизнес-образования является исключение влияния субъективного фактора на итоговый результат. Баллы должны быть гарантированно достоверными, а для этого любая проверка или экзамен должны включать целый комплекс оценочных методов. Специалисты бизнес-школы МИРБИС поясняют, что чаще всего заключительная оценка (по той или иной дисциплине) складывается из трех составляющих: проверки работы в аудитории, анализа работы в виртуальном классе и оценки, которую слушатели выставляют друг другу. А оценка аттестационной работы состоит из оценок внешнего рецензента и отдельных членов аттестационной комиссии. Например, в дисциплине «финансовый менеджмент» слушатели занимаются формированием кредитной политики, пишут программы по оптимизации финансовой структуры капитала и проводят деловую игру по планированию денежных потоков. После этого первые две работы оценивает преподаватель. А в рамках третьей работы слушатели оценивают друг друга, выделяя презентационную составляющую по множеству критериев.

Руководитель российско-голландского проекта «Маркетинговое образование в России (РИМА)» Людмила Деревягина рассказывает, что для исключения субъективного фактора все экзамены следует проводить только в письменной форме. «К примеру, у нас для организации проведения экзамена создан комитет из российских и голландских экспертов. В его задачи входят разработка экзаменационных заданий и установление критериев оценки при проверке работ, а также утверждение результатов экзаменов. Причем проверку этих работ могут осуществлять два преподавателя. Кроме того, нельзя не предусматривать и возможность проведения апелляции, когда слушателям предоставляют право ознакомиться с работой и узнать обоснования выставленной оценки», — рассказывает Людмила Деревягина.

В ЛИНК же, который сотрудничает с Открытым университетом Великобритании, на первое место по важности ставят беспристрастность в оценке результатов обучения и соответствие оценок международным стандартам. Студенты Открытого университета, который ведет свою образовательную деятельность на всех континентах, на экзаменах отвечают на один и тот же билет. Так Открытый университет имеет возможность оценивать ответы студентов по единому международному стандарту, соотносить уровни подготовки менеджеров между странами и делать выводы для корректировки качества обучения. Экзамены проводят в письменной форме, причем свои работы слушатели подписывают не именами и фамилиями, а идентификационными номерами. Проверочная комиссия строго отслеживает, чтобы работы студентов не попадали на проверку к их основному преподавателю — тьютору. При этом система проверки экзаменационных работ состоит из нескольких уровней, что практически полностью исключает возможность неверной оценки из-за субъективности проверяющего.

«На первом этапе экзаменаторы выбирают несколько работ, которые становятся основой для определения критериев оценки результатов экзаменов. Эти критерии специалисты ЛИНК согласовывают с коллегами из Открытого университета Великобритании и со специалистами из других европейских вузов (партнеров Открытого университета). И уже на основании этих выработанных критериев проверяют все остальные работы. После этого выбранные случайным образом экземпляры отправляют на повторную проверку другим экзаменаторам (их называют «мониторы»), задачей которых является оценка качества осуществленной проверки. «Мониторы» могут рекомендовать повысить или понизить оценки конкретного проверяющего, однако о своих решениях они обязаны отчитываться перед Открытым университетом. Характерно, что параллельно с мониторингом происходит и проверка других работ (тоже выбранных случайным способом). Их переводят на английский язык и отправляют британским специалистам. В итоге все оценки, выставленные российскими и зарубежными экзаменаторами, сопоставляют и, если в ходе проверки выявляются расхождения, работы еще раз проверяют на экзаменационной комиссии. Таким образом, субъективный фактор полностью исключается», — поясняет ректор ЛИНК Сергей Щенников.

Основные тенденции в российском бизнес-обучении в 2021 году

Эксперт EastRussia назвала основные тенденции в бизнес-обучении в 2021 году: от идеи lifelong learning до точечных компетенций и soft skills...

Последний звонок. Ситуация на рынке бизнес-образования

За время кризиса спрос на MBA и EMBA просел на треть и вряд ли восстановится в ближайшем будущем.

Проектирование интегрированной в бизнес модели обучения руководителей

Обучение руководителей – важный социальный фактор как на микроуровне, так и на макроуровне экономики страны...

Макроэкономические тенденции развития России: влияние на бизнес-образование

Какие вызовы ожидают бизнес-образование в условиях современной экономической и политической турбулентности?

В бизнес-образовании должны действовать особые правила оценки знаний

Обновлен Рейтинг лучших российских вузов в 2023 году, выпускающих самых востребованных специалистов

Рейтинг лучших российских вузов в 2023 году  по 12 профессиональным сферам. В Рейтинг вошли 11 вузов Свердловской области.