Кризисный период – благоприятное время для модернизации кадровой работы

Анна Битько

Многие уже не понаслышке познакомились с реалиями кризисного периода. Однако, решая задачи финансовой оптимизации деятельности, не стоит забывать о мотивации персонала к дальнейшему труду.

Без страха

Несмотря на то обстоятельство, что беспокойство за свое будущее в форме страха потерять работу является действенным видом мотивации, в условиях кризиса использовать его (тем более – только его) не вполне уместно. СМИ, общественное мнение, слухи и так создают не слишком оптимистичную картину происходящего, и запугивание лишением рабочего места может дать нежелательный эффект полной дестабилизации обстановки в коллективе.

Не стоит никого пугать! Вполне вероятный эффект подобной меры – депрессивные настроения, безразличие сотрудников к своим обязанностям и, как закономерное следствие, значительное ухудшение качества работы.

Более продуктивным методом работы с персоналом в непростой период будет информирование о текущем состоянии организации, перспективах и, если имеются серьезные проблемы, о возможных путях их решения.
При решении вопроса о том, что и как стоит донести до сотрудников, самое трудное – выбрать корректную форму для плохих новостей: увольнение, перераспределение функций, сокращение зарплаты, минимизация премий. Оптимально, если эта информация также появится в открытом доступе как можно раньше.

Только плюсы

Одного лишь отказа от отрицательной мотивации, особенно в условиях кризиса, недостаточно. Для поддержания лояльности сотрудников на должном уровне руководству или HR-подразделению необходимо разработать и провести ряд мер, направленных на укрепление чувства безопасности и развития у персонала ощущения значимости от вклада в общее дело.

Первая задача, конечно, более сложна для выполнения (какая же стабильность может быть в кризис?), но, тем не менее, несколько вариантов ее решения есть. Если возникла необходимость в сокращении штата, то лучше детально продумать его масштабы и объявить об этом одномоментно, нежели раз в две недели сообщать эту новость то одному, то другому сотруднику.

Говоря же о второй задаче, отметим, что оптимальным решением является вовлечение сотрудников в процесс разработки антикризисных мер. Это позволяет достичь сразу нескольких целей, важных как для каждого из них лично, так и для компании в целом: возникновение чувства прямой причастности к судьбе организации, уверенность в себе как сотруднике, повышение эффективности антикризисных мер.

Все по-новому

Кризисный период – благоприятное время для модернизации кадровой работы, ликвидации устаревших и применения новых методов. Идеи обновления очень продуктивны для улучшения психологического климата и могут быть реализованы как в значимых процессах – вроде перераспределения функций, слияния отделов или отдельных позиций, так и в менее важном – так, можно, например, сделать перестановку мебели или внести в интерьер помещений какие-то минимальные изменения (если позволяют финансы).

Разумная реорганизация на всех уровнях дает понять персоналу, что начинается новый этап в работе компании, а значит, кризис оказался не столь опасным. В то же время это хорошая возможность для менеджмента ввести некие, вероятно, не слишком приятные, но полезные новшества.

Удачным (и, что немаловажно, полезным) символом нового периода будет проведение какого-либо тренинга, направленного на оптимизацию работы сотрудников, обучение их новым навыкам или же на сплочение коллектива.

Вместе сможем

Поддержание лояльности персонала в период кризиса трудно представить без активного использования элементов корпоративной культуры: праздников, традиций, ритуалов.

Если финансовая ситуация не позволяет проведение корпоративных мероприятий на «докризисном» уровне, лучше не отказываться от них вообще, а найти разумную альтернативу: например, организовать праздник в рабочем помещении, в формате выезда на природу или посещения сотрудниками какого-нибудь концерта или иного мероприятия. При этом важно, чтобы праздник состоялся для всех, а не для избранных, так как в кризисный период это может быть воспринято персоналом не вполне адекватно и вызвать неприязненные чувства.

Как понять, что сотрудник недоволен работой и готов уволиться?

Об основных признаках, которые указывают на то, что сотрудник недоволен работой и в скором времени может уволиться...

Что сделать для повышения производительности труда офисных сотрудников?

Управление персоналом в реалиях современной жизни складывается из огромного количества составляющих, каждая из которых важна и требует внимательного рассмотрения. Одним из значительных моментов является...

Государство вплотную занялось подготовкой кадров для управляющих компаний в сфере ЖКХ

На сегодняшний день услуги управляющих компаний повсеместно применяются на территории России, в связи с чем востребованы специалисты соответствующих специальностей, обладающие необходимыми знаниями для грамотного...

Как повысить эффективность работы сотрудников?

На современном этапе организация деятельности любой компании предусматривает учет огромного количества моментов, особенно тех, что связаны с управлением персоналом. В этой сфере не существует...

Кризисный период – благоприятное время для модернизации кадровой работы

Обновлен Рейтинг лучших российских вузов в 2023 году, выпускающих самых востребованных специалистов

Рейтинг лучших российских вузов в 2023 году  по 12 профессиональным сферам. В Рейтинг вошли 11 вузов Свердловской области.