Дело не в том, чтобы просто получать новую информацию. Эффективность обучения зависит от того, насколько успешно менеджер сможет «связывать» полученную информацию и применять эти знания вне классной аудитории, т.е. на рабочем месте. Другими словами, нужно такое обучение, которое бы стало причиной измененного отношения, веры и поведения.
Высокоэффективное обучение
Деловая пресса продолжает подвергать сомнению эффективность программ бизнес-образования. Вынуждены признать, что порой выпускник бизнес-школы, увы, не может показать конечный «результат» своего обучения. Такого рода образованию необходимо увеличить показатель ROI, чтобы успешно обороняться от нападок СМИ. Вопрос возникает один – как этого добиться? За прошедшие два года мы постарались найти среди внекампусных обучающих программ, предлагаемых в университете IMD, какие-то общие черты, позволяющие сформировать своего рода высокопроизводительное обучение. Под этим мы подразумеваем такой процесс, который может быть применен на практике, не теряя своей теоретической базы.
В этой статье мы постараемся кратко подытожить свои наблюдения. Надеемся, они помогут вам понять, что является источником опыта высокоэффективного обучения. Вы сможете выбрать наиболее оптимальный маршрут для своего путешествия в мире образования. Не менее важно то, чтобы вы нашли такой вариант, который позволил бы вам применить полученный опыт внутри своей собственной компании и самому обучать собственных сотрудников.
Чтобы добиться настоящего успеха, управленцам завтрашнего дня придется объединить свою интуицию с искусством и наукой менеджмента. Увы, надеяться на возможное появление музы творчества, постигать тайны менеджмента исключительно в рамках корпоративных обучающих программ или запрашивать совета у консультантов и академиков науки – значит заранее потерпеть неудачу.
Менеджеры должны интегрировать свое интуитивное понимание каждого вида деловой деятельности, с которым им приходится сталкиваться. В то же время они должны управлять как своими настроениями, так и эмоциями других людей.
Зададимся вопросом – что необходимо сделать или изменить, чтобы добиться увеличения доли отдачи бизнес-образования? Ответ на этот вопрос прост: надо самым активным образом находить и применять на практике лучшие моменты из полученных знаний.
Во-первых, необходимо создать более широкую перспективу того, что и когда действительно нужно управленцам. Система непрерывного образования навряд ли останется фаворитом в своей области по той причине, что сегодняшний мир постоянно изменяется, а глубокие внутренние связи этого мира означают то, что образование должно включать в себя не только рациональное запоминание образовательных моделей и фактов, но и искусство управлять деятельностью людей как в организационной, так и в географической или культурной сферах. Нельзя понимать под бизнес-образованием только программы МВА; по мере своего карьерного роста менеджеры вынуждены решать разного рода проблемы, и для этого им требуется разнообразная подготовка.
К примеру, молодым менеджерам требуется получение навыков в новых для них областях, таких как маркетинг и финансы. В то же время управленцам более высокого уровня следует сконцентрироваться больше на развитии способностей пространственного мышления, создавая правильную стратегию и выбирая нужное направление дальнейшей деятельности компании. Следует принять во внимание тот факт, что слушатели программ вынуждены изучать новые подходы к решению различных проблем в течение нескольких дней или недель, а не лет.
Чтобы удовлетворить этим требования, необходимо изменить саму манеру преподавания нового материала. Львиная доля бизнес-образования основывается на традиционных университетских программах. В свою очередь, хорошие университетские программы создаются на базе рациональной логики, а также на основе последних изысканий в данной области. Такие программы «выдаются» студентам (обычно молодым) в виде серии лекций. Зрелые же менеджеры часто используют в работе интуитивные подходы и довольно скептически относятся к рационально-логической манере преподавания. Таких слушателей может заворожить лишь замечательный преподаватель с немалым опытом, но добиться этого он сможет, только выйдя за рамки логики и добавив в лекцию эмоциональный аспект.
Подобная ситуация складывается с методом разбора конкретных ситуаций (так называемый «case method»). Данный метод отлично подходит на роль полноценного введения молодых менеджеров в мир бизнеса и развития навыков решения проблем. Зрелые менеджеры же приходят на занятия со своими конкретными ситуациями и опытом. Им требуется не столько умение решать проблемы, сколько поиск новых путей и способы осуществления идей.
Другие новшества – использование мультимедийных средств и приглашение специальных гостей – могут повысить эффективность обучения, хотя сами по себе не дают того, что необходимо для выпуска действительно разносторонне подготовленных специалистов. То, что действительно требуется в этом случае – это бизнес-образование, которое способно показывать действительно высокую производительность и отдачу.
Дело не в том, чтобы просто получать новую информацию. Эффективность обучения зависит от того, насколько успешно менеджер сможет связывать полученную информацию и применять эти знания вне классной аудитории, т.е. на рабочем месте. Другими словами, нужно такое обучение, которое бы стало причиной измененного отношения, веры и поведения.
Подобный метод обучения представляет собой разносторонний, но в тоже время целостный подход к развитию человека как личности, которая осознает невозможность отделения рационального элемента обучения от эмоционального. По своей сути, обучение направлено не только на то, чтобы растягивать возможности ума человека, но и на управление собственными эмоциями и отношениями с окружающими.
Факторы, влияющие на эффективность обучения
Если проанализировать последние исследования мозговых клеток человека и его сознания, а также ознакомиться с наиболее успешными программами IMD, через которые прошли тысячи менеджеров из сотен различных компаний, можно увидеть, что наиболее важными факторами при создании эффективной системы обучения являются следующие элементы:
Эмоциональные подъемы: исключительное задействование менеджеров как на интеллектуальном, так и на эмоциональном уровнях. Для открытия новых перспектив чрезвычайно важно выйти за пределы так называемой «зоны комфорта», где положительные эмоции становятся основой для обучения и применения полученных навыков.
Вдохновляющие роли: активное управление отношениями между участниками и инструктором для создания благоприятных условий обучения.
Приближенность к реальности: симуляция ежедневных задач, происходящих в действительности. Это позволяет создать элемент личного интереса и способствует более активному запоминанию новой информации. Стоит отметить, что подобный метод требует очень глубокого понимания той среды, в которой работают менеджеры.
Трехмерное обучение: активизирует интеллектуальное и эмоциональное сознание, а также его применение на практике. Чем больше количество применяемых методов и стимулов, тем быстрее идет процесс активизации.
На основе готовящейся к публикации книге «Mastering Executive Education: How to Combine Content with Context and Emotion, The IMD Guide» (издательство FT Prentice Hall)