О ситуации на рынке труда: Чего ждать от кризиса медиасообществу?

Алиса Кустикова

Мощная волна кризиса, обрушившаяся на рынок труда в конце прошлого года, первой затронула медиаотрасль. Сокращения и реорганизация коснулись практически каждой редакции. Чего ждать от кризиса медиасообществу?

О ситуации на рынке труда рассказывает директор петербургского филиала HeadHunter Юлия Сахарова.

Расскажите, пожалуйста, что сегодня происходит в медиасфере. Применительно ли говорить о второй волне сокращений?

— Львиная доля тех, с кем хотели расстаться компании вне зависимости от отраслевой принадлежности, была сокращена еще в четвертом квартале 2008 года. Те сокращения, которые происходят сейчас, в меньшей степени связаны с общим сокращениями штатов. Сегодняшние процессы отчасти связаны с реструктуризацией бизнеса, отказом от убыточных направлений и дублирующих функций, а отчасти – с тем, что компании либо сворачивают свою деятельность, либо ликвидируют бизнес вообще. Нынешняя ситуация – время стабилизации. Количество открытых вакансий перестало падать. Однако сокращения были настолько мощными, что сегодня количество соискателей, находящихся в активном поиске работы, очень велико. Так, если в августе на одну вакансию в сфере СМИ откликалось в среднем 69 человек, то в конце февраля число откликов выросло до 170.

Как в связи с этим меняются требования к специалистам?

— В последние годы компании расширяли штат, открывая вакансии маркетологов, пиарщиков, специалистов бэкофиса, рекламистов, HR-ов. При этом функции специалистов дифференцировались, что всегда происходит при естественном развитии профессии. Сейчас в связи с кризисом количество функций у одного специалиста снова увеличивается и компании возвращаются к тому, чтобы соединить обязанности нескольких сотрудников в одну должность. К примеру, по законам развития журналистской профессии появились люди, которые освещали события в одной определенной отрасли. Сейчас востребованы специалисты, которые готовы писать материалы обо всем (экономике, политике, культуре, рынке труда) – качество работы от этого страдает. К сожалению, кризисные процессы ведут с точки зрения дифференциации функционала к откату на 4-5 лет назад.

Получается, для профессии кризис негативен?

— На этот вопрос нельзя дать однозначного ответа. С одной стороны, это полезно профессионалам — в кризисной ситуации люди вынуждены учиться. Они расширяют диапазон своей деятельности, повышают познания в близлежащих отраслях. С другой стороны, это вредно для самой профессии, потому что рынок потратил значительное время на специализацию и разделение функционала. Сейчас же зачастую от специалиста хотят совмещения обязанностей: «ты нам маркетинг сделай, рекламную кампанию проведи, пропиарь в СМИ и, что тебе стоит, нарисуй модуль». Стараясь успеть многое в разных отраслях, сотрудник автоматически превращается в дилетанта, растет вширь, а не вглубь профессии.

В начале кризиса много говорилось о том, что журналистика в силу своей востребованности населением пострадает меньше других специальностей медиаотрасли. Прогноз сбылся?

— На мой взгляд, эта позиция основывалась на неверных исходных данных. Сейчас идет реорганизация активов компаний, в том числе и медийных. Холдинги анализируют, какие из СМИ для них по-прежнему ценны и доходны. Проекты, которые практически не приносят прибыли, а только «проедают бюджет», безжалостно закрываются.Мне кажется, что от кризиса пострадали в большей степени журналисты, затем рекламисты и PR-специалисты, и на последнем месте — маркетологи. С точки зрения ценности для бизнеса выстраивается именно такая иерархия специальностей медиаотрасли. Маркетологи, которые просчитывают: куда идти со своим товаром, куда его можно продать — более актуальны для компании. Также стоит отметить, что большинство вакансий в СМИ на данный момент составляют менеджеры по продаже рекламы.

Когда можно ждать позитивных изменений на рынке?

— Спад на рынке труда был резким, сейчас наблюдается период стабилизации, следовательно, подъем будет постепенным. В целом 2009 год — самый тяжелый для экономики и медиаотрасли, он может обозначить кардинальные сломы карьеры. В 2010-2011 годах рынок труда ждет медленный, неспешный рост. Связано это обстоятельство с человеческим фактором. «Обжегшись» и сократившись, руководители компаний поняли, что могут работать без «раздутого» штата, соответственно, даже при улучшении ситуации набирать сотрудников будут неспешно и робко. Зарплаты также не скоро вернутся к докризисному уровню. Сейчас открытые позиции выпускающих редакторов предлагают зарплату 20-30 тыс. рублей, корреспондентов – 10-20 тыс. рублей. Если перегретость рынка и возникнет вновь, то произойдет это не раньше 2015 года. В любом случае рост вакансий и зарплат начнется, когда произойдут положительные сдвиги в экономике, пойдет рост продаж, компании возобновят планы развития и активизируют свою рекламную активность.

По всей видимости, ждать позитивных изменений придется долго. Что делать тем, кто потерял работу сегодня?

— Есть два варианта. Первый — любой ценой остаться в профессии. Быть готовым к тому, что вакансий на рынке ноль, месяц-два искать работу и, не найдя ее, перебиваться фрилансом. Иными словами, «сохранять ниточку того, что я не ушел из профессии, а в ней продолжился». Это очень трудный путь для специалистов. Второй вариант – когда человек сталкивается с серьезными экономическими трудностями. В этой ситуации люди рассматривают вакансии самого широкого диапазона. На форуме экономически активных граждан я беседовала с соискателем, работающим в сфере маркетинга. Он рассказал: «Мне нужны деньги, я не могу сейчас найти работу. Если я пойду сейчас бомбить на машине, найду временную работу, как на меня посмотрят работодатели через год, когда я вернусь в профессию?» Это хороший вопрос.

Действительно, как работодатели будут относиться к специалистам, которые покинули профессию в кризисные времена? Какой статус в таком случае приобретут «выжившие» в профессии?

— Это будут закаленные бойцы, и если экономическая ситуация и нервы позволяют пройти через кризис, такие кадры будут иметь особенную ценность. Но и те, кто временно ушел из профессии, могут не переживать. Скорее всего, вопросы «Почему вы не занимались профессией?» будут задаваться работодателем с пониманием, во многих случаях ясно, что ситуация была вынужденной. Конечно, все это верно при условии, что профессия не требует постоянной практики и долгий перерыв чреват потерей квалификации.

Ситуация с профессионалами более или менее ясна, а что делать выпускникам?

— Сегодняшняя ситуация на рынке труда усложняется перепроизводством специалистов в гуманитарной сфере. Дело в том, что Петербург — интеллигентный город, и у нас не принято, чтобы мальчики и девочки из нормальных семей шли работать на завод. Бизнес высшего образования стал развиваться достаточно серьезно, и стало ясно, что именно гуманитарное образование позволит вузам зарабатывать деньги. Трудно заработать деньги на технических специальностях, которые требуют серьезных вложений в материальную базу. Гораздо проще и дешевле открыть гуманитарные кафедры, не требующие дорогого оборудования.В итоге к началу кризиса чуть ли не в каждом петербургском вузе существовала кафедра по связям с общественностью, кафедра маркетинга или рекламы. По популярности эти специальности занимают второе место среди выпускников Санкт-Петербургского политехнического университета, ИТМО, ЛЭТИ, Финэка. В этой сфере работают, работали или хотят работать от 12 до 20 % их выпускников. Стоит отметить, что позитивное действие кризиса проявляется в том, что люди, которые пришли в профессию без горячего желания заниматься ей всю жизнь, скорее всего, переквалифицируются.

Какой специалист сегодня востребован в отрасли? Какими качествами он должен обладать, чтобы рассчитывать сегодня либо остаться на своем рабочем месте, либо найти его?

— Очевидно, что шансов больше имеет профессионал с солидным опытом работы. Кроме того, важно быть готовым к тому, что в вашей работе появятся новые зоны ответственности. Понятно, что кризис пройдут люди активные и с «акцентом на креативность». Необходим оптимизм. Часть руководителей могут отказаться даже от хороших специалистов из-за того, что его психологические качества вызывают упадок сил духа у коллег. Дело в том, что сейчас для специалистов психологически тяжелое время: тот подъем производительности труда, который произошел в четвертом квартале 2008 года, когда все стали усиленно работать, затих. В большинстве компаний производительность либо упала, либо осталась на прежнем уровне. Люди находятся в ситуации дистресса – невозможно слишком долго находиться в ситуации страха и «рвать жилы». Рано или поздно становится все равно. Но это безразличие тоже пройдет, и в середине года произойдет определенная стабилизация настроений. Сегодня работодатели могут выбирать. Раньше гнались за талантами, предлагая им различные бонусы и социальные блага, сегодня соискатели охотятся за вакансиями, конкурируя не только за счет профессиональных качеств, зарплатных ожиданий, но и личных качеств. К сожалению, профессионализм — не гарантия трудоустройства… Это вызывает немалое осуждение у других сотрудников, «увольняют профессионалов, оставляют далеко не лучших», комментируют ситуацию они. Сокращают и людей, с которыми просто неудобно работать.

У работодателей есть возможность диктовать свои условия, пользуясь ситуацией кризиса. Стоит ли ей пользоваться?

— Нужно понимать, что компании находятся в сложной ситуации: невозможность кредитования, сужение рынков сбыта, падение продаж, высокие расходы на персонал. Однако и сейчас есть компании, которые проходят кризис с «человеческим лицом», занимаясь своим брендом как привлекательного работодателя. Необходимо воспитывать эту ментальность. Как не было бы плохо, важно понимать, что люди – основной ресурс, на котором компании делают деньги. Недальновидно в условиях кризиса разбрасываться людьми, обманывать их, «выжимать соки», тем самым формируя негативные эмоции и обиду по отношению к компании. Тем более если говорить о СМИ, то в медиасообществе и в Интернете подобные события получают мгновенную огласку и могут нанести сильный вред репутации компании на рынке.

Как определить работодателя-мошенника

Соискателям важно не забывать про осмотрительность: бывают работодатели-мошенники.

Что важно знать родителям про трудоустройство подростка. Отвечает юрист SuperJob

Подработка на время летних каникул — отличное решение для школьника или студента. Как поступить родителям, чтобы их ребенка не обманули при первом трудоустройстве, рассказывает...

Как защититься от мошенников, которые действуют под видом работодателей. Рассказывает юрист HeadHunter

Эксперт по трудовому праву, юрист hh.ru Татьяна Нечаева рассказала, как не стать жертвой мошенников, которые действуют под видом работодателей, и какие вакансии должны вызывать...

Что делать, если стало известно о скором сокращении?

Сейчас, когда некоторые компании оказались в сложном экономическом положении, исключать риск потери работы нельзя, даже если вы хороший сотрудник. Что предпринять, если вам сообщили...

О ситуации на рынке труда: Чего ждать от кризиса медиасообществу?

Топ-10 Рейтинга технических вузов России 2023 по уровню зарплат выпускников IT-направления

SuperJob опубликовал рейтинг российских вузов по уровню зарплат молодых IT-специалистов , окончившие вузы в 2017-2022 гг.