Ситуация на рынке дополнительного образования в Казани. Мнения участников

Источник: TatCenter.ru

Если государственные вузы в нынешней ситуации могут рассчитывать хоть на какую-то поддержку извне, то учреждениям дополнительного образования масштабной помощи ждать просто неоткуда.

Еще год назад…

Летом 2008 года спрос на рынке образовательных услуг был как никогда высок. Экономический рост, большое количество инвестиционных проектов, желание современной молодежи и более зрелых специалистов быть всесторонне подкованными, а также обновлять свои знания в соответствии с требованиями времени не давали зарастать тропинкам к учреждениям дополнительного образования.

Особой популярностью пользовались долгосрочные и недешевые программы подготовки в бизнес-школах, корпоративные курсы, разработанные специально под индивидуального заказчика, коучинги (англ. сoaching – занятия по передаче опыта от профессионала в той или иной области менее опытному специалисту, проекты, нацеленные на получение максимального результата благодаря совместной деятельности), разного рода психологические тренинги и варианты дистанционного обучения.

Кроме того, стабильно люди шли и на разного рода занятия для души: курсы кройки и шитья, дизайна, визажистов, массажистов, компьютерной грамотности и т.д. Студенты с большой охотой ходили на программы освоения бухгалтерских программ и обучения иностранным языкам.

Полгода назад…

Кризис в явной форме проявился в России в конце сентября 2008 года. Удивительно, но спрос на рынке образовательных услуг пошел вниз очень быстро: уже к началу декабря он сократился на 15-30% от летних объемов.

Илья Антонов, директор НОУ ДПО «Международный центр делового образования «ЛИНК»:

— С началом кризиса корпоративный спрос сократился процентов на 40-60%, зато индивидуальный сегмент, напротив, вырос на 20%. Что касается приоритетов обучающихся по выбору программ, то сейчас люди отдают предпочтение менеджменту, финансовым дисциплинам и т.п. Растет также спрос и на бизнес-планирование. Люди приходят за реальными знаниями, ищут ответы на конкретные вопросы, поэтому больше всего их интересуют практикоориентированные технологии. Интересно, что активность проявляют не только собственники бизнеса, но и наемные работники, причем в процентном соотношении последних даже больше.

Что касается антикризисных мер, то мы применяем систему скидок, разного рода программы лояльности.

Самым масштабным и скороспелым способом борьбы за клиента стали предложения образовательными центрами специализированных программ антикризисных тренингов или включение таких занятий, например, в курсы обучения менеджеров и маркетологов. Этот ход оказался достаточно своевременным, но его крупным недостатком было то, что подобные курсы порой отличались довольно низким качеством. Составленные на скорую руку, они не соответствовали реальным потребностям бизнеса, который искал ответ на вопрос, как продолжать развиваться с минимальными нагрузками для бюджета без катастрофического снижения эффективности в новых экономических условиях.

Сейчас…

По мнению специалистов, в этом году должен возрасти спрос на краткосрочные курсы профессиональной подготовки и переподготовки кадров. Они, как правило, направлены на изучение последних новинок в законодательстве, освоение секретов ведения бизнеса при постоянно меняющейся рыночной конъюнктуре, возможных методов оптимизации издержек, повышения производительности труда, использования зарубежных стратегий и тактик выживания. Именно за этим на курсы приходят бизнесмены.

Рекрутеры, посещая такого рода семинары, обычно ищут способы выявления наименее ценных для компании сотрудников, а также повышения отдачи персонала и его мотивации. Зная о таких потребностях рынка, руководство учебных центров обычно приглашает для ведения занятий признанных специалистов в своей области для чтения обзорных или тематических лекций, а также предлагает программы совмещения обучающего и консультационного курсов с целью максимизации полезности для своих клиентов.

Другой яркой кризисной тенденцией стало и повышение внимания к внутреннему обучению в самих компаниях. Так, популярность приобретают различные формы наставничества, инструктажей, мастер-классов. Таким образом, российские фирмы все чаще обращаются к опыту своих зарубежных коллег, активно прививая молодым сотрудникам правила корпоративной культуры и этики. Не секрет, что за рубежом и в местных представительствах иностранных компаний выпускников вузов сначала берут на годичные или более стажировки, выделяют им фронт работы, оценивают их труд и только потом делегируют им более серьезные полномочия. Такой метод работы позволяет достигать одновременно нескольких целей: «выращивать» специалиста с учетом специфики деятельности компании, экономить на дорогих приглашенных менеджерах, воспитывать лояльность к компании, мотивировать человека к профессиональному росту.

Неплохо в нынешних условиях себя чувствуют и программы подготовки специалистов в области делового администрирования или MBA. Дело в том, что люди сейчас идут туда, стремясь использовать появившееся свободное время для получения конкурентных преимуществ на рынке труда в посткризисный период. Впрочем, корпорации тоже все ещё делают ставку на выпускников бизнес-школ, хотя устроиться на работу последним в этом году, безусловно, будет гораздо труднее, чем в 2008-м.

С другой стороны, это неплохая возможность для работодателей выбирать наиболее толковых специалистов, которые в условиях кризиса стали менее придирчивыми к размеру заработной платы. А если кандидат имеет за плечами реальный опыт работы и свежие идеи, то можно считать, что кризис — это лучшее для него время проявить весь свой потенциал.

Азат Ганеев, директор программы МВА Казанского государственного финансово-экономического института:

— Особых проблем в связи с кризисом не возникло. Набор прогнозируем на уровне 2008 года. Пика поступления заявок на очередной учебный период ожидаем в мае. Корпоративный заказ тоже есть, но общей тенденцией последних двух лет стал рост числа обучающихся, которые платят за себя сами. На мой взгляд, связано это со стремлением людей к независимости.

Что касается учебных дисциплин, то курс антикризисного управления у нас читался всегда. Ведь экономика, как была, так и остается цикличной. Сейчас, конечно, мы расширили аспекты изучения возможных рисков, выработки стратегий, путей повышения устойчивости бизнеса.

Что касается различных курсов аудиторов или бухгалтеров, то сейчас они могут стать альтернативой получению второго высшего образования в силу своей большей финансовой привлекательности и краткосрочности. При этом речь идет о программах, рассчитанных на период от нескольких месяцев до полугода-года, а не о тренингах — «пятиминутках» в конторах-однодневках. Поэтому, собравшись куда-либо записаться, особое внимание уделите процессу выбора образовательного учреждения. Ведь после обучения необходимо обладать конкретным багажом знаний, а не просто новой корочкой. Таким образом, эффект даже от краткосрочных курсов должен быть долгосрочным.