Ситуация на самарском рынке бизнес-образования. О минусах и плюсах

Директор Самарского института делового образования (СИДО) Сергей Колесников, на страницах «Делового квартала», рассказал о положительных и отрицательных моментах рынка БО Самары на фоне сложившейся экономической ситуации в России.

О минусах
Самарский рынок бизнес-образования не изучен, и сейчас никто не может достоверно оценить его реакцию на экономический кризис. Невозможно, например, найти открытые данные о динамике наборов на программы или о динамике показателей реализации краткосрочных мероприятий. Поэтому наблюдение за изменениями самарского рынка затруднено, а каждая компания оценивает ситуацию кризиса либо непосредственно у себя, либо в Европе и США.

Есть сообщения, что в США наблюдается рост спроса на бизнес-образование и что это вообще характерно для мировых финансовых кризисов. У нас все иначе.

В Самаре осенние наборы на программы МВА сократились. Бюджеты компаний на обучение менеджеров в четвертом квартале 2008 г. и на 2009 г. снизились. Личные доходы населения продолжают уменьшаться. Некоторые проекты в области бизнес-образования и обучения остановились из-за прекращения инвестирования. Очевидно, что и спрос, и предложение пострадали, то есть рынок сократился.

К минусам отношу и то, что появилось искушение делать учебные антикризисные программы, работать «на злобу дня». По-моему, так легко потерять доброе имя. Если корабль попал в шторм, и команда не знает, что делать, то вряд ли надо сейчас предлагать капитану тренинг «Эффективные коммуникации во время шторма». А вот если команда оказалась хорошо подготовленной, то после шторма капитан с благодарностью вспомнит того, кто помогал готовить эту команду.

О плюсах
Могу с уверенностью констатировать: рынок живой, хотя он и несколько уменьшился в объемах. Несмотря на то, что развитие бизнес-образования приостановилось, большинство игроков рынка смотрят в будущее с оптимизмом. И я в этом отношении не являюсь исключением.

У самарских бизнес-школ и тренинговых компаний очень разные модели бизнеса, а значит, и переносимость кризиса разная. Кто-то лучше переживает голод, кто-то хуже. Это свойство экономики конкретного предприятия. Ситуация динамична, но я уверен, что ни один ключевой игрок рынка не пропадет в этом году.

Художник должен быть голодным… хотя бы иногда. Тогда он творит. Сейчас отличное время для разработки новых продуктов, совершенствования предложения. Сегодня фирмы легко экспериментируют, особенно в ценообразовании. Это важно для обучения самих тренинговых компаний, ведь в период стабильности эксперименты проводить никто не рискует.

Кстати, тренеры-фрилансеры не страдают. Заметно даже некоторое оживление: они объединяются в небольшие группы, которые могут функционировать практически без постоянных затрат, и успешно работают в сегменте недорогих услуг.
Кризис наступил в период бурного роста рынка бизнес-образования в Самарской области. Сейчас спрос сократился, а интерес устойчив. Значит, кризис не разочаровал людей в бизнес-образовании, и после оживления экономики рынок продолжит расти. Честно говоря, не нравится мне это деление на черное и белое, на свет и тьму. Ведь тьмы нет — бывает временное отсутствие света.