Директор ООО «Компания «Менеджмент Апгрейд», бизнес-преподаватель Алексей Зайцев:
Объем рынка бизнес-образования сократился в три раза
«Такого, что происходит сейчас на рынке бизнес-образования, не было никогда. Он всегда активно развивался, теперь же объем рынка сократился раза в три», — заявил УрБК директор ООО «Компания «Менеджмент Апгрейд», кандидат экономических наук, бизнес-преподаватель по финансам на программах MBA Алексей Зайцев.
«Что касается MBA, то сейчас почти никто не может набрать группу. Набирается максимум по 5—6 человек. В результате компании не знают, как поступить. То ли начинать их обучение себе в убыток, то ли не начинать его вообще. В ход идут различные рекламные средства, например растяжки, рекламирующие лидерские программы и другие, — все, лишь бы набрать группу. Однако и это не спасает. Не все собирают необходимое количество людей. MBA сейчас находится ниже точки безубыточности. Люди не готовы в сегодняшних условиях инвестировать деньги в долгосрочные проекты», — добавил А. Зайцев.
«На рынке краткосрочных курсов наблюдается сокращение почти в два раза. Тренеры сейчас почти не занимаются стратегическими программами, наблюдается переход на различные программы мотивации персонала. Например, компании заказывают корпоративные программы, нацеленные на поддержание мотивации у людей в условиях кризиса», — отметил А. Зайцев.
«Те знания, которые давали раньше на различных обучающих программах, сейчас устарели. Раньше программы основывались на агрессивном росте, на амбициозности. Сейчас больше востребованы знания, дающие возможность быть гибкими и в то же время требовательными, обучающие способности выживать. Даже внутри одной темы, например «бюджетирование», раньше было интересно, как просчитать рост, а сейчас людей больше интересует, как расти в падении, как, падая, захватывать долю на рынке. Об этом раньше вообще никто не говорил. Сейчас есть время трансформировать свои программы. Те компании, которые не будут меняться, потеряют большую долю рынка», — заключил А. Зайцев.
Консультант по бизнес-образованию Алексей Скуратов:
В Екатеринбурге из 10 бизнес-тренеров только 3—4 преподавателя являются действительно профессиональными
«Несмотря на кризис, рынок бизнес-образования Екатеринбурга испытывает острейшую нехватку квалифицированных бизнес-преподавателей, имеющих практический опыт и теоретическую базу. Из 10 бизнес-тренеров только 3—4 являются действительно профессиональными. Вообще, достаточно удивительно видеть преподавателя, уверенно называющего себя бизнес-тренером, который сам лишь недавно закончил вуз и пока имеет мало практического опыта и неосновательную теоретическую базу», — заявил УрБК консультант по бизнес-образованию Алексей Скуратов.
Напомним, система платного образования в современной России может войти в число отраслей экономики, в наибольшей степени пострадавших от изменения экономической обстановки. В первую очередь это касается платного высшего образования и различного рода специальных образовательных программ, таких как курсы повышения квалификации и различные тренинги.
«Именно неквалифицированные бизнес-тренеры и компании, в которых они работают, больше других пострадают от финансового кризиса или вообще уйдут с рынка бизнес-образования. В настоящее время кризис не сказался на компаниях, занимающихся различными программами по работе с персоналом, включающими в себя оптимизацию персонала, мотивацию персонала и т.д. На бизнес-программы других тематик спрос существенно снизился», — добавил А. Скуратов.
Директор консалтинговой компании ООО «Интегра», преподаватель программы MBA бизнес-школы УГТУ-УПИ Константин Баранников:
С начала года у нас не было еще ни одного корпоративного заказа
«С начала этого года, в связи с финансовым кризисом, у нас не было еще ни одного корпоративного заказа. В прошлом году мы провели 7 корпоративных проектов, наполняемостью от 4 до 40 человек в программе. Причем с началом кризиса две компании сами остановили свои проекты из-за ухудшения платежеспособности», — заявил УрБК директор консалтинговой компании ООО «Интегра» («Интегра — интегративные бизнес-процессы»), преподаватель международной программы MBA бизнес-школы УГТУ-УПИ Константин Баранников.
«В настоящее время активизировался интерес к проектам, касающимся мобилизации сотрудников, стратегического управления нематериальными и скрытыми ресурсами компании», — добавил К. Баранников.
«Те знания, которые давали на программах MBA раньше, в новых экономических условиях устарели. Дело в том, что программа MBA была подготовлена в докризисный период и не предполагала столь кардинальных изменений в экономике. Сейчас выпускникам MBA нередко оказываются не нужны те знания, которые им были даны. Им сейчас в большей степени необходимы представления о том, как вести себя в кризис, а такие знания по программе MBA давала лишь одна бизнес-школа Екатеринбурга», — заключил К. Баранников.
Директор программ профессиональной переподготовки и повышения квалификации экономического факультета УрГУ им. А.М. Горького Сергей Лукьянов:
Мы прогнозируем падение спроса на дорогие программы бизнес-образования на уровне 15—18%
«По программам бизнес-образования у нас ежегодно обучается более 100 слушателей. В связи с очевидным сокращением компаниями своих расходов и общим снижением платежеспособности мы прогнозируем падение спроса на «дорогие», качественные программы бизнес-образования на уровне 15—18%. Средняя стоимость программ MBA доходит до 1 млн. рублей, однако, несмотря на столь внушительную цифру, для нас это не слишком хорошо окупаемые программы», — заявил УрБК директор программ профессиональной переподготовки и повышения квалификации экономического факультета УрГУ им. А.М. Горького Сергей Лукьянов.
«Наши бизнес-программы традиционно рассчитаны на аудиторию, целью обучения которой является рост личностных компетенций, а это невозможно без фундаментальной подготовки, в том числе — и серьезной теоретической. Пытаться же обучать слушателей конкретным ситуационным задачам — не самое перспективное направление. Бизнес функционирует в чрезвычайно динамичных новациях, когда быстро меняется все: законы, экономика, отношения и т.д. В этих условиях просто нет смысла проводить короткие бизнес-тренинги, и они вытесняются с рынка компетентным консалтингом», — добавил С. Лукьянов.
«В связи с финансовым кризисом мы расширили бизнес-программы мастер-классами и круглыми столами с участием практиков из крупнейших российских компаний, экспертов — лидеров экономической науки. Это позволяет вести продуктивный диалог с целью выявления и решения проблем компаний наших слушателей. На сегодняшний день самыми популярными являются программы, касающиеся стратегических антикризисных решений, изменений в компаниях, эффективного роста фирмы и др.», — заключил С. Лукьянов.