Ситуация на рынке бизнес-образования в Санкт-Петербурге. Мнения участников

Елена Зборовская, Надежда Зайцева, Елена Домброва Источник: Ведомости – Санкт-Петербург

«Нам стали чаще звонить клиенты, готовые самостоятельно платить за образование», — рассказывает директор программы Executive MBA General Management Стокгольмской школы экономики Алексей Попов. По его словам, это менеджеры, работающие в сфере энергетики, транспорта, фармацевтики, пищевой отрасли. По данным Begin Group, в 2007 г. от слушателей поступало 35% оплаты за обучение по программам МВА в Москве и Петербурге, а в 2008 г. — уже 45,5%.

До кризиса 80% слушателей краткосрочных программ Moscow Business School учились за счет компаний-работодателей. Сегодня практически все менеджеры оплачивают свое обучение самостоятельно, отмечает гендиректор школы Евгений Плужник. По оценке директора ВЭШ Санкт-Петербургского госуниверситета экономики и финансов Валентина Галенко, 80% слушателей программы МВА сами оплачивают обучение, за остальных платит компания. Льготы для сотрудников отменили 62% компаний, опрошенных в феврале 2009 г. исследователями «Анкора». При этом 10,6% отменили финансирование программ обучения и развития для топ-менеджеров, 13,6% — для функциональных руководителей, 12,1% — для специалистов и рядовых сотрудников, замечает Евгения Квинт, руководитель центра аналитических исследований «Анкор» в Петербурге. Расходы на внешнее обучение сотрудников сократили 60-80% компаний, полагает директор департамента подбора персонала Avanta Personnel Оксана Почтивая.

Из трех набранных осенью групп к учебе приступили только две, а обучение третьей, за которую платили работодатели, из-за перераспределения бюджетов компаний отложено на полгода, сокрушается представитель Стокгольмской школы экономики в России Анна Измайлова. А региональный управляющий по образовательным программам Межотраслевого института повышения квалификации Елена Борзова утверждает, что оплачивать обучение сотрудников отказались лишь 3% компаний.

«Лента» в конце прошлого года на 29% сократила расходы на внешнее обучение офисных сотрудников, рассказывает начальник отдела обучения и развития компании Вита Дувакина-Комарова. Основной акцент сделан, по ее словам, на обучении силами внутренних тренеров, а также на дистанционном обучении. ГУП «ТЭК СПб», по словам пресс-секретаря Александра Лопатовского, сохранило внешнее обучение в прежнем объеме только для руководящего состава.

Обучение внутри компании в 2-3 раза дешевле внешнего, говорит Наталья Никитина, PR-менеджер ГК «Талосто». По ее словам, тренинг для 10-15 человек в Петербурге стоит около $1000, а корпоративный тренер может провести 2-3 аналогичных тренинга в месяц, делая акцент на внутренних задачах компании. Привлечение внутренних тренеров может удешевить стоимость обучения в 4-6 раз, полагает руководитель корпоративного учебного центра компании «Балтика» Инна Федорова. Зарплату внутреннего тренера Почтивая из Avanta Personnel оценивает от 30 000 до 100 000 руб. в месяц.

Фабрика «Филип Моррис Ижора» хотя и продолжает обучение сотрудников в известных бизнес-школах, но развивает штат внутренних тренеров, передает пресс-служба слова ее гендиректора Сергея Гурова. «Фармация» полностью оплачивает краткосрочные тренинги менеджеров среднего звена и на 50% — длительные программы обучения. По словам гендиректора компании Евгения Богданова, сокращать финансирование не планируется: «Расходы небольшие, а эффект значительный».

В бизнес-школы потянулись и менеджеры, потерявшие работу. Кризис заставил компании сокращать численность персонала, в первую очередь маркетинговую службу, но именно это привело к повышению спроса на обучающие программы, говорит Галенко из ВЭШ. По его словам, маркетологи стремятся увеличить свою конкурентоспособность с помощью курсов повышения квалификации. В период кризиса люди готовы сделать перерыв в карьере, чтобы инвестировать в собственное будущее, согласен Попов. Как правило, финансовый запас, возможность учиться и четкое видение своего карьерного пути есть у специалистов, которые последними попадают под сокращение, делится наблюдениями старший консультант Morgan Hunt Selection в Петербурге Евгения Титова. Большинство уволенных, по ее словам, сейчас предпочитают искать работу, а не учиться.

Кризис пройдет, наступит интенсивное развитие экономики — в более выгодном положении будут люди с хорошим образованием, говорит Дмитрий Морозовский, который сам оплачивает обучение по программе МВА в ВЭШ. Независимо от общего уровня зарплат сотрудники с хорошим образованием всегда получают больше, уверен он.

Школы научатся экономить

Из-за кризиса спрос на бизнес-образование сократился, по оценке Begin Group, на 25%. Количество обращений от желающих получить образование уменьшилось примерно на 30%, говорит директор по развитию ИМИСП Дмитрий Павлов. На столько же, по его прогнозам, упадут и доходы школы.

Директор ВЭШ Санкт-Петербургского госуниверситета экономики и финансов Валентин Галенко ожидает в новом учебном году снижения спроса на 10-15%, преимущественно за счет корпоративных программ. Спрос на бизнес-образование будет падать, сократится средний сегмент, согласна замдекана Высшей школы менеджмента (ВШМ) по программам для руководителей Ольга Удовиченко.

Количество дополнительных программ, на которые приходится около 25% доходов ИМИСП, сократилось с 34 в прошлом году до 20, рассказывает Павлов.

По словам гендиректора Moscow Business School Евгения Плужника, слушатели все чаще предпочитают очным программам МВА дистанционные, которые вдвое дешевле. В феврале 2009 г. количество заявок на обучение по программе MBA Start возросло более чем в четыре раза по сравнению с декабрем, говорит он. Существенно сократился спрос на краткосрочные программы, на которые приходится 20% от прибыли факультета, говорит декан факультета международных и магистерских программ Международного банковского института (МБИ) Татьяна Лебедева.

Чтобы стимулировать интерес к дорогостоящим долгосрочным программам, ИМИСП предлагает скидки. Система грантов, запущенная в марте, позволяет слушателям, набравшим максимальное количество баллов во время вступительного теста, снизить стоимость обучения по программе МВА на 800-5000 евро, говорит Павлов. Индивидуальные скидки есть и в ВШМ. А Vlerick Leuven Gent Management School в этом году повышает стоимость обучения с 15 000 до 22 000 евро и рассчитывает на рост доходов, говорит замдиректора школы Анастасия Коршунова.

Самая значительная статья расходов для бизнес-школ — зарплаты преподавателей. В ВШМ на фонд оплаты труда приходится 38% расходов, на факультете международных и магистерских программ МБИ — 45%. Преподаватель МВА получает не меньше 500 руб. за академический час, уточняет Лебедева. По словам Павлова, зарплата преподавателя — от 15 до 100 евро в час, на нее приходится до 80% себестоимости программ. Опрошенные «Ведомостями» представители бизнес-школ отрицают снижение дохода преподавателей МВА. Девальвация рубля не отражается на оценке их труда, утверждает директор программы Executive MBA General Management Стокгольмской школы экономики Алексей Попов. Впрочем, доходы тренеров, по его оценке, заметно упали. До кризиса за однодневный семинар или тренинг специалист мог получать 35 000-50 000 руб., теперь — 15 000-30 000 руб., говорит бывший сотрудник одного из образовательных центров, собеседник «Ведомостей». Зарплата преподавателей, по его словам, сократилась на 30-40%.

Школы отмечают рост спроса на консультационные услуги. Они стали источником дополнительного заработка для школ, говорит Попов. По словам Галенко, слушателям часто не хватает практических навыков и они привлекают преподавателей для решения проблемы антикризисного управления в своих компаниях. Стоимость консалтинга — 50-300 евро в час, в структуре доходов ИМИСП он занимает 10%, говорит Павлов.