Чем коучинг отличается от других способов работы?

07.08.2022 / Коучинг

Один из распространенных вопросов в отношении коучинга: «Чем коучинг отличается от других способов работы?». Чтобы ответить на него, мы провели подробный сравнительный анализ коучинга и других форм работы с клиентом в бизнесе.

В результате можно сделать вывод: коучинг не отрицает и не заменяет другие формы работы. Лучшее для специалиста в работе с персоналом — добавить в свой личный инструментарий методики коучинга и благодаря этому становиться эффективнее и успешнее. Итак…

 

1. Коучинг и инструктаж

В процессе коучинга вы

Инструктируя, вы

Вы вступаете в диалог с другими и активно вовлекаете их в процесс

Читаете лекцию. Ожидаете от учеников пассивного поведения

Даете людям больший контроль над скоростью процесса

Сами контролируете объемы информации

Ведете людей и вместе с ними вырабатываете решение или метод

Часто говорите людям, что им следует делать

Полагаетесь на силу личных отношений

Можете держать дистанцию и сохранять беспристрастность

Ставите задачи и обсуждаете действия, используете ошибки как возможность поучиться

Даете ответы на вопросы, стараетесь избежать ошибок ученика

Инструктаж используется:
Нужно сообщить четкую информацию об определенных действиях (правилапожарной безопасности)
Есть четкая последовательность в действиях (включи кнопку 1, теперь кнопку 2…)

ПРИМЕР:

Коуч: Какой цели вы хотели бы достичь?

Клиент: Я хочу выгулять свою собаку.

Коуч: Теперь, когда вы наметили важную для вас цель, что вы сделаете, чтобы ее достичь?

Клиент: Возможно я…



Инструктор
: «Для того, чтобы выгулять собаку, необходимо проделать следующие действия. Позвать собаку, надеть на нее ошейник, выйти во двор. Записали?»

 

2. Коучинг и наставничество

Коучинг

Наставничество

Относится к конкретной задаче, умению или сфере деятельности.

Общий процесс, охватывает широкий диапазон проблем

Выработка новых и уникальных решений. Поощрение искать свои собственные решения

Передача уже существующих знаний или профессиональных навыков

Коучинг — это взаимодействие партнеров

Наставник – сотрудник, который имеет больше опыта в определенных вопросах. Часто занимает более высокое положение.

Коуч передает ответственность за выбор направления и за контроль самому человеку

Наставник направляет подопечного и контролирует его действия

Поощряет человека самогоискать и пробовать разные методы

Наставник может дать образец для подражания

Наставничество часто используется:
В больших компания, где много внимания уделяется сохранению традиций.
В ситуации, когдаочень важны именно практические навыки работы (банк – работа с VIP клиентами)

ПРИМЕР:

Коуч: «Чтобы добиться успеха в этой деятельности, какие цели вы перед собой ставите? Как будете к ним идти? Что может вам помешать?»



Наставник:
«Знаешь, когда я сам начинал работать в этом отделе, у меня возникали такие же вопросы. И вот что я сделал… Как ты считаешь, в твоей ситуации это сработает?»

 

3. Коучинг и психотерапия (гештальт, психоанализ, психодрама)

В процессе коучинга вы

Когда вы проводите терапию, вы

Коуч работает в одной рабочей плоскости — плоскости цели (постановка цели, достижение, результат)

Психотерапевт спускается в глубину переживаний человека

Коучинг не работает с травмами и болью прошлого

Почти все психотерапевтические школы пристально рассматривают прошлое пациента

Коучер имеет дело с клиентом

Терапевты говорят «Мой пациент…»

Коучинг фокусируется на будущих возможностях

Терапевт любит спросить о прошлых ошибках и переживаниях

Коуч работает с людьми, которые хотят чего-то добиться, приобрести

Терапия помогает освободиться от…

Предложите клиенту несколько часов терапии:
Если он много жалуется, говорит о своем бессилии что-либо изменить, плачет, не разбирается в своих чувствах.

ПРИМЕР:

Коуч: «Как вы можете изменить эту ситуацию?»



Терапевт:
«А что вас беспокоит в этой ситуации?»


 

 

4. Коучинг и классическое управление

Коучинг

Классический менеджмент

Помогает сформулировать задачи

Ставит задачи

Обсуждает результаты, планирует достижение следующей цели

Контролирует и процесс, и результат работы

Ищет собственные мотивы человека, учится на ошибках, стимулирует успехи

Использует систему поощрения — наказания

«Подбирает» компанию под цели человека; согласует цели сотрудника и цели компании

Следит за тем, чтобы сотрудники достигали целей компании

Классическое управление эффективно:
Кризисные ситуации
Нужно срочно сделать определенную работу определенным образом
При «приготовлении лекарства по рецепту»

ПРИМЕР:

Коуч: «Принесите мне отчет о продажах в 18.30»



КМ:
«Возьмите данные у всех продавцов, запишите их в отчетную форму №2, принесите мне в 18.30 в распечатанном виде »

 

5. Коучинг и бизнес консультирование

Коучинг

Бизнес консультирование

Коучинг — это взаимодействие партнеров

Консультант дает советы и рекомендации

Коучер меняет структуру. Помогает изменить взаимодействие, цели и задачи

Бизнес консультант решает проблему и конкретные задачи

Клиенты вовлечены в процесс изменения себя и своей деятельности в бизнесе и в жизни

Клиент получает один (несколько) вариантов правильных действий. Дальше – его ответственность.

Чаще ставит цели и помогает их достичь

Чаще решает проблемы

Коуч смещает фокус внимания на будущее, разрабатывает маршрут движения к поставленной цели

Каковыпричины возникших проблем? Что в прошлом опыте, привело к настоящему положению вещей?В результате исследования даётся экспертная оценка данного вопроса

Коуч не должен быть экспертом в проблемной области. Он — эксперт в раскрытии собственных возможностей клиента

Консультант обычно является специалистом в определённой области бизнеса или знаний

Бизнес консультирование:
Эффективно, если нужно ответить на конкретный вопрос, решить проблему / задачу
Если клиент предпочитает применить уже испытанный и надежный способ организации бизнеса

ПРИМЕР:

Коуч: «Что вам мешает эффективно организовать сбыт? Какие есть возможности для преодоления этих помех?»



БК:
«Я изучил ситуацию и предлагаю вам несколько вариантов организации сбыта на вашем предприятии»

 

6. Коучинг и тренинг

Коучинг

Тренинг

Цель коучинга – научить учиться, сделать человека способным к самостоятельному обучению

Цель тренинга развить у участниковопределенные навыки (умения, знания)

Коуч использует ошибки как материал для развития

Участники видят свои ошибки со стороны и составляют план по их исправлению

В результате человек сам решает, как он будет выполнять данную работу

В результате индивидуум овладевает инструментами для выполнения …

Человек научается реагировать на ситуацию спонтанно и осознанно

Доведения до автоматизма навыков работы в определенных ситуациях

Тренинг:
Используйте, если нужно закрепить определенные навыки, отработать их
Если есть несколько человек, которые нуждаются в усилении определенного навыка
Группа склонна обучаться, развлекаясь, а не изменять себя

ПРИМЕР:

Коуч: «Что вам нудно сделать, чтобы достичь результата?»



Тренер:
«Сделайте это… Вот здесь хорошо, а здесь можно по-другому»

ВЫВОДЫ:

  1. Используя коучинг, вы сможете существенно увеличить эффективность любого из методов.
  2. Коучинг не является единственным решением в любой ситуации. Прежде чем предлагать коучинг, трезво оценить ситуацию клиента.
  3. Осознавайте не только возможности, но и ограничения каждого метода.

Автор: Марина Шорец, сертифицированный коуч, бизнес-тренер и бизнес-консультант Центра подготовки бизнес-тренеров «ТренерПРОФИ». автор и ведущая программы «Коучинг-инструменты в работе с персоналом»