Один из распространенных вопросов в отношении коучинга: «Чем коучинг отличается от других способов работы?». Чтобы ответить на него, мы провели подробный сравнительный анализ коучинга и других форм работы с клиентом в бизнесе.
В результате можно сделать вывод: коучинг не отрицает и не заменяет другие формы работы. Лучшее для специалиста в работе с персоналом — добавить в свой личный инструментарий методики коучинга и благодаря этому становиться эффективнее и успешнее. Итак…
1. Коучинг и инструктаж
В процессе коучинга вы | Инструктируя, вы |
Вы вступаете в диалог с другими и активно вовлекаете их в процесс | Читаете лекцию. Ожидаете от учеников пассивного поведения |
Даете людям больший контроль над скоростью процесса | Сами контролируете объемы информации |
Ведете людей и вместе с ними вырабатываете решение или метод | Часто говорите людям, что им следует делать |
Полагаетесь на силу личных отношений | Можете держать дистанцию и сохранять беспристрастность |
Ставите задачи и обсуждаете действия, используете ошибки как возможность поучиться | Даете ответы на вопросы, стараетесь избежать ошибок ученика |
Инструктаж используется: | |
ПРИМЕР: Коуч: Какой цели вы хотели бы достичь? Клиент: Я хочу выгулять свою собаку. Коуч: Теперь, когда вы наметили важную для вас цель, что вы сделаете, чтобы ее достичь? Клиент: Возможно я… |
|
2. Коучинг и наставничество
Коучинг | Наставничество |
Относится к конкретной задаче, умению или сфере деятельности. | Общий процесс, охватывает широкий диапазон проблем |
Выработка новых и уникальных решений. Поощрение искать свои собственные решения | Передача уже существующих знаний или профессиональных навыков |
Коучинг — это взаимодействие партнеров | Наставник – сотрудник, который имеет больше опыта в определенных вопросах. Часто занимает более высокое положение. |
Коуч передает ответственность за выбор направления и за контроль самому человеку | Наставник направляет подопечного и контролирует его действия |
Поощряет человека самогоискать и пробовать разные методы | Наставник может дать образец для подражания |
Наставничество часто используется: | |
ПРИМЕР: Коуч: «Чтобы добиться успеха в этой деятельности, какие цели вы перед собой ставите? Как будете к ним идти? Что может вам помешать?» |
|
3. Коучинг и психотерапия (гештальт, психоанализ, психодрама)
В процессе коучинга вы | Когда вы проводите терапию, вы | |
Коуч работает в одной рабочей плоскости — плоскости цели (постановка цели, достижение, результат) | Психотерапевт спускается в глубину переживаний человека | |
Коучинг не работает с травмами и болью прошлого | Почти все психотерапевтические школы пристально рассматривают прошлое пациента | |
Коучер имеет дело с клиентом | Терапевты говорят «Мой пациент…» | |
Коучинг фокусируется на будущих возможностях | Терапевт любит спросить о прошлых ошибках и переживаниях | |
Коуч работает с людьми, которые хотят чего-то добиться, приобрести | Терапия помогает освободиться от… | |
Предложите клиенту несколько часов терапии: | ||
ПРИМЕР: Коуч: «Как вы можете изменить эту ситуацию?» |
|
4. Коучинг и классическое управление
Коучинг | Классический менеджмент | |
Помогает сформулировать задачи | Ставит задачи | |
Обсуждает результаты, планирует достижение следующей цели | Контролирует и процесс, и результат работы | |
Ищет собственные мотивы человека, учится на ошибках, стимулирует успехи | Использует систему поощрения — наказания | |
«Подбирает» компанию под цели человека; согласует цели сотрудника и цели компании | Следит за тем, чтобы сотрудники достигали целей компании | |
Классическое управление эффективно: | ||
ПРИМЕР: Коуч: «Принесите мне отчет о продажах в 18.30» |
|
5. Коучинг и бизнес консультирование
Коучинг | Бизнес консультирование |
Коучинг — это взаимодействие партнеров | Консультант дает советы и рекомендации |
Коучер меняет структуру. Помогает изменить взаимодействие, цели и задачи | Бизнес консультант решает проблему и конкретные задачи |
Клиенты вовлечены в процесс изменения себя и своей деятельности в бизнесе и в жизни | Клиент получает один (несколько) вариантов правильных действий. Дальше – его ответственность. |
Чаще ставит цели и помогает их достичь | Чаще решает проблемы |
Коуч смещает фокус внимания на будущее, разрабатывает маршрут движения к поставленной цели | Каковыпричины возникших проблем? Что в прошлом опыте, привело к настоящему положению вещей?В результате исследования даётся экспертная оценка данного вопроса |
Коуч не должен быть экспертом в проблемной области. Он — эксперт в раскрытии собственных возможностей клиента | Консультант обычно является специалистом в определённой области бизнеса или знаний |
Бизнес консультирование: | |
ПРИМЕР: Коуч: «Что вам мешает эффективно организовать сбыт? Какие есть возможности для преодоления этих помех?» |
|
6. Коучинг и тренинг
Коучинг | Тренинг |
Цель коучинга – научить учиться, сделать человека способным к самостоятельному обучению | Цель тренинга развить у участниковопределенные навыки (умения, знания) |
Коуч использует ошибки как материал для развития | Участники видят свои ошибки со стороны и составляют план по их исправлению |
В результате человек сам решает, как он будет выполнять данную работу | В результате индивидуум овладевает инструментами для выполнения … |
Человек научается реагировать на ситуацию спонтанно и осознанно | Доведения до автоматизма навыков работы в определенных ситуациях |
Тренинг: | |
ПРИМЕР: Коуч: «Что вам нудно сделать, чтобы достичь результата?» |
|
ВЫВОДЫ:
- Используя коучинг, вы сможете существенно увеличить эффективность любого из методов.
- Коучинг не является единственным решением в любой ситуации. Прежде чем предлагать коучинг, трезво оценить ситуацию клиента.
- Осознавайте не только возможности, но и ограничения каждого метода.
Автор: Марина Шорец, сертифицированный коуч, бизнес-тренер и бизнес-консультант Центра подготовки бизнес-тренеров «ТренерПРОФИ». автор и ведущая программы «Коучинг-инструменты в работе с персоналом»