Топ-менеджеры не будут переучиваться?

Анастасия Маркина, Светлана Рагимова Источник: Компания

Российские бизнес-школы ждут наплыва студентов из числа состоявшихся и потенциальных жертв кризиса. Однако диплом вряд ли станет удачной инвестицией в карьеру. В нынешней ситуации далеко не все работодатели готовы оценить лишнюю строчку в резюме. Даже самая престижная «корочка» не поможет получить желаемую должность или бонус к зарплате.

Представители учебных заведений в один голос заявляют, что сейчас идеальное время для получения дополнительного образования. Ректоры бизнес-школ активно выступают на телевидении и радио, ведут колонки в глянцевых журналах. По их мнению, новый диплом обеспечит карьерный рост, поможет убедить работодателя в компетентности соискателя и даже оправдает временное выключение из рабочего процесса. «Если я работодатель и ко мне придет человек, который полгода или год был без работы, я, конечно, спрошу, а что он делал все это время? Искал работу? А что еще? Если кандидат скажет, что учился, это будет плюс», – подчеркивает руководитель отдела поиска и подбора персонала кадровой компании AVANTA Personnel Лариса Уланова. Однако «Ко» выяснил, что в России «продать» работодателю свежеприобретенные знания вряд ли получится. 

Не хочу жениться

Еще совсем недавно компании охотно тратили деньги на обучение своих сотрудников. Теперь, по оценке проректора по учебно-методической работе Московского института экономики, менеджмента и права (МИЭМП) Олега Орчакова, работодатели сократили затраты на образование своих сотрудников на 35 – 45%. «Я вообще сомневаюсь, что компании в настоящей ситуации будут обучать персонал», – говорит Лариса Уланова. При этом бизнес-школы констатируют рост количества заявок на обучение от частных лиц. «Это подтверждается и по нашим наблюдениям, и по анализу конкурентов, – отмечает Орчаков. – И на второе высшее – в меньшей степени, но тоже возросло». В Московской международной высшей школе бизнеса «МИРБИС» ожидают, что набор на второе высшее и дополнительное образование в текущем году значительно возрастет. «С февраля-марта 2009 года будет рост количества заявок на обучение – примерно на 15 – 20%, – считает первый проректор по стратегическому развитию Елена Бешкинская. – Это связано с тем, что в конце I квартала этого года возможно нарастание кризиса в реальном секторе экономики». Впрочем, число потенциальных частных клиентов бизнес-школ несопоставимо меньше корпоративных. Далеко не все категории офисных работников готовы платить за знания из собственного кармана.

Хотя дипломы наших бизнес-школ пока не котируются у иностранных нанимателей, MBA и второе высшее в России – дорогое удовольствие. Цены зависят от уровня школы, а также от того, как она себя позиционирует. В первой десятке престижных школ при таких учебных заведениях, как МГУ, Плехановская академия и т. д., цены будут примерно одинаковые – начиная от $10 000 за 9 – 12 месяцев, в Стокгольмской школе экономики (Stockholm School of Economics) в России двухгодичное обучение обойдется где-то в 25 тыс. евро. «Можно найти несколько дешевле, – говорит Уланова, – например за 8 – 9 тыс. евро». Расценки на обучение в двух новых программах Сколково сравнимы с западными: ЕМВА (запуск в январе 2009 года) составляет 90 тыс. евро, Сколково Full-Time MBA (запуск в сентябре 2009 года) – 50 тыс. евро.

Небедные студенты

Несмотря на оптимизм продавцов знаний, набор студентов растет очень точечно. «Я бы не сказала, что в настоящий момент дополнительное образование весьма востребовано, – говорит специалист по поиску и подбору персонала холдинга «Империя кадров» Оксана Шумило. – Для топовых позиций это, возможно, актуально, пока есть достаточно свободного времени, которое можно посвятить себе». Безработные и линейный персонал, по мнению эксперта, учиться не пойдут. «Те, кого уволили, все-таки находятся в ожидании и накопленные деньги приберегают на черный день», – соглашается Орчаков и добавляет, что сейчас в первую очередь избавляются от малоквалифицированных людей. Понятно, что оставшиеся, чтобы в дальнейшем не попасть под этот каток, стараются свои компетенции расширить. Эта аудитория могла бы пополнить ряды бизнес-школ, но такие работники не располагают необходимыми средствами. Сотрудники среднего звена, которые держатся за работу, могут потратиться на допобразование, но при условии, что оно действительно пригодится им в работе и не будет ей мешать. При этом курсы, без которых в трудовой деятельности в принципе можно обойтись, не привлекут внимание менеджеров – сейчас не до изысков. Разговоры о том, что люди в панике срочно будут менять профессии, выглядят неубедительно. Небольшая прослойка менеджеров может «клюнуть» на появляющиеся так называемые антикризисные курсы и тренинги. Но эти программы не относятся к дополнительному образованию и порой представляют собой лохотрон и выбивание денег. Так что приток частных клиентов придется в первую очередь на дорогие бизнес-школы. Топы могут потратить на себя деньги, ранее направляемые, например, в предметы роскоши. Но мало кто из них решится совмещать работу и учебу.

Георгий Кузин, исполнительный директор компании «РДР-Холдинг», получил MBA в МИРБИС и вспоминает, что ему было тяжело совмещать интенсивную загруженность по работе с обучением. «У меня двоякое отношение к бизнес-образованию. В принципе, это логично – поднять свой образовательный уровень именно сейчас, когда мало работы, но не ради денег и карьеры, а для себя, в надежде, что рынок восстановится, – говорит он. –  Кто-то поедет путешествовать, кто-то займется своим хобби, а кто-то ринется получать MBA. Однако если сейчас вы пойдете учиться, то станете сотрудником, который неудобен работодателю».

Есть чем платить, но я не хочу

Опрошенные «Ко» предприниматели оценивают отечественное бизнес-образование скептически. «Российское бизнес-образование – это как автомобиль Lada, – считает Кузин. – Для меня MBA – это топ-10 мировых бизнес-школ. Мне, честно говоря, мой MBA, наверное, не помог. «Корочка» все равно остается на последнем месте в резюме. Моим знакомым западный MBA помогал, если это была бизнес-школа из первой мировой десятки. Хотя мне известны примеры, когда после нескольких лет отсутствия люди с дипломами МВА возвращались на более низкие должности, чем рассчитывали».

Андрей Ященко, исполнительный директор мебельного холдинга Mobel & Zeit, окончил программу Executive MBA Кингстонского университета (Kingston University, UK) весной 2008 года. По его мнению, российское бизнес-образование недотягивает до западных стандартов. Основная причина – в подборе преподавателей. «В США и Европе все построено на принципе: «Только тот, кто имеет практику реальной работы и доказал свою состоятельность как управленец, может учить других людей». В российских же заведениях 95% преподавательского состава – теоретики,  – рассказывает он. – Соответственно, я изначально искал западную бизнес-школу, где можно будет учиться, не покидая Россию или же лишь с периодическими выездами. Уехать на два года означало многое упустить, выпасть из российского бизнеса, когда каждый день на вес золота».

Для тех, кто решился грызть гранит науки на родине, есть выбор в Москве и в целом по России из заведений, предоставляющих возможность получения не только второго высшего, но и дополнительного или бизнес-образования. В столице свои услуги предлагают несколько десятков солидных бизнес-школ. Присутствуют и западные структуры, например та же Стокгольмская школа экономики. По словам Олега Орчакова, в нашей стране можно насчитать пару десятков школ, которые дают действительно хорошее образование. «Бизнес-школ самих по себе как юридических лиц очень мало, потому что чаще всего это факультеты менеджмента, бизнеса в вузах, – говорит он. – В Москве это Высшая школа бизнеса МГУ, МИРБИС и школы при РЭА им. Г.В. Плеханова, Государственном университете управления. Есть хорошие школы и в других городах – Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Перми, Воронеже. Дальше идет второй эшелон. И себя (МИЭМП. – Прим. «Ко») мы тоже причисляем ко второму-третьему эшелону, потому что на нашем факультете менеджмента нет таких выдающихся кадров. И кроме того, есть такие варианты, как бизнес-школа при сельхозакадемии и других учебных заведениях, но это уже звучит странно».

Лекарство от нервов

Образование вообще сложно назвать удачной антикризисной инвестицией. «Если еще полгода назад, при нормальной рыночной ситуации, народ развлекался: вот получу дополнительное образование и к своей зарплате припишу еще 50%, то сейчас совсем не так», – говорит Уланова. Большей частью работодатели никак не будут реагировать на диплом. Для них намного важнее реальные знания и понимание сотрудником ситуации на рынке. «Конечно, диплом – это дополнительный плюс. Но все-таки, с точки зрения работодателя, приоритет – это навыки сотрудника и накопленный им опыт работы, – поясняет руководитель управления персоналом ИГ «Капиталъ» Марина Большакова. – Если какие-то компании ориентируются на сотрудников с MBA, то это скорее некое поддержание бренда». По словам Кузина, объективная прямая связь – если у человека есть MBA, то у него повышается зарплата и растет карьера – наблюдается далеко не всегда. «Раньше, когда рынок рос, работодатель охотно поднимал зарплату человеку с заветной «корочкой». Сейчас, когда всех увольняют одинаково, вряд ли оставят какие-то привилегии образованным работникам. Финансовые структуры очень много набирали кадров с MBA, но сейчас у них большие проблемы», – говорит он.

Есть, правда, одно исключение – когда речь идет о бренде очень известной бизнес-школы. Но в России подобных пока нет. «Такая школа не позволяет выпускать человека с низким уровнем знаний. В этом смысле бренд сам по себе говорит о квалификации, – рассуждает ректор Московской школы управления «Сколково» Андрей Волков. – Однако я бы не переоценивал значение диплома как такового для карьеры. Это неочевидный вклад». К тому же накрутка за бренд будет заложена в стоимость обучения. «Конечно, понятно, всегда берут и за имя тоже, – говорит Лариса Уланова. – Это как если мы покупаем «Мерседес», то 20% платим именно за бренд».

Сергей Бозриков, заместитель генерального директора компании Amdex Group, уверен, что при приеме на работу образованием не поспекулируешь: «Карьерный рост дается тем, у кого есть профессиональные достижения. Можно два года действительно учиться, а можно эти два года просто проболтаться. В российских реалиях возникает вопрос: Oxford – это собственное достижение человека или его родители отправили учиться? Для меня как для работодателя MBA – это хорошо, если вместе с достижениями. А если у сотрудника достижений нет, то, возможно, я возьму на работу и другого, без MBA».


По теме:

 ::  Кризис выведет бизнес-образование на новый уровень
 ::  Кризис как возможность. MBA в помощь
 ::  Как бизнес-школы зарабатывают на кризисе
 ::  Куда пойти учиться, чтобы получить степень МВА
 ::  МВА за компанию. Рэнкинг российских школ MBA 2008