Ответственность за обучение лежит на трех участниках процесса — самом сотруднике, его руководителе
Обучение выходит за рамки
Все более распространенным становится подход к структуре обучения
— 70 % времени занимает обучение за счет решения реальных задач на своем рабочем месте;
— 20 % времени занимает обучение на рабочем месте с более опытным сотрудником: наставничество, коучинг, менторинг, тьюторство и т. д.;
— 10 % времени занимает обучение в учебных классах: семинары, тренинги и т. д.
Тон в использовании подхода
Компания MARS является приверженцем подхода
Подход
Наталья Шурига, директор по персоналу компании «Майкрософт Украина» (отвечает также за вопросы HR в Казахстане, Армении и Азербайджане) отмечает, что философия их компании — «Каждый сотрудник сам отвечает за свое развитие»: «У нас 70% обучения и развития проходит на рабочем месте, за счет решения новых задач, 20% — за счет общения с другими людьми — с коллегами, менеджментом, подчиненными, и только 10% — за счет саморазвития и тренингов.
Методы обучения на рабочем месте
Эксперты ГК «Институт тренинга — АРБ ПРО» определяют обучение на рабочем месте, как повышение уровня компетенций сотрудника без отрыва от его профессиональной деятельности через непрерывную практику и взаимодействие с более опытным наставником.
Методы, которые могут применять руководители, обучая сотрудников на рабочем месте, разнообразны:
— Включение обучаемого в процесс деятельности другого человека (баддинг, budding);
— Наблюдение за процессом работы (шэдуинг, shadowing);
— Стажировки, ротации (секондмент, secondmеnt);
— Целенаправленная передача опыта (наставничество, mentoring);
— Раскрытие потенциала личности обучаемого (коучинг, coaching);
— Сопровождение процесса обучения, обсуждение опыта переноса полученных знаний в реальную практику (тьюторство, tutoring);
— Использование комплексных технологий обучения (тренерство).
Между коучингом, тьюторством, менторингом и супервизией тонкая грань, тем не менее, каждый из этих методов имеет четкое приложение.
Менторинг — встречи, в ходе которых более опытный ментор делится своим опытом решения бизнес-задач, описывая ситуации из прошлого, свой подход к решению и логику (обучение на его кейсах, как он поступал в таких ситуациях).
Коучинг основан не на предъявлении чужих моделей, способов действий или кейсов и их копировании, а на организации самостоятельного поиска решения проблемы (с помощью коуча) по технологии GROW, когда обучаемый находит именно свое решение, а коуч задает вопросы, направляя его поиск и мышление.
Супервизия — это включенный анализ действий обучаемого и обратная связь опытным наставником в практической ситуации (они не анализируют трудности применения на практике моделей как в тьюторстве, а супервизор наблюдает поведение и смотрит уровень сформированности навыков).
Тюторство — встречи, на которой обсуждается опыт переноса полученных знаний в реальную практику обучаемого, возникающие сложности переноса модели и вырабатываются новые эффективные способы поведения.
Не только руководитель может обучать сотрудника на рабочем месте. Опытные коллеги — еще один источник получения знаний и опыта. Целевая аудитория для этой формы обучения — практически все категории персонала: новые сотрудники (как молодые, так и опытные, которые пришли в компанию); текущие сотрудники, если им нужно передать новые знания и навыки.
Например, в компании Ford Motor эта форма обучения применяется и для руководителей. В компании действует программа Executive Partnering. Она заключается в том, что перспективные молодые менеджеры в течение восьми недель повсюду сопровождают топ-менеджеров, к которым они прикреплены. Они присутствуют на всех переговорах, участвуют в совещаниях, выезжают на объекты. При этом молодые менеджеры знакомятся со всем спектром деловых задач, с которыми сталкиваются каждый день руководители: взаимодействие с разными людьми, проблемы размещения ресурсов и др.
Работа с руководителями при внедрении практики обучения на рабочем месте
В отношении тех, кому поручено обучать людей на рабочем месте, есть 2 основных области, требующие внимания:
1) Мотивация обучающих
Платить или не платить наставнику за его роль? Если платить, то сколько? Как вовлечь руководителей в идею, что обучение подчиненных — это их задача? Опыт работы компании ГК «Институт тренинга — АРБ ПРО» доказал — к руководителям или наставникам применима не только денежная мотивация, но и различные способы неденежного поощрения.
Примеры из практики ГК «Институт тренинга АРБ — ПРО»:
1. В компании, являющейся региональным представителем (парфюмерия, косметика, бытовая химия), существует конкурс на статус наставника. В конкурсе учитываются: личная эффективность работы, результат сдачи теоретического экзамена на знания продукта, результаты участия в ассессменте. Решение о наставничестве принимается только на год. Весь год наставник получает дополнительную зарплату (пример денежной мотивации).
2. Страховая компания. Линейные менеджеры являются наставниками и коучами своей группы, ведут тренинги.
Их доход складывается из:
(1) процентов от собственных продаж,
(2)дополнительный оклад за наставничество и коучинг,
(3) процент от перевыполнения плана подопечными его группы,
(4) в перспективе лучший линейный менеджер может стать директором агентства, получающим проценты со всего агентства. (Пример денежной мотивации).
3. Компания Wrigley
Линейные менеджеры являются тренерами-наставниками, это отражено в их должностной инструкции. Эта работа дополнительно не оплачивается, а активно пропагандируется, как элемент корпоративной культуры. На начальном этапе внедрения программы (этих обязанностей) лучшему менеджеру (чьи люди показали лучший результат в работе) подарили путешествие по его предпочтению. Идея приза и награждения широко рекламировалась в компании. Затем ежегодно лучшему менеджеру дарится автомобиль. Руководитель проекта внедрения обучения линейными менеджерами отмечает такой эффект: менеджеры получают удовольствие от такой работы и проведения тренингов. (Пример неденежной мотивации).
4. Торговая сеть «Пятерочка». Существует институт наставников. Наставники — это элитный «клуб», в который непросто попасть. Девиз наставников: «Делись знанием и верой с партнером!». Наставниками становятся только по желанию. Желающий стать наставником пишет заявление, которое будет удовлетворено, если: будут получены две рекомендации от других наставников, рекомендация от руководителя, если положительно будет оценена лояльность к компании и наставник обладает блестящими знаниями в своей сфере. Существует значок наставника. Наставник не получает прибавки к зарплате за свою работу. Для наставников проводятся слеты, специальные мероприятия. (Пример неденежной мотивации).
2) Подготовка обучающих
Нет сомнения, что компании хотят доверять обучение своих сотрудников профессионалам. Руководители нуждаются в получении знаний в области обучения взрослых людей, навыков и технологий развития. Опыт компании ГК «Институт Тренинга — АРБ ПРО» показывает, что здесь важна ролевая соотнесенность учителя и ученика. Хорошо, когда обучающий может четко сказать, кто он в данный момент — наставник, коуч, тьютор или супервизор. Обучение этим технологиям, умение их разграничивать, вовремя использовать методические средства дает возможность достигать нужного результата обучения за короткое время. Тогда наставники действуют с большей уверенностью и готовностью передавать знания. Это помогает им реализовать свой девиз: «Я обучу его всему, что умею сам».
Например, навыки тьюторской беседы могут повысить результативность пройденного сотрудником тренинга. Такая беседа проходит через
Компетенции тьютора:
1) знание модели (четкие технологии передачи знаний и опыта; алгоритмы поведения — как надо действовать в конкретной профессиональной ситуации).
2)знание технологий наставничества и коучинга для наилучшего осознания своей роли в каждый момент времени
3) бизнес-эрудиция
4) развитые межличностные и коммуникативные компетенции
Все эти навыки может дать внешний тренер, а также оказать поддержку (в том числе и тьюторскую) в налаживании обучения на рабочем месте руководителями.
Коучинг — один из эффективных методов обучения на рабочем месте
Внимания в теме обучения на рабочем месте заслуживает и коучинг. По данным зарубежных исследователей полученная прибыль намного превышает инвестиции в развитие коучинговой культуры. Несколько данных из зарубежной практики коучинга:
— Исследование International Personnel Management Association показало, что производительность возрастает на 88%, если коучинг используется в комбинации с тренингом (если без коучинга — лишь на 22%).
— Телекоммуникационная компания из Fortune 500 определила, что ROI программы коучинга их топ-менеджмента составил 529%.
— Страховая компания Metropolitan Life определила, что производительность персонала продающих структур, который участвовал в интенсивной программе коучинга, выросла на 35%.
— Компания MetLife инвестировала в коучинговую программу около $620,000, получив в результате измеримую выгоду в $3.2 млн.
Несмотря на такую инвестиционную привлекательность коучинга, существуют серьезные трудности для внедрения этого метода обучения на рабочем месте. Например, в России мы видим недостаточный уровень доверия и открытости между обучаемым и обучающим. По данным Trainings, в начале 2008 года почти 40% компаний не использовали или не планировали использовать этот метод подготовки
За рубежом проблемы в использовании коучинга иные. По данным исследования компании BlessingWhite среди 2014 сотрудников и менеджеров из 17 стран мира, 42% респондентов считают, что коучинг занимает слишком много времени, к тому же он отвлекает от других приоритетов. 32% респондентов из Великобритании и Ирландии, возможно, так и не считают, но отметили, что им катастрофически не хватает времени на коучинг. Кстати, так же думают 29% менеджеров США и 38% менеджеров Азии. Эксперты BlessingWhite считают, что высшему руководству компаний стоит срочно поработать над изменением такого отношения к коучингу со стороны линейных менеджеров. Ведь коучинг — один из самых эффективных методов работы с сотрудниками, особенно в условиях кризиса.
В России коучинг уже достаточно хорошо описан, как технология обучения на рабочем месте: этапы коучинговой беседы, эффективные вопросы, этапы коучингового процесса. Это позволяет нам говорить о реальной возможности внедрения коучинга. Наш опыт обучения коучингу руководителей различных компаний говорит, что менеджеры с готовностью воспринимают основные идеи коучинга и используют их в дальнейшем на рабочем месте.
****
Обучение на рабочем месте — мощный инструмент в руках руководителя, если знать его возможности, а также научиться использовать в ежедневной работе. Подход
Авторы: Марковская И. М., Пискунова О. В., консультанты ГК «Институт Тренинга — АРБ ПРО»