Кризис выведет бизнес-образование на новый уровень

07.08.2022 / MBA в России
Елена Хотулева Источник: Газета

Период экономической нестабильности оказал значительное влияние на рынок образовательных услуг. Если раньше, особенно в последние два-три года, обучение по программам МВА (благодаря их доступности и обилию предложений) нередко воспринималось потребителями как элитное времяпрепровождение, в результате которого они получали очередную «корочку» и ставили дополнительную галочку в резюме, то сегодня этот формат бизнес-образования переходит на более высокую качественную ступень.

Быстрее, выше, сильнее

До кризиса рынок бизнес-образования, особенно рынок МВА, рос с уверенным постоянством, показывая динамику увеличения популярности программ примерно 15% в год. Конкуренция в среде бизнес-школ хоть и имела место, однако не заставляла их драться за каждого потребителя: на растущем рынке каждое учебное заведение имело свою долю, и эта доля приносила достаточное количество слушателей.

С наступлением новых экономических условий бизнес-школам, как и большинству других учебных заведений, приходится пересматривать свое отношение и к разработке программ, и к позиционированию своих продуктов в среде потребителей. «Любая бизнес-школа — это прежде всего организация, которая должна выработать успешную стратегию своего развития в новых условиях. Кризис в той или иной мере скажется на всех, поэтому тем учебным заведениям, которые хотят не просто выжить, а остаться в лидерах, придется прыгать выше и бежать быстрее», — считает директор программы МВА ЛИНК «Стратегия» Международного института менеджмента ЛИНК Наталья Жаворонкова.

Исходя из опросов потребителей, можно сделать вывод, что в 2009 году и в дальнейшем людей будут интересовать практико-ориентированные программы, обучение по которым будет быстро приносить плоды и реально помогать в ведении дел. «Уже сегодня можно сказать, что в результате кризиса потенциальные слушатели МВА стали более прагматично и внимательно относиться к выбору программ. Они тщательнее изучают учебные планы, содержание дисциплин и соотносят их с возможностями последующей практической реализации», — считает заместитель директора Центра налогового администрирования и финансового управления АНХ при правительстве РФ Вадим Засько.

Рынок бизнес-образования, особенно программ МВА, всегда был рынком рекомендательным: по разным оценкам, от 50 до 80% всех слушателей приходили учиться не благодаря рекламе или изучению рейтингов, а по рекомендациям предыдущих выпускников. По мнению специалистов ЛИНК, в условиях кризиса эта особенность будет обостряться. Люди начнут более осторожно и вдумчиво принимать решения и еще больше полагаться на рекомендации слушателей, уже получивших дипломы и начавших применять знания на практике. Чем больше будут довольны сегодняшние слушатели и выпускники, тем сильнее это повлияет на приток новых студентов. А в условиях кризиса на удовлетворенность слушателей в еще большей степени будет влиять то, как они оценивают для себя лично практическую отдачу от обучения, отмечает Наталья Жаворонкова.

О пользе капитализации

Слушателей программ МВА 2009 года можно разделить на две категории. Во-первых, это корпоративные заказчики, программы для которых покупают организации. Во-вторых, индивидуалы, которые сами платят за обучение. Пока трудно назвать точный процент тех и других потребителей. Можно лишь уточнить, что заставляет их получать бизнес-образование в кризисный период.

Ни для кого не секрет, что многие компании в числе антикризисных мер сокращают расходы на образование своих сотрудников. Это в свою очередь приводит к снижению количества людей, направляемых в бизнес-школы по корпоративным программам.

С другой стороны, кризис — самое подходящее время для того, чтобы повысить уровень своего образования и свою конкурентоспособность на рынке труда. «Многие руководители не без оснований считают, что самое выгодное вложение денег — развитие себя и своих сотрудников. В целом же эти два фактора взаимно компенсируют друг друга, и спрос на образовательные услуги в условиях кризиса остается на высоком уровне», — полагает директор учебного центра «Инновационные образовательные технологии» Высшей школы корпоративного управления (ВШКУ) АНХ Сергей Жуковский.

Кроме того, если говорить о корпоративных заказчиках, то следует отметить тот факт, что западные фирмы, а точнее, их представительства в России не спешат сокращать свой бюджет на обучение. Большинство из них считает, что кризис сам по себе уже является хорошей обучающей программой для бизнесменов, и именно в такие периоды имеет смысл делать апгрейд знаний и повышать свой профессиональный уровень в бизнес-школах.

Но и российские компании нельзя окончательно сбрасывать со счетов.

«Хоть они и сократили бюджет, но все же задумываются о том, чтобы вступить на рынок с сотрудниками, хорошо подготовленными к новым условиям. Поэтому крупные российские фирмы все-таки станут обучать свой персонал. Однако востребованы будут в первую очередь компактные, гибкие программы, ориентированные на конкретные особенности бизнеса компаний-заказчиков. То есть в 2009 году речь пойдет о программах более адаптированных под корпоративное обучение», — считает Наталья Жаворонкова.

Что касается индивидуалов, то здесь следует рассмотреть два типа. Одни — это люди, всеми силами стремящиеся повысить свою капитализацию на рынке труда. Они остались на плаву, но стремятся быть еще более конкурентноспособными в условиях современного мира. А другой момент, по мнению специалистов ЛИНК, связан с тем, что у ряда достаточно обеспеченных потребителей в связи с кризисом образовалась пауза, которую они используют для того, чтобы вступить в борьбу в новом качестве.

«Даже те, кто уволен, но имеет некоторые сбережения, понимают, что образование — капитал, который нельзя отнять. Он почти не девальвируется, а потому заслуживает того, чтобы в него вложили накопленные деньги», — считает заместитель декана Высшей школы бизнеса и менеджмента Владимир Карпов.

Вообще, в условиях экономического кризиса, когда люди теряют работу, происходит всплеск интереса к бизнес-образованию. «Такая закономерность действует во всем мире, и мы уже наблюдали ее во время кризиса 1998 года. Это связано с тем, что потенциальные студенты бизнес-школ — весьма занятые люди, и на то, чтобы получить дополнительное образование, у них часто нет времени. И вот часть из них, временно оставшись без работы, решила воспользоваться этим кратким перерывом, чтобы пойти учиться. В настоящее время ситуация повторяется, и бизнес-школы ожидают наплыва», — рассказывает ректор Института бизнеса и экономики / California State University, East Bay Эдвард Гойзман.

И конечно, нельзя забывать о тех потребителях, которые будут вынуждены откорректировать или сменить свою профессиональную ориентацию на более актуальную и востребованную, считает Вадим Засько. Категория таких потребителей тоже пополнит ряды слушателей бизнес-программ, вследствие чего общая востребованность бизнес-образования будет увеличиваться, несмотря на кризис.

Взгляд в будущее

Как по форме, так и по содержанию новые программы МВА и разнообразные курсы бизнес-образования будут отличаться от предыдущих. В них появятся темы, связанные с финансовыми рисками и антикризисным управлением. «Конечно, тема антикризисного управления в программах бизнес-образования была всегда, но теперь речь пойдет об управлении в более сложных условиях. Внимательнее будут относиться и к теме финансов, в том числе к управлению финансовыми рисками», — рассказывает директор программы МВА ЛИНК «Стратегия» Наталья Жаворонкова. Кроме того, по ее мнению, особый акцент в программах будет делаться на лидерстве, поскольку именно в условиях экономической нестабильности будет возрастать роль лидеров, способных взять на себя ответственность за выживание и развитие компаний, вдохновляя и сплачивая людей.

В Центре налогового администрирования и финансового управления АНХ при правительстве РФ считают, что в ближайшие годы наибольшей популярностью будут пользоваться программы МВА, имеющие финансовую специализацию. «При этом упор должен быть сделан не на такие абстрактные вещи, как увеличение ценности компании, повышение ее стоимости, подготовка отчетности по МСФО для выхода на IPO (то есть на то, что было популярно и востребовано в период подъема экономики), а на более приземленные вопросы. К примеру, стоит внимательнее рассматривать теорию управления финансовыми потоками, взаимоотношения с кредиторами, проблемы с дебиторской задолженностью и эффективное налоговое планирование», — рассказывает Вадим Засько.

Что касается прогнозов относительно формы бизнес-программ, то, по мнению Сергея Жуковского, на рынке появится больше МВА выходного дня (когда обучение проводится в субботние и воскресные дни), поскольку бизнес-школы будут стремиться максимально адаптировать виды и форматы обучения под запросы слушателей. «Если же рассматривать более дальнюю перспективу, то можно предположить, что в ближайшие два-три года будут развиваться и окажутся сильно востребованы Executive MBA и DBA («Доктор делового администрирования»). А через 5—10 лет главное, что следует ожидать в российском бизнес-образовании, — бурного развития программ Full-time MBA (очных, с отрывом от работы), поскольку именно они являются основой для всех других программ МВА», — считает Сергей Жуковский.

В заключение стоит отметить, что любое изменение формы и содержания программ бизнес-образования должно происходить осторожно. «Расширение спектра предлагаемых программ должно быть не экстренной мерой в условиях кризиса, но глубоко продуманным шагом, с учетом потребностей рынка бизнес-образования и возможностей школы. Шараханье из стороны в сторону, переход из одного сегмента рынка в другой размывает имидж учебного заведения в глазах поступающих, студентов и выпускников и в конечном счете подрывает ее репутацию», — рассказывают в Институте бизнеса и экономики / California State University, East Bay.