На днях я получил по электронной почте письмецо. «Наш тренинг поможет вам остаться на рабочем месте в условиях кризиса!» — оптимистично сообщали отправители. Меня пока на улицу не выгоняют, но кто знает, что будет завтра. Горя желанием узнать, как не потерять работу, я поспешил на курсы.
Пример для подражания
Постигать кадровую науку нам предстояло вечером в одной из школ в Теплом Стане. Желающих набралось 23 человека. Ожидая занятий, делимся своими невзгодами.
40-летний менеджер Вадим оттрубил в родном банке 10 лет. А в сентябре начальник Вадима заявил, что их отдел сократят наполовину.
— Как пить дать, я первый в очереди на сокращение! — нервничает Вадим.
У 30-летней секретарши Марины другая проблема. Сначала шеф начал бубнить про «оптимизацию расходов». А затем предложил сотрудникам уйти в неоплачиваемый отпуск. До января. Потом всех обещают восстановить, но Марина чувствует: здесь какой-то подвох. Ведь вторую-то секретаршу шеф оставляет!
— Там работа не бей лежачего, один человек справится! — горюет Марина.
Наш междусобойчик прерывает приход Юрия — мужчины лет 35. Он и будет вести курсы. Гуру одет в дорогой синий костюм и пахнет хорошим парфюмом.
— Берите пример с меня! — советует Юрий. — Да, ситуация нелегкая, увольнения уже начались. Но вы улыбайтесь! Пусть ваш внешний вид говорит о благополучии, и тогда все на самом деле наладится!
Но не внешним видом единым надо бороться за рабочее место.
— Запишите на листок простые истины и повесьте над своей кроватью! — внушает Юрий.
Записываю. Итак, первое — не опаздывать на работу. Начальство, дескать, в условиях кризиса первым делом обращает внимание на раздолбаев. Второе — не надоедать своему боссу. В смысле не просить повышения зарплаты, даже если заслужили.
Третье правило — давить на жалость. Например, сообщить, что вы живете с престарелыми родителями, которым кранты без вашей зарплаты.
— Но не переборщите! — предостерегает консультант. — Нытиков, напротив, увольняют без жалости.
Сапожник без сапог
После тренинга идем в кофейню. Юрий охотно к нам присоединяется. И здесь вдруг откровенничает:
— Это вас кризис коснулся только осенью, а у моей бывшей конторы трудности еще с лета! Мы обычно в августе проводили кучу тренингов по тайм-менеджменту (умение эффективно распоряжаться рабочим временем. — Авт.), тим-билдингу (превращение сотрудников компании в единую команду. — Авт.). А в этом году всего три заказа было! Фирма лопнула…
— Так вас тоже уволили? — таращу глаза.
— Но я ведь не унываю! — широко улыбается Юрий. — Мы с тремя товарищами теперь проводим курсы, зарабатываем достойные деньги. Берите пример!
Деньги и впрямь достойные, подсчитываю я в уме, — 69 тысяч рублей за три двухчасовых занятия… Но сама ситуация смешная: уволенный сотрудник учит работающих, как не потерять свою должность!
Инициатива ненаказуема
Следующее занятие — ролевая игра. Мы делимся на начальников и подчиненных. Руководители дают остальным задания. Тех, кто не справился, увольняют.
Через полчаса в шефы записывают меня и двух тетушек лет сорока. Задание идиотское: нашим подчиненным нужно сочинить четверостишие для корпоративного гимна воображаемой конторы.
— Мы единая команда, победим всех без труда, нам сопутствует удача, и так будет всегда, — мямлит неловкие строчки секретарша Марина.
Но даже такие вирши под силу не всем. Трое вообще ничего не написали. Один нарисовал логотип воображаемой фирмы. Еще двое скооперировались и зачем-то спели студенческий гимн Gaudeamus. Посовещавшись, я и другие начальники решили уволить Марину и двух ее товарок, также невнятно бормотавших плохие стихи.
— Видите? — подмигивает Юрий. — По идее следовало бы указать на дверь тем, кто не написал ни строчки. Но они выкрутились за счет оригинального подхода к решению задачи. Помните, начальство увольняет не самых слабых, а самых незаметных. Будьте инициативны! Сыпьте идеями! Даже если ваша бурная деятельность — лишь имитация! Тогда уволят не вас, а вашего робкого соседа.
Беременность в массы!
На последнем занятии вместо Юрия на вахту заступил его коллега Андрей.
— Обычно о сокращении объявляют где-то за месяц, — сообщил новый консультант. — В запасе вагон времени! Женщины, например, могут забеременеть, ведь кризис не лучшее время, чтобы делать карьеру.
— Ага, прям сейчас побегу делать детей, — усмехается 35-летняя Елена. — У меня и так двое сыновей!
— Справки можно купить! — обиделся Андрей. — За полторы тысячи. Могу даже посоветовать специалиста… А через полгода он «оформит» выкидыш. За это время проблемы у фирмы, может, и утрясутся.
Мужчинам Андрей предложил оформить фальшивый больничный.
— Всем спасибо! — заканчивает курс Андрей. Мы хмуримся: каждый отдал по три тысячи за банальные советы.
— Думаю, еще увидимся! — говорит секретарша Марина.
— Ага, на бирже труда в одной очереди стоять будем, — язвительно добавляет менеджер Вадим. Мы молча расходимся каждый в свою сторону.
КОММЕНТАРИЙ СПЕЦИАЛИСТА
Анастасия КРЫЛОВА, исполнительный директор компании ART-HR:
— То, что делают ребята, проводящие эти тренинги, с одной стороны, меня восхищает, а с другой — вызывает недоумение. То есть я аплодирую их способности делать деньги даже в тяжелые времена. Но сама технология проведения таких курсов некорректна. Человеку не прививают полезные навыки, а советуют юлить и изворачиваться — покупать фальшивую справку о беременности, имитировать бурную деятельность… К тому же организаторы не говорят главного: в период кризиса сокращают в первую очередь неэффективных работников. И избежать сокращения можно одним способом — научиться быть эффективным. Но об этом на тренинге речь, как я понимаю, не шла.