По мнению специалистов, в наступившем году кроме традиционно востребованных долгосрочных программ высшего и дополнительного образования будут популярны качественные краткосрочные курсы профессиональной подготовки и переподготовки кадров.
Валюта, которая не обесценивается
Опыт западных стран показывает, что даже в условиях экономической нестабильности люди не экономят на образовании. Они стремятся получать знания, стараются усовершенствовать свои навыки и вкладывают деньги в обучение. «Если обратиться к опыту ведущих зарубежных бизнес-школ и вузов, то можно увидеть, что в период текущего мирового кризиса падения продаж в них не наблюдалось ни по долгосрочным, ни по краткосрочным программам. Индивидуальные потребители в условиях кризиса охотно платят за образование, видя в этом повышение своей компетентности и стоимости на рынке труда, а корпорации инвестируют деньги в обучение сотрудников, считая это залогом своего выживания в условиях жесткой конкуренции», — рассказывает директор программы МВА ЛИНК «Стратегия» Международного института менеджмента ЛИНК Наталья Жаворонкова.
Получение образования и знаний — то, что никогда не сможет обесцениться и не подвергнется девальвации. «В период кризиса, когда все достаточно зыбко и неопределенно, образование по праву можно считать наиболее эффективным вложением денежных средств, причем с высокой отдачей и окупаемостью», — считает заместитель директора Центра налогового администрирования и финансового управления АНХ при правительстве РФ Вадим Засько.
Такого же мнения придерживается и руководитель проекта «Маркетинговое образование в России (РИМА)» Государственного университета управления Людмила Деревягина. «Вкладывать деньги в образование целесообразно всегда, поскольку в период кризиса, когда идет сокращение рабочих мест, в компаниях остаются только лучшие и самые профессиональные сотрудники. Обладая необходимыми компетенциями, приобретая дополнительные знания и навыки, можно выиграть борьбу на рынке труда и не остаться без работы», — поясняет Людмила Деревягина.
К цели — короткими путями
В условиях, когда очень быстро меняются условия ведения бизнеса, финансовые рынки подвержены высокой волатильности, а макроэкономические показатели нестабильны, особую актуальность приобретают краткосрочные программы повышения квалификации и переподготовки кадров.
«Основной целью таких программ является изучение последних изменений в законодательстве, освоение новых форм и методов ведения бизнеса, внедрение современных финансовых технологий, позволяющих адаптироваться к новым складывающимся условиям и минимизации негативных последствий кризиса», — рассказывает Вадим Засько.
Кроме того, как отмечает ректор Московского государственного института им. Е.Р. Дашковой Лариса Тычинина, в 2009 году повышение спроса на подобные программы может произойти и еще по двум причинам. «Во-первых, вводятся жесткие требования к ЕГЭ, и это может вызвать уменьшение числа абитуриентов (из числа слабых школьников), что в свою очередь увеличит приток студентов на краткосрочные программы. А во-вторых, кризис уменьшит возможности людей в получении заочного или второго высшего образования. А значит, краткосрочные программы станут выходом из ситуации и будут иметь успех», — поясняет Лариса Тычинина.
При этом необходимо отметить, что под краткосрочными программами, в отличие от долгосрочного высшего образования и сравнительно длительных программ МВА, следует понимать курсы подготовки и переподготовки кадров, которые по стандартам Министерства образования РФ рассчитаны как минимум на 500 учебных часов (от полугода до года). «Выпускники таких программ получают право на ведение деятельности в новой профессиональной области, что особенно актуально сейчас, когда в условиях финансового кризиса многим приходится менять профиль работы или расширять свои знания и приобретать новые навыки для повышения эффективности труда. Кроме того, работодатели отдают предпочтение универсальным специалистам, обладающим знаниями и навыками в двух и более областях. Причем особую роль играет высококачественная подготовка в области маркетинга, поскольку маркетинговая философия — основа успеха любой компании», — рассказывает Людмила Деревягина.
А вот спрос на совсем короткие образовательные курсы-тренинги в этом году, скорее всего, упадет практически до нуля. По мнению Натальи Жаворонковой, в последнее время потребители стали относиться к обучающим тренингам как к некоему шоу, которое длится два-три дня. На рынке наблюдается избыток предложений по получению скороспелых знаний. «На самом же деле за такой короткий срок научиться чему-либо практически невозможно. А в условиях нестабильности, когда и компании, и частные заказчики будут искать максимально эффективные способы получения знаний, в фокусе внимания окажутся не те курсы, которые дают быстрый результат, а те, которые позволяют еще в процессе обучения разрешить актуальные проблемы конкретных фирм. То есть будут востребованы качественные, хорошо подготовленные программы, дающие реальную возможность уже на этапе обучения разрабатывать антикризисные проекты и продумывать долговременную стратегию развития фирм», — поясняет Наталья Жаворонкова.
Образованием по кризису
В последнее время многие учебные заведения начали активно разрабатывать и внедрять обучающие курсы, связанные с антикризисным управлением. Однако было бы неправильно считать, что до этого никто в России не занимался данным направлением. «Большинство отечественных программ изначально были ориентированы на специфику и особенности российского бизнеса, который во многом отличается от бизнеса зарубежных стран. Поэтому в них элемент антикризисного управления присутствовал всегда, а в настоящее время ему уделяется еще более пристальное внимание», — считает Вадим Засько. По его мнению, востребованность программ обучения, помогающих предотвратить финансовые потери и извлечь максимальную прибыль из складывающейся неблагоприятной макроэкономической ситуации, не вызывает сомнений.
Однако следует акцентировать внимание на том, что очень важно получать знания у специалистов, заслуживающих доверие и имеющих большой практический опыт, таких, которые помогут решить не только сиюминутные проблемы конкретного бизнеса, а смогут выстроить долгосрочную эффективную стратегию развития компании с учетом макроэкономической финансовой среды.
Настоящее антикризисное управление, спрос на обучение которому в 2009 году, безусловно, будет велик, представляет собой оптимальное сочетание тактики и стратегии. «Сначала надо сконцентрироваться, сократить затраты и правильно оценить положение дел. А после этого выбрать приоритеты (приоритеты развития, приоритеты по клиентам, по персоналу и т.д.) и начать продвижение вперед. Именно этому следует учить тех, кто, думая о долгосрочной перспективе, будет обучаться антикризисному управлению в ближайшее время», — считает директор программы МВА ЛИНК «Стратегия» Международного института менеджмента ЛИНК Наталья Жаворонкова.
Вообще, в 2009 году выше всего будут цениться специалисты, которые смогут оптимизировать затраты, экономить бюджет компании и при этом действовать эффективно, ориентируясь на изменения во внешней среде на высококонкурентном рынке. «Многим компаниям сейчас требуются менеджеры по продажам, способные заключать сделки в условиях сократившегося спроса, а также директора по маркетингу, умеющие продвигать товары и услуги с минимальным бюджетом. Специалистам нужно уметь адаптироваться к новым экономическим условиям, а для этого необходимы по-настоящему профессиональные знания в области маркетинга», — отмечает Людмила Деревягина.