Смотреть назад, бороться с последствиями мировой экономической неразберихи, наверное, не самая выигрышная стратегия. Для того, чтобы бизнес не только устоял, но и продолжал развиваться, нужно увеличить его потенциал за счет внутренних резервов. Простейший способ — сделать ставку на развитие персонала.
Новые стратегии
Что же случилось? Специалисты объясняют ситуацию необдуманным использованием «белыми воротничками» новых финансовых инструментов, играми в «пирамиды» и «пирамидки», переоценкой американского рынка недвижимости, породившем волну банкротств в банковском секторе. В итоге потеряны ориентиры, а временная остановка глобального движения денежных средств грозит затянуться надолго. По сути это наглядная демонстрация слабости существующей мировой системы распределения и привычных управленческих технологий. Но ведь денежной массы меньше не стало, да и психология инвесторов не изменилась. Значит, нужны качественные антикризисные стратегии, которые вернут доверие к компаниям. И легче всего их вырабатывать не на собственных ошибках, а в учебных аудиториях. Представители индустрии образования, наряду с экономистами, активно включились в процесс поиска оригинальных рецептов и, возможно, общими усилиями выход будет найден.
Российский бизнес повсеместно использует так называемую «патерналистскую» модель, на всех уровнях которой культивируется особый способ покровительственных отношений. По словам Инги Коложвари, бизнес-тренера компании «Интермедсервис», его специфика в том, что зачастую совет акционеров является единственной силой, принимающей решения. При этом вера собственников в «звездных» топов, нередко трактующих ситуацию частным образом, редко идет на пользу бизнесу. «Выпрашивание ресурсов и полномочий для своих департаментов ведущими менеджерами, независимо от объективных задач развития и результатов деятельности, внутренняя конкуренция подразделений, пассивность рядовых сотрудников — все это мешает внедрению наиболее эффективных и инновационных моделей», — утверждает она. Может быть, именно обучение — курсы стратегического управления, математического моделирования, риск-менеджмента, бенчмаркинга, других высокотехнологичных инструментов управления — помогут изменить существующую практику? Пусть даже не в сборке МВА, а в виде отдельных опций? Есть над чем задуматься.
Стеречь кадры
Опытные кадровики рекомендуют: кризис — удачное время для того, чтобы недорого собрать сильную команду. «Думаю, настало время, когда можно найти лучших сотрудников на более низкую зарплату», — комментирует Денис Адамский, генеральный директор Московского ювелирного завода. Пока одни компании «оптимизируют» численность персонала при помощи массовых увольнений, другие умело пользуются сложившейся на кадровом рынке конъюнктурой. Кризис ведь рано или поздно закончится. Неслучайно Арнольд Лонгбой, директор европейских программ Chicago Booth School of Business (ранее школа называлась Chicago Graduate School of Business) в качестве антикризисной стратегии предлагает сфокусироваться на сохранении штата. Разумеется, это не значит, что нужно изо всех сил удерживать недобросовестных работников или сохранять дублирование полномочий. Но когда речь идет об обязательном росте производительности, нельзя не вспомнить о программах повышения квалификации. «Например, мы у себя на заводе регулярно проводим обучение английскому языку, — комментирует Денис Адамский. — В результате сотрудники отдела заказов самостоятельно и свободно общаются на английском языке, хотя ранее такой квалификацией обладал только один человек».
Автоматизировать все
Удивительно, но в нашей самой нанотехнологичной стране по-прежнему невероятно распространен ручной труд. И это несмотря на то, что автоматизировать сегодня можно практическую любую операцию — от сварки труб до расчета внутренней нормы прибыльности инвестиций (IRR). Решения, которые предлагаются вендорами и разработчиками ПО, совершенствуются из года в год, позволяя освобождать ресурсы и силы. Рынок АСУТП (автоматизированных систем управления технологическими процессами) растет на 30-50% ежегодно, но именно эти показатели и раскрывают масштабы нашего отставания от других европейских стран, где цифры, как правило, на порядок ниже. Конечно, ставка на ИТ и, как следствие, обучение большего числа сотрудников — дорогое решение, на которое пойдут далеко не все компании. Тем не менее, использование современных информационных технологий позволяет повысить эффективность труда на 30-40%, а сотрудникам работать лучше и приносить компании больше прибыли чем их коллеги, считает Дмитрий Гудзенко, директор Центра компьютерного обучения «Специалист» при МГТУ им. Н.Э. Баумана.
Что же касается самой индустрии образования, то она никуда не денется. Конечно, заказчики порежут бюджеты и первое время придется непросто. Но ведь внедрять эффективные методы продаж, бухгалтерского учета и маркетинга нужно даже в условиях кризиса. В крайнем случае центры пересмотрят линейку предложений и вместо тренингов по подбору персонала в условиях дефицита кадров предложат «безболезненные» способы увольнения, а вместо технологий привлечения инвестиций — инструменты возврата долгов. Вопрос надо ставить по-другому. Выживут ли компании, если не поймут как и чему учить своих менеджеров?