Бизнес-образование в Екатеринбурге: обзор рынка и прогнозы на будущее

Мария Петрова Источник: Деловой квартал

Кризис мог стать контрольным выстрелом для рынка бизнес-образования, и без того теряющего обороты. Но провайдеры бодрятся: слетевшие заказы пока удается замещать тренингами продаж, внезапно получившими второе дыхание.

эксперты
Надежда Гаврилова, частный бизнес-тренер
Юлия Голомшток, генеральный директор Высшей Экономической Школы
Лариса Голубцова, тренер-консультант компании «Апрайт»
Александр Гусев, директор образовательного центра «Бизнес-Развитие»
Ольга Жигальцова, генеральный директор «Центра Бизнес-Образования»
Юлия Несова, директор «УСИБ-Екатеринбург»
Владимир Ромашов, директор «МИМ ЛИНК РЦ-Екатеринбург»
Владимир Синчук, генеральный директор учебного центра «Потенциал»

вопросы
Как провайдеры подстраивают свои программы под кризисную специфику?
Кто сегодня готов платить за бизнес-образование?
Насколько изменятся цены на образовательные услуги?

На рубеже 2007-2008 гг. падение интереса бизнесменов к образовательным программам стало очевидным: если в предыдущие пять лет рынок стабильно прирастал на 30% ежегодно, то в 2007 г. увеличение в оборотах произошло менее чем на 18%, да и то за счет инфляции.

По общим наблюдениям Александра Гусева, директора образовательного центра «Бизнес-Развитие», предприниматели уже получили все необходимые базовые знания и восполнили пробелы в образовании, поэтому формат долгосрочных программ закономерно потерял аудиторию. Среднесрочные корпоративные программы постепенно перешли в ведение собственных учебных центров компаний. А открытые семинары для линейного персонала (например, «Управление продажами» или «Работа с кадрами») и вовсе исчерпали себя. «В них нуждались, пока функционал многих сотрудников — HR-специалистов или рекламных менеджеров — был неоднозначным. А сейчас профессии сформировались», — поясняет Ольга Жигальцова, генеральный директор «Центра Бизнес-Образования».

Однако наступивший кризис дал рынку второе дыхание и в одночасье изменил многие тенденции на противоположные.

Эксклюзивность в краткосрочных программах сменили на практичность

Сейчас на рынке бизнес-образования Екатеринбурга работают около 20 крупных компаний-лидеров и чуть меньше 100 участников второго эшелона. Пока подсчитать точное количество последних эксперты не берутся, но уже весной следующего года рынок обретет вполне четкие очертания: кризис очистит его от многочисленных компаний-однодневок и от тех участников, которые не смогут оперативно перестроить процессы.

Спад интереса в предыдущие периоды отчасти объясняли стабилизацией экономики: пока все нормально, люди учиться не идут, им вполне хватает и существующих знаний. Компаниям приходилось искать потенциальных клиентов на неспокойных рынках, например там, где резко усилилась конкуренция или изменились условия работы. В этом смысле финансовый кризис для отрасли бизнес-образования стал подарком: выбитыми из колеи оказались решительно все сферы деятельности. Но чтобы заработать на этом, операторы должны понимать новые потребности рынков.

Краткосрочные программы вновь будут востребованы. В прошлые годы отношение к ним было неоднозначным: они то наращивали аудиторию, так как обещали слушателям не меньшую информативность, чем продолжительные курсы, зато стоили на порядок дешевле, то, наоборот, замедляли темпы роста, по­скольку клиенты переставали торопиться, предпочитали учиться пошагово и сообщать тренеру о полученных результатах предыдущих занятий. Теперь времени на усвоение нового материала мало, но далеко не все краткосрочные курсы пойдут нарасхват.

Едва ли удастся заработать на дорогих и высокоэмоциональных программах. В предыдущие годы финансовой стабильности провайдеры образовательной отрасли привлекали скучающих клиентов громкими именами звезд мирового консалтинга. Так, под слоганом «Впервые в Екатеринбурге» приезжали авторы бест­селлера «Бизнес в стиле фанк» Кьелл Нордстрем и Йонас Ридерстралле, гуру партизанского маркетинга Пол Хэнли, автор «Мотивации в стиле экшн» Клаус Кобьелл и др. В ситуации кризиса компании станут осознанно избегать элементов шоу, еще недавно считавшегося модной фишкой бизнес-образования. «Клиенты будут платить только за сухую конкретику», — констатирует Юлия Несова, директор «УСИБ-Екатеринбург».

Содержание программ также потребует нового подхода — структура спроса стала меняться чуть ли не ежедневно. «На рынке краткосрочных программ сейчас котируются бизнес-школы, способные отслеживать любые изменения в экономике и в авральном режиме создавать соответст­вующие предложения», — рассказывает Юлия Голомшток, генеральный директор Высшей Экономической Школы. Со второй половины текущего года практически все компании старались держать руку на пульсе: постоянно добавляя в перечень образовательных программ новые злободневные вопросы.

Например, Надежда Гаврилова, част­ный бизнес-тренер, в «мирное» время специализирующаяся на управленческих и финансовых тренингах, осенью проводила занятия для банков на тему «Как не дать клиентам забрать свои вклады». В расписание практически всех центров вернулись тренинги по управлению продажами, еще недавно считавшиеся «отработанным материалом». «Мышление руководителей сработало просто: если начались проблемы с финансами, значит, надо повышать продажи», — поясняет г-жа Голомшток. А так как проблему денежных поступлений необходимо решать прямо здесь и сейчас, требовались короткие технологичные программы с максимально применимыми механизмами. В ассортименте появились и «старомодные» курсы для работников кадровых служб: сегодня многие предприятия минимизируют издержки за счет сокращения штата, в результате растет спрос на изучение Трудового кодекса и разнообразных методик увольнения. А тренинг Станислава Хайниша по использованию передовых практик менеджмента переосмыслили и переработали в «Управление компанией в условиях кризиса». По словам г-жи Жигальцовой, в «Центре Бизнес-Образования» подобным образом пересматривается каждый курс: «Тренеры сами идут навстречу веяниям рынка, актуализируя тему подстройки бизнеса под новые условия».

Но в постоянно меняющихся экономических условиях даже опытные игроки порой не в силах предсказать, что выстрелит в следующий раз или, наоборот, не соберет аудиторию: иногда слушатели внезапно теряют интерес к программам, которые всегда стабильно собирали полные группы. Поэтому компании стали существенно расширять ассортимент. «Богатый набор программ страхует от неудач: в этом месяце с экономистами не повезло, зато сработала тема стратегического планирования», — говорит Лариса Голубцова, тренер-консультант компании «Апрайт». С другой стороны, важно поддерживать и вечные темы, которые будут популярны вне зависимости от кризиса, такие, например, как промышленная безопасность, отмечает Владимир Синчук, генеральный директор учебного центра «Потенциал».

Топы ищут помощи в МВА

Есть вероятность, что оживет и долгосрочный сегмент, показавший в прошлом году спад сразу на 50%. По словам г-жи Несовой, в нынешней ситуации топы заново переосмысливают собственную эффективность и общую результативность компании. «Например, нашему двухгодичному курсу «Онтоменеджмент», основанному на методиках практической психологии, уже пять лет, но аншлаг он собирает только в последнее время», — добавляет директор «УСИБ-Екатеринбург».

В надежде на реанимацию долгосрочного сегмента «Центр Бизнес-Образования», традиционно специализирующийся на краткосрочных курсах, стал корпоративным партнером Международного института менеджмента ЛИНК и Открытого университета Великобритании. Теперь у организации есть возможность продавать их курсы МВА (Master of Business Administration). Чтобы избежать нареканий за несоответствие стандартам, как это периодически происходило ранее, требования к аудитории ужесточатся: учиться смогут только собственники и топы, причем в ходе обучения они должны использовать в качестве «учебного пособия» собственный бизнес, представляя, как полученные знания пригодятся для работы на конкретном предприятии. Таким образом, екатеринбургский рынок управленческих долгосрочных программ, дискредитировавший себя «мальчиками от МВА» — выпускниками без опыта работы, — восстановит свою репутацию, считает Ольга Жигальцова. Другой местный партнер МИМ ЛИНК — представительство в Екатеринбурге под руководст­вом Владимира Ромашова, сходится с «Центром Бизнес-Образования» в оценке местного рынка МВА. «В Екатеринбурге есть огромная потребность в серьезном МВА», — считает г-н Ромашов.

Сотрудники будут учиться за свой счет

Стремление компаний к экономии и закономерное нежелание тратиться на долгосрочное образование сотрудников может быть непоказательным при составлении прогнозов развития рынка. Расходы на бизнес-образование были и так далеки от потенциально возможных: среднероссийский показатель затрат на обучение одного сотрудника достигал $600 в год, в то время как в Европе в 6-7 раз больше. Но эти расходы сократят лишь частично — для руководителей и ключевого персонала делают исключения. Во-вторых, с наступлением кризиса обучающие центры получили новый сегмент заказчиков в лице сотрудников, самостоятельно стремящихся повысить собственную капитализацию. В условиях массовых сокращений люди стремятся всеми силами доказать руководству — нынешнему или потенциальному — личную компетентность и высокую квалификацию и готовы много учиться за свой счет.

Еще одна позитивная для рынка тенденция — цены на бизнес-образование в условиях кризиса продолжат расти. В предыдущие годы эксперты не раз отмечали, что стоимость экономического обучения в Екатеринбурге занижена. Если в Германии обычный трехдневный семинар стоит в среднем $800, в Москве — $450-600, то в Екатеринбурге — не дороже $350. Или, например, стоимость звездного тренингового дня в России равна $1 тыс., а за рубежом от $2 тыс. и выше, оценивает г-жа Жигальцова. Это осложняло компаниям поиск столичных и иностранных преподавателей, которые не были готовы работать за меньший гонорар. В текущем году средняя цена образовательной программы выросла от 30% (в долгосрочном сегменте) до 100% (в краткосрочном). В следующем году, по мере повышения интереса к новым компетенциям, она продолжит подтягиваться к европейскому уровню. Рост продлится вплоть до стабилизации экономической ситуации, которую аналитики ожидают к концу 2009 г.

Приложение:  ::  Центры бизнес-образования Екатеринбурга — 2008 Топ-лист. Ноябрь 2008


По теме:

 ::  Рейтинг тренинговых программ по Екатеринбургу. Август-сентябрь 2008
 ::  Рынок бизнес-образования в Екатеринбурге поделен и закреплен за брендами
 ::  Екатеринбург. Рынок семинаров и тренингов близок к перегреву
 ::  Бизнес-образование на Урале. Не отрекаются, любя
 ::  Екатеринбург. Корпоративный тренинг: мнения экспертов
 ::  Всё образуется: анализ тренингового рынка Екатеринбурга
 ::  Рынок бизнес-образования Екатеринбурга стабилизировался
 ::  Рейтинг Уральских компаний бизнес-образования. По итогам работы в 2007 г.
 :: 
Программы MBA в Москве и Екатеринбурге Рэнкинг по специализациям и стоимости
 :: 
Рейтинг центров бизнес-образования Урало-Западносибирского региона. 2007г.
 ::  Центры бизнес-образования Екатеринбурга Топ-лист. Октябрь 2007
 :: 
Корпоративное бизнес-образование на Урале 2006
 ::  Среднесрочное и долгосрочное бизнес-обучение в Уральском регионе Исследование – июнь 2006 г