Центры бизнес-образования Новосибирска могут выжить за счет снижения цен и создания новых антикризисных программ обучения

Дмитрий Сердцев Источник: ДК - Новосибирск

Финансовый кризис меняет спрос на услуги бизнес-образования. Многие компании пытаются уменьшить свои издержки и зачастую первым делом сокращают расходы на обучение персонала. Образовательным центрам придется бороться за клиентов в условиях стагнации рынка. Эксперты считают, что шансы на выживание выше у крупных центров бизнес-образования.

эксперты
Татьяна Виноградова, директор финансово-правового центра «Партнер»
Анна Власова, директор центра «Харизма»
Юлия Булгакова, директор по развитию «Академии коучинга»
Владимир Кизь, управляющий партнер группы компаний «Баланс»
Ирина Кудрявцева, директор «Новосибирского Городского Тренинг-Центра»
Егор Ледяев, исполнительный директор холдинга «Люди Дела»
Вера Мишанкина, руководитель Службы управления персоналом Новосибирского Муниципального банка
Наталья Останина, коммерческий директор компании «Ликор»
Петр Рыженков, директор «Центра психологии НГУ»
Андрей Федюкин, коммерческий директор Сибирского центра коучинга «Лиртана»

Услуги бизнес-обучения в Новосибирске оказывают 450–500 компаний, подсчитала директор по развитию «Академии коучинга» (входит в группу компаний «Эрфольг») Юлия Булгакова. По словам Ирины Кудрявцевой, директора «Новосибирского Городского Тренинг-Центра», большая часть предложения на рынке бизнес-обучения сосредоточена в сегменте краткосрочных программ (тренингов, курсов и семинаров).

«Каждый год на рынке пробуют себя четыре-пять новых тренинговых компаний», — говорит исполнительный директор холдинга «Люди Дела» Егор Ледяев. Юлия Булгакова полагает, что новичков гораздо больше: «Только с начала года появилось 40–45 новых игроков. Но многие из них не выдерживают конкуренции и закрываются, просуществовав всего два-три месяца».

По мнению директора «Центра психологии НГУ» Петра Рыженкова, в пятерку лидеров местного рынка тренингов входят «Эрфольг», «Люди Дела», «Азия консалтинг», «Харизма», B2You.

Многие из опрошенных «ДК» руководителей центров бизнес-образования затруднились оценить объем местного рынка. «Открытой и объективной статистики нет. Можно очень сильно ошибиться», — объясняет директор центра «Харизма» Анна Власова. В сегменте краткосрочного бизнес-образования объем новосибирского рынка в 2008 г. не превысит 250 млн. руб., считает Егор Ледяев.

«В 2007 г. объем рынка увеличился более чем на 40%, в 2008 г. рост составит не более 15%. Признаки замедления темпов роста стали заметны еще летом, но в сезон отпусков это обычное дело. В сентябре рынок всегда активизировался. Однако в этом году из-за финансового кризиса круг компаний, готовых тратить деньги на обучение персонала, осенью стал быстро сокращаться», — рассказывает он.

Все последние годы спрос на бизнес-образование стабильно увеличивался, что отражалось на стоимости обучения. «Стоимость участия в открытых тренингах и семинарах за два года возросла на 40%. А вот стоимость корпоративного обучения возросла в среднем не более, чем на 5–10% — демпинг начинающих компаний и фрилансеров сдерживает рост цен», — говорит Егор Ледяев. По словам коммерческого директора компании «Ликор» Натальи Останиной, в среднем по городу стоимость обучения на двухдневном открытом семинаре, если его проводит новосибирский преподаватель, составляет 7–12 тыс. руб., а если московская «звезда» — 18–20 тыс. руб. По ее словам, с начала 2008 г. «Ликор» увеличил цены не более, чем на 15%. В таких же пределах повысила расценки и «Харизма».

Финансовый кризис уменьшает число заказов

Опрошенные «ДК» руководители обучающих центров говорят, что финансовый кризис уже отразился на рынке услуг бизнес-образования. «Многие компании сейчас озабочены снижением издержек. Сокращают численность персонала, урезают бюджеты на обучение», — отмечает Анна Власова. «Центрам бизнес-образования стало сложнее продавать свои услуги — потенциальные клиенты отказываются, ссылаясь на недостаток денег из-за кризиса», — отмечает управляющий партнер группы компаний «Баланс» Владимир Кизь. «В связи с финансовым кризисом у нас уже два семинара «пролетели», — рассказывает директор финансово-правового центра «Партнер» Татьяна Виноградова.

Впрочем, далеко не все компании кризис подтолкнул к отказу от обучения. Не пересматривал политику в области обучения сотрудников, например, Новосибирский Муниципальный банк (НМБ). Руководитель службы управления персоналом НМБ Вера Мишанкина утверждает, что не ожидается изменений и в перспективе. По ее словам, банк сотрудничает с центрами бизнес-образования не только Новосибирска, но и Москвы, Санкт-Петербурга, Сочи: «Привлечение компаний, специализирующихся на обучении в сфере бизнеса, позволяет нам сделать процесс повышения квалификации сотрудников всех уровней наиболее эффективным».

Из клиентов «Ликора» еще никто не отказался от услуг компании из-за кризиса, утверждает Наталья Останина: «Некоторые немного сократили бюджеты либо перенесли на более поздний срок реализацию отдельных программ, но на общий объем заказов это практически не повлияло».

По ее наблюдениям, в кризисной ситуации у компании две схемы поведения: первая — затаиться, переждать, вторая — использовать новые возможности для захвата рынка. «Руководители большинства компаний выбирают первый тип поведения: урезают бюджет, сокращают персонал, экономят на всем — и на обучении персонала в том числе. Второй тип поведения встречается реже», — рассказывает она. Владимир Кизь говорит, что в первую очередь руководство компаний экономит на обучении рядового персонала.

«Некоторые клиенты в растерянности. Ситуация на рынке пока не очень понятная. И они хотят это время переждать. Говорят, что продолжат обучение через несколько месяцев», — отмечает Анна Власова. Но есть, по ее словам, и обратные примеры, когда компании из отраслей, более других сейчас подверженных рискам, у которых на рынке сейчас стагнация, направляют персонал на обучение, заказывают разработку стратегии своего дальнейшего развития.

Останина рассказывает, что уже слышит от преподавателей-фрилансеров жалобы на сокращение заказов: «Они звонят и просятся на работу». То, что фрилансеры пострадали первыми, для нее неудивительно: «Как правило, их приглашают наименее обеспеченные заказчики, те компании, которые стремятся сэкономить на всем».

Владимир Кизь считает, что в 2009 г. объем рынка бизнес-обучения в городе сократится по сравнению с 2008 г. примерно на 20%. «Думаю, рынок сожмется на 20%», — говорит он.

По мнению Власовой, в 2009 г. объем рынка услуг по обучению корпоративных клиентов сохранится на уровне 2008 г.: «Роста не будет, падения тоже». Уровень спроса, по ее словам, будет зависеть от того, как быстро обучающие центры сумеют перестроиться, предложить клиентам более актуальные программы обучения.

Увеличивается спрос на антикризисные программы

«До сих пор многие образовательные программы были ориентированы на растущий бизнес, на развитие новых направлений. Спрос на такое обучение сейчас сократится, поскольку многие компании вынуждены отказаться от развития. С другой стороны, появится спрос на те обучающие программы, которые могут быть полезны для вывода компании из кризиса. Мы предвидим такую потребность и готовим сейчас новый семинар — по антикризисному управлению», — объясняет Владимир Кизь.

По словам Останиной, тем, кто готовит компанию к прорыву, от обучающих центров требуется помощь прежде всего в анализе ситуации: «Руководство компании должно оценить ее сильные и слабые стороны и определить стратегические цели». Она считает, что по этой причине наиболее актуальным для топ-менеджеров и собственников стало обучение стратегическому планированию: «А для рядовых сотрудников фронт-офисов, для тех, кто непосредственно общается с клиентами, — тренинги по ведению переговоров, по правильному построению речевых форм в конфликтных ситуациях, по повышению уверенности, стрессоустойчивости». Она говорит, что в последнее время спрос растет именно на такие заказы: «Недавно один крупный банк, название которого я не могу раскрыть, заказал нам обучение большой группы своих сотрудников тому, как консультировать клиентов».

«Кризис подтолкнул некоторые компании из отраслей, которых кризис коснулся раньше всех, к поиску новых путей выхода из создавшейся ситуации. Руководство этих предприятий задумалось о разработке новой стратегии бизнеса», — рассказывает коммерческий директор центра коучинга «Лиртана» Андрей Федюкин. По его словам, в сентябре-октябре «Лиртана» получила крупные заказы на коучинг от одного из банков и от строительной компании.

Две строительные компании в конце октября обратились за помощью к «Харизме». «Топ-менеджеры одной из них под руководством нашего бизнес-тренера начали разработку новой стратегии развития компании. Другая заказала программу развития топ-менеджеров Effective Personal Productivity», — рассказывает Анна Власова. Она говорит, что это длительные проекты: «Обучение займет два месяца и будет проходить еженедельно».

Власова считает, что следствием кризиса станет перераспределение акцентов в обучении: «На мой взгляд, темы для обучения топ-менеджеров станут более актуальными. Меньше станет спрос на программы развития технологичных навыков, больше — на программы оптимизации ресурсов, бизнес-процессов. Кроме топ-менеджеров, компании будут активнее обучать и рядовых сотрудников фронт-офисов. К этому их подтолкнет осознание того, что количество клиентов ограничено, их надо каким-то образом переманивать».

Юлия Булгакова считает, что повысится спрос на программы обучения нестандартному менджменту. Она отмечает, что в последнее время увеличилось число заказов на обучение персонала частных медицинских клиник: «И топ-менеджеров обучают, и рядовой персонал». «Компании должны задуматься об обучении персонала, сталкиваясь с ужесточением конкуренции на своих рынках», — отмечает Ледяев.

Обучающим центрам придется снизить цены

Петр Рыженков полагает, что кризис подтолкнет многие обучающие центры к снижению цен, а возможно, и к сокращению штата. Юлия Булгакова с ним согласна: «Большинство новых игроков рынка будут вынуждены бороться за клиентов с помощью демпинга». Впрочем, опрошенные «ДК» крупные центры образования утверждают, что снижать стоимость своих услуг не намерены. Наоборот, «Баланс» планирует повысить цены с января 2009 г. Размер будущего повышения Владимир Кизь уточнить затруднился: «Повышение будет небольшим — в пределах инфляции». В октябре 2008 г. примерно на 50% повысил стоимость своих услуг финансово-правовой центр «Партнер». Виноградова объясняет это тем, что за год подорожали аренда, авиабилеты, номера в гостиницах.

Сокращение числа заказчиков, как считает Владимир Кизь, не приведет к снижению цен на образовательные услуги в городе: «Многие бизнес-школы и так работают с минимальной рентабельностью. Снижение цен для них равнозначно уходу с рынка». По мнению Натальи Останиной, увеличить объем продаж в будущем году смогут лишь консалтинговые и обучающие компании с устойчивой репутацией. «На рынке останутся только крупные игроки. Небольшим обучающим центрам будет сложно выжить, если ситуация на рынке продолжит развиваться так же, как сейчас, когда заказчиков становится меньше, а среди оставшихся многие сокращают бюджеты на обучение персонала», — говорит Власова.

Поможет ли специализация выжить на рынке

В городе пока очень мало специализированных учебных центров. «Академия коучинга» специализируется на коучинге, «Лиртана» — на оказании услуг бизнес-коучинга, финансово-правовой центр «Партнер» и «Баланс» — на обучении финансистов. Есть центры, специализирующиеся на обучении логистике, риэлторскому мастерству, работе с персоналом. Одна из самых распространенных специализаций — на обучение финансистов. И, наоборот, ряд компаний сужает свою деятельность именно за счет обучения специалистов в области финансов. Так, например, «Новосибирский Городской Тренинг-Центр» не занимается обучением специалистов в области финансов и логистики. «Я не чувствую себя компетентной в этих сферах и поэтому не берусь оценить квалификацию тренера и актуальность предлагаемой им программы», — объясняет Ирина Кудрявцева.

«Многие образовательные центры сейчас берутся за любые темы. Кризис покажет, чья стратегия успешней, кто будет в выигрыше — специализированные или универсальные обучающие центры», — говорит Кизь. Виноградова считает, что специализированных компаний будет больше. По ее мнению, это связано с желанием заказчиков получить глубокие знания по узким темам. Но, с другой стороны, специализация увеличивает риски. «Если бы мы специализировались только на обучении специалистов по лизингу, то сейчас бы прогорели», — говорит она.

Большинство опрошенных «ДК» компаний зарабатывают преимущественно на проведении корпоративных обучающих программ. «Центру психологии НГУ» корпоративные программы по направлению бизнес-тренингов приносят около 70% доходов, «Лиртане» — 90%, «Новосибирскому Городскому Тренинг-Центру» — 30%. «Мы молодая компания. Нас еще мало знают корпоративные клиенты. Поэтому зарабатываем в основном на проведении открытых тренингов и семинаров, но я уверена, что это лишь дело времени», — объясняет Ирина Кудрявцева.

По мнению Егора Ледяева, наибольшие шансы на получение корпоративных заказов — у центров, имеющих штат собственных бизнес-тренеров: «Заказчиков привлекает имя тренера. Пользуясь услугами лишь приглашенных преподавателей, образовательный центр вряд ли сможет закрепить за собой корпоративы. Заказы достанутся тренерам напрямую». Он говорит, что местные тренеры прочно держат сегмент корпоративных тренингов: «Это обусловлено тем, что гонорары местных тренеров примерно в два раза ниже, чем у приезжающих из Москвы и Петербурга».

А вот в сегменте открытых тренингов и семинаров более востребованы «столичные» бизнес-гуру, рассказывает Ледяев. «Считается, что эти специалисты имеют более масштабный опыт работы и арсенал выполненных проектов в известных федеральных и международных компаниях», — объясняет он. «Мы приглашаем тренеров в основном из Москвы и Петербурга: разработчиков законопроектов и известных специалистов в области финансов и права», — рассказывает директор «Партнера» Татьяна Виноградова.

Булгакова говорит, что аудитория и тематика открытых семинаров и тренингов за год сильно не изменились: «Все примерно то же самое. Разве что больше стало тренингов по лидерству». По наблюдениям Рыженкова, ужесточение государством требований к соблюдению законодательства, особенно налогового и трудового, усилило интерес к семинарам на эти темы. «Основная тематика открытых семинаров, которые проводит наша компания, — налоговая», — отмечает Ледяев. Рыженков добавляет, что большой интерес горожане проявляют к психологическим тренингам: «Среди участников таких тренингов много бизнесменов».

В Новосибирске — более 200 бизнес-тренеров, подсчитала Юлия Булгакова. По словам Булгаковой, за час работы новосибирского бизнес-тренера клиент заплатит 1–5 тыс. руб., московского — до 15 тыс. руб. По словам Рыженкова, как правило, самому тренеру достается 30–40% от суммы, которую платит клиент. В «Новосибирском Городском Тренинг-Центре», как рассказывает Кудрявцева, 30–35%. По словам Ледяева, в Новосибирске бизнес-тренер зарабатывает, как правило, 1–3 тыс. руб. в час. Стоимость услуг рядового преподавателя намного меньше — 100–350 руб. в час, рассказывает Юлия Булгакова. Опрошенные «ДК» центры бизнес-образования расширять штат своих тренеров не планируют.

Следствием кризиса, по мнению Ледяева, станет сокращение заказов на корпоративные программы. Кудрявцева говорит о предстоящей стагнации на рынке корпоративов: «Но связана она будет не только с кризисом. Многие компании приходят к мысли, что им эффективнее и дешевле содержать собственные обучающие центры, чем пользоваться услугами сторонних провайдеров. Практически все федеральные сетевые компании к этому уже пришли. Тренинги по простым продажам большинство из них проводят сами, а вот топ-менеджмент все-таки обучают, в основном привлекая внешних специалистов».

Петр Рыженков надеется, что теперь компании станут ответственнее относиться к обучению. До сих пор ему не раз приходилось сталкиваться с формальным отношением заказчиков к обучению: «Падает объем продаж — компания посылает торговых представителей на тренинг. Приходят они, и видишь, что половина из них вообще не продажники. Значит, система отбора кадров в компании не качественная. А в ходе тренинга выясняется, что экспедиторы пьют, машины все время ломаются — в общем, причины сокращения продаж руководство компании ищет не там, где нужно».

Желающих обучаться за свой счет становится больше

«Кризис заставил ряд компаний сократить персонал. Многие из уволенных задумаются о смене профессии. Им потребуется переобучение», — рассуждает Рыженков. «В последние три недели стало заметно больше желающих обучаться за свой счет. Очень большой поток людей пошел на тренинги по управлению, по развитию творческих способностей, по обучению навыкам публичных выступлений», — отмечает Останина. Она считает это следствием ужесточения конкуренции на рынке труда: «Люди стали активнее. Понимают, что обучение нужно им, а не компании. Что это их шанс повысить свою стоимость на рынке труда, может быть, сделать шаг по карьерной лестнице».

Сейчас около 15% слушателей «Баланса» учатся за свои деньги. «У нас таких клиентов — единицы», — говорит директор финансово-правового центра «Партнер» Татьяна Виноградова. Владимир Кизь полагает, что доля клиентов, обучающихся за свой счет, возрастет: «У уволенных сильней мотивация повысить свою квалификацию». По его наблюдениям, за свой счет готовы учиться как топ-менеджеры, так и рядовые сотрудники.

«Харизма» сделала ставку на франшизу

Летом 2008 г. «Харизма» приобрела франшизу международной корпорации LMI. По словам Анны Власовой, вступительный взнос составил $25 тыс. Она говорит, что компания стала эксклюзивным представителем LMI в Новосибирской области. По словам Власовой, программы LMI позволили «Харизме» расширить круг клиентов: «Благодаря LMI мы смогли предложить программы для топ-менеджеров. В нынешней ситуации на рынке это стало одним из наших конкурентных преимуществ». По ее словам, один из «антикризисных» проектов, реализацию которых компания начала недавно со строительными организациями, как раз и ведется по программе LMI. В сотрудничестве с LMI Анна Власова видит и еще один плюс для «Харизмы»: «Общение со специалистами международной корпорации поможет повысить квалификацию наших специалистов».

«Харизма» и сама продает франшизу. В августе 2008 г. у нее появился восьмой франчайзи — в Иркутске. От франчайзи «Харизмы» требуется заплатить первоначальный взнос — 60 тыс. руб. и в дальнейшем выполнять план продаж ее программ. Планы продаж своих франчайзи компания не раскрывает. Власова говорит, что сейчас рассматривает предложения потенциальных покупателей франшизы из Казани и Перми.

Приложение:  ::  Центры бизнес-образования Новосибирска — 2008 Топ-лист. Ноябрь 2008