Психологическая разгрузка офисных работников

Диана Россоховатская, Анна Героева Источник: Секрет фирмы

Напряженный рабочий график и частые стрессы подрывают психическое здоровье сотрудников и снижают работоспособность. Спасти ситуацию могут специальные комнаты психоразгрузки, где утомившиеся офисные работники выпустят пар, расслабятся и восстановят душевные силы.

Менеджеры западных компаний давно поняли, что сотрудники, которые имеют возможность сделать перерыв в середине рабочего дня и отвлечься от текущих дел, получают новый стимул к генерированию полезных идей. С этой целью в офисах оборудуют смежные с рабочими зоны отдыха, чей интерьер максимально далек от офисного и способствует релаксации.

В России организация подобных зон распространена пока не очень широко, прежде всего потому, что из-за высоких арендных ставок руководство компаний старается использовать офисные помещения максимально практично. «В настоящее время не более трети всех компаний имеют или планируют организовать в своем офисе комнату отдыха,— подсчитывает директор департамента консалтинга, аналитики и исследований компании Blackwood Ольга Широкова.— Не каждая фирма может позволить себе подобное использование дорогостоящих квадратных метров, особенно если помещение арендуется. Компании, создающие в офисе полную инфраструктуру отдыха, встречаются еще реже. Как правило, большинство ограничивается выделением отдельного небольшого помещения с мягкими креслами и диванами».

Алексей Сиднев, управляющий партнер девелоперской компании ООО «МТ девелопмент», уточняет, что специальные разгрузочные зоны оборудованы сегодня в офисах тех фирм, где из-за плотного графика работы и ненормированного рабочего дня сотрудники часто подвержены стрессам (например, в инвестиционных банках или консалтинговых компаниях), а также там, где рабочий процесс связан с работой над креативными проектами (скажем, в рекламных агентствах).

Кофе в пастель

Как правило, интерьер зон психоразгрузки выполнен в спокойных пастельных тонах, с приглушенным светом и минимумом мебели — несколько мягких кресел (иногда и массажных) или диванов и журнальный столик. Нередко дизайнерское решение включает в себя традиционные «релаксанты» — аппараты для ароматерапии и соответствующее музыкальное сопровождение: в стены и потолки может монтироваться стереосистема, воспроизводящая пение птиц, шум морского прибоя, шелест леса, классическую или психоделическую музыку.

«На мой взгляд, это должна быть не комната, так как закрытое пространство подразумевает уединение. Оптимальный вариант — некая открытая зона отдыха,— уточняет директор департамента маркетинга компании ADG Group Вадим Васильев.— Для создания успокаивающей атмосферы помещение можно оборудовать аквариумами, организовать зеленый уголок из экзотических цветов».

В московских офисах комнат психоразгрузки в чистом виде практически нет. В большинстве случаев их роль выполняют приемные, гостиные, курилки, иногда обычный корпоративный буфет. Например, в офисе российского представительства аудиторской компании PricewaterhouseCoopers (PwC) на Космодамианской набережной для отдыха и неформального общения сотрудников используется так называемый PwC Club — корпоративное кафе, выполненное в приглушенной цветовой гамме. «К сожалению, сейчас мы достаточно сильно ограничены пространством и не смогли реализовать все идеи, призванные повысить комфорт для работы наших сотрудников,— сетует менеджер по связям с общественностью PricewaterhouseCoopers Вера Тоцкая.— Например, бесплатные уроки йоги несколько раз в неделю проходят в конференц-залах, в которых требуется оперативно переставлять мебель после окончания рабочего дня».

Однако в скором времени жаловаться на эти досадные неудобства сотрудникам PwC не придется. Зимой компания переедет на Лесную улицу, в новый 15-этажный офис площадью 32,5 тыс. кв. м. «Переезд мы задумали, когда здание только начинало строиться, поэтому планировка, интерьеры, технологии — все спроектировано под наши потребности»,— рассказывает Вера Тоцкая. Согласно проекту (кто был его автором, не разглашается) один из этажей здания (people floor) будет целиком отведен под зону релаксации и разделен на несколько секторов. Здесь расположатся тренинг-центр, комнаты для внутренних переговоров и так называемая wellness area, включающая в себя комнату для кормящих матерей, молельную, массажные кабинеты, душевые, кабинеты врача, просторный зал для занятий спортом. Клуб PwC планируется существенно расширить (в два с половиной раза) и разделить на четыре тематических блока: кафе-клуб с обычными столами и стульями, зону Wagamama с длинными столами для больших компаний, зону «Бедуин» с низкими столами, диванами и пуфиками и бар, где после работы можно будет расслабиться за бокалом вина. Помимо этого, на каждом этаже здания будут оборудованы специальные комнаты для отдыха и неформального общения — одна большая, смежная с кухней, и несколько поменьше, рассчитанные на трех-четырех человек каждая.

По мнению большинства опрошенных СФ экспертов, наиболее приближен к западным стандартам офис российского представительства компании British American Tobacco. Когда в 2005 году «БАТ Россия» переезжала в новый офис в бизнес-центр на Крылатской улице, руководство решило привести интерьер в соответствие с офисами других европейских представительств. По заказу отдела маркетинга архитекторы британского дизайнерского бюро Swanke Hayden спроектировали нестандартную комнату площадью около 35 кв. м, где сотрудники могли бы отдыхать и общаться в неформальной обстановке. «Подвесной потолок мы сделали в виде облака, покрасив его в голубой цвет, купили яркую мебель,— описывает управляющий офисом «БАТ Россия» Елена Недялкова.— Стены комнаты оклеили пленкой, на которой специальными фломастерами можно написать все, что придет в голову, а затем стереть».

Хотя комната остается пока самым нестандартным помещением в офисе компании, ее вид и назначение в последние годы изменились. Сейчас интерьер выполнен в пасторальном стиле: на полу зеленый ковролин, потолок также выкрашен в светло-зеленый цвет. Дизайн дополняют настоящий скворечник в углу, деревянные стулья со спинками и ярко-зелеными подушками на сиденьях, мягкие кресла-мешки и стол для переговоров в форме большой катушки для ниток. «Современный дизайн комнаты разрабатывала дизайнер Ярослава Рафикова,— рассказывает координатор по маркетинговым инновациям «БАТ Россия» Рузанна Теймурова.— Мы планировали сделать комнату, стилизованную под зеленый луг. Работа еще не закончена: завершит нашу идею аромат летнего луга. Мы уже приобрели специальную аромамашину, так что у сотрудников будет полное ощущение пребывания на природе».

Однако используется это помещение не только для отдыха. Формально в нем располагается так называемая «лаборатория инноваций», на что указывает и табличка на двери — Innolab. С прошлого года в «БАТ Россия» действует инновационная программа «Пир идей». Штатные сотрудники регулярно собираются в Innolab для обсуждения рабочих моментов и обмена идеями относительно того, как оптимизировать работу своих отделов и компании в целом. Стены обклеены фотографиями авторов наиболее ярких проектов: сотрудники изображены с лейками и граблями в роли садоводов, выращивающих подсолнухи (растения символизируют креативные идеи). «Аналогичные комнаты для обсуждения новых идей есть и в других европейских офисах компании,— говорит Рузанна Теймурова.— Так, в греческом офисе на стенах нарисованы сказочные гномы, в британском комната сделана в виде сада: там много цветов и света. В нашем офисе мы решили изготовить что-то подобное, но уже с российской стилистикой, поэтому основным символом комнаты стал подсолнух».

Полезное с приятным

По мнению Ольги Широковой, самый бюджетный способ обустроить зону отдыха — сделать ее максимально функциональной. Для экономии квадратных метров можно выбрать формат open space и разделить его на две подзоны. Одна должна быть максимально комфортной для отдыха, другая — для обсуждения деловых вопросов и проведения неформальных встреч с партнерами, став своеобразным «одомашненным офисом». Этот вариант позволяет использовать более яркую, контрастную цветовую гамму и допускает соседство аквариумных рыбок с техническими устройствами — жидкокристаллическими или плазменными панелями, проекторами, флипчартом и ноутбуками.

Именно по такому принципу оборудована зона отдыха в офисе российского представительства Google в бизнес-центре «Балчуг плаза» (топ-менеджмент компании занимает другой офис — в торговом центре «Лотте плаза» на Новинском бульваре). Общая площадь комнаты составляет примерно 30 кв. м. В центре стоят оранжевые диваны с яркими подушками и пледами из IKEA, цветные кожаные пуфы и массажное кресло. «Как и во всех офисах Google, у нас личные кабинеты занимают гораздо меньшее пространство, чем зоны общего пользования,— хвастается Татьяна Лебедева, директор по кадрам «Google Россия».— В западных офисах есть массажные комнаты, у нас пока только массажное кресло. Сотрудники часто отдыхают в нем с ноутбуком, совмещая таким образом работу и расслабление. Здесь же они могут поиграть в настольный футбол, теннис, дартс или на игровой приставке Wii».

Нередко это помещение используется и в рабочих целях. К одной из стен прикреплен широкоформатный плазменный экран, поэтому здесь часто проводят видеоконференции и презентации, читают лекции, организуют встречи с западными коллегами.

В скором будущем российский Google планирует переехать в новый офис (место для него сейчас подыскивается), который будет обставлен при участии профессиональных дизайнеров по аналогии с офисами других представительств компании. По словам Татьяны Лебедевой, главным ориентиром должен стать новый офис центра разработок Google в Цюрихе.

Проповедуя принцип «можно программировать и играть в хоккей одновременно», цюрихское подразделение заказало архитектурному бюро Camenzind Evolution (Швейцария) проект тематических зон общего пользования. Они рассредоточены по всем семи этажам здания и оформлены в уникальном для каждого этажа стиле: на «голубом этаже», например, стилизованы под эскимосские поселения с иглу. Зоны связаны между собой пожарными шестами и пандусами, по которым сотрудники могут скатиться на этаж ниже. Здесь же оборудованы игровые комнаты с бильярдным столом, настольным футболом и интерактивными видеоиграми.

Хотя в российских офисах практика обустройства комнат для психоразгрузки пока приживается медленно, этот процесс неизбежно будет набирать обороты. Менеджер, который хочет «выжать» из сотрудников максимум пользы, должен предоставить им наиболее комфортные условия — не только для работы, но и для отдыха.