Перспективы обучения персонала в сложных экономических условиях

В 2007 году было выделено 10 тенденций в обучении и развитии персонала в России. Глядя на них с позиции текущей ситуации, становится ясно — компании, которые поймали волну этих тенденций, спокойно переживут возможные изменения в их системах обучения персонала в связи с финансовым кризисом. Они уже подготовились, потому что все, что до кризиса происходило в таких T&D системах — это активный поиск экономичных, гибких и эффективных форм существования.

Если вы в числе компании, где:
— уже разработали модель компетенций
— сфокусировали внимание T&D специалистов на выстраивании механизмов обмена знаниями между сотрудниками
— ввели в систему обучения короткие тренинги, семинары, выступления внешних и внутренних экспертов
— запустили систему электронного обучения

У вас есть хорошая основа, чтобы перевести свою T&D систему на легкую диету, без опасности загубить ее вовсе и оставить компанию без обучения персонала.

Кстати, вопрос дефицита бюджетов на обучение был актуален и в прошлые годы. Очень многие компании отмечали, что при неуклонно растущих бюджетах на T&D, все равно сохранялась нехватка средств, т. к. потребности компаний в развитии персонала были выше, чем рост инвестиций.

Будет или не будет сокращен бюджет в вашей компании в связи с финансовым кризисом, ясно одно — пришло время рассмотреть под лупой собственную систему обучения и сделать ее более эффективной и экономичной. Помните, как у Джима Коллинза? «Смотрите суровым фактам в лицо». Суровый факт — T&D системы не останутся в том виде, в котором они есть сейчас. Кризис лишь подтолкнул наметившиеся тенденции в обучении — оно уходит из аудиторий на рабочие места и в он-лайн, становится максимально сфокусированным на бизнес-задачи.

Пришло время оптимизации всех организационных систем. Многие HR менеджеры утверждают, что компании сократят непроизводительных сотрудников, уберут дублирующиеся функции, изменят системы мотивации. К сожалению, при экономии затрат, многие компании более всего не жалеют бюджеты на обучение. Ни в коем случае не допускайте полного схлопывания T&D системы. Паника пройдет, кризис тоже будет не вечен. Когда все стабилизируется, придется восстанавливать T&D систему с нуля, а это долго и недешево. В борьбе за текущее выживание компании не ройте ей яму в будущем. Даже если перед HR-директором поставили задачу сократить T&D отдел, нужно сохранить носителя T&D экспертизы в компании, т. е. оставить тех, кто знает о системе обучения в вашей компании больше всего.

Несколько советов по оптимизации системы обучения и развития персонала:

1. пересмотрите все текущие программы, подумайте, что можно сделать уже сейчас в зависимости от вашей ситуации, чтобы сделать их менее затратными в ближайшей перспективе:

— отказаться от дорогостоящих провайдеров T&D услуг, подобрав менее дорого поставщика. Вспомните финалистов вашего тендера — кто проиграл вашему текущему поставщику? Возможно, там будут более интересные варианты по цене без существенных потерь в качестве услуг

— сократите количество обучаемых

— сократите объем обучения по программе

2. особое внимание уделите стратегическим программам, как одним из самых дорогостоящих. Не отказывайтесь от них вовсе, работайте с их объемом и количеством обучаемых, если возможно — с провайдерами этих программ.

3. поработайте над экономичностью всех программ в отдаленной перспективе:

— если уже есть платформа для электронного обучения, отлично — купите средство быстрой разработки курсов и наладьте «выпуск» программ электронного обучения, содержание которых создается экспертами вашей компании

— переведите часть аудиторных занятий в он-лайн в тесной работе с тренерами этих программ (даже если они внешние)

— если пока еще нет LMS — купите готовые e-learning курсы, максимально подходящие вашей компании, создайте библиотеку он-лайн курсов

— делайте тренинги и семинары короче (не 2—3 дня, а 0,5—1, в формате «хирургического обучения» — по узкой теме, четко сфокусированные на определенной проблеме)

— активно привлекайте к тренерству внутренних экспертов

4. оставьте только те программы, без которых бизнесу будет тяжело (развитие ключевых компетенций персонала компании, продуктовые тренинги, профессиональное обучение, и т. д.)

5. уберите программы из категории «приятно, что они есть«/nice to have (тайм-менеджмент, ораторское искусство, баланс жизнь-работа, публичные выступления, работа с манипуляциями и пр.)

6. подумайте об аутсорсинге каких-либо T&D функций, например, сбор заявок на обучение, проведение тендера на поиск максимально выгодного для компании поставщика T&D услуг

7. сократите внешнюю аренду помещений для обучения. Часть занятий вполне могут проходить в комнатах для встреч и переговоров

8. активнее развивайте платформу для обмена знаниями и накопления знаний в компании — библиотеку книг, статей, журналов, как в он-лайн, так и печатном виде; корпоративные блоги, корпоративные профессиональные сообщества; аудиторные сессии по обмену знаниями (форматов их проведения — масса, большинство из них незатратные)

9. оптимизируйте программу наставничества. Эти программы уже проявили себя, как эффективный инструмент развития, но потенциал к их улучшению и оптимизации еще очень велик

10. попробуйте оценить ROI ваших программ. Несмотря на кажущуюся сложность этого подхода в оценке эффективности, он таит в себе огромные возможности анализа программы и является рабочим инструментом оптимизации.

Какие процессы будут происходить в корпоративном обучении в целом:

1.сократят персонал в отделах обучения, штатные единицы будут укрупнены за счет объединения T&D функций

2.изменятся темы программ — в них появится акцент на кризис и неопределенность

3.будут продолжать обучать линейных менеджеров. В ситуации сокращения HR и T&D персонала часть этих функций перейдет «на места», руководителям понадобятся дополнительные тренинги по управлению и обучению своего персонала. Вспомнят о таких методах управления, как MBW (Managing by Walking — управление «на ногах», в постоянном личном общении с персоналом) и менеджмент в стиле коучинг

4.через 1,5—2 года, когда закончится кризис, будут востребованы T&D и HR специалисты стартаперы — способные запустить или восстановить T&D системы с нуля

5.будет востребована фасилитация для проведения всевозможных форматов T&D и организационных мероприятий, корпоративных конференций, чаще будут вспоминать о методе открытого пространства (open space) в приложении к мероприятиям для больших групп

6.скорее всего, все-таки будут сокращены стратегические программы обучения и корпоративный МВА. В многих компаниях искушение отказаться от чего-то, что приносит выгоду в будущем, не имеет прямого влияние на текущую ситуацию в компании, окажется сильнее здравого смысла.

Какие процессы будут проходить на рынке услуг по корпоративному обучению:

1.Часть небольших провайдеров перестанет существовать. После стабилизации ситуации на рынке им будет сложнее, чем раньше, вернуться на рынок, т. к. осторожность к выбору провайдера у заказчиков сохранится потом долго.

2.Крупные провайдеры имеют шанс укрупниться за счет дружественного поглощения небольших провайдеров

3.Есть вероятность, что провайдеры воспользуются моментом кризиса и выстроят барьеры для входа на рынок. Возвращение мелких игроков станет еще тяжелее, но в целом рынок выиграет за счет повышения качества услуг

4.Есть вероятность смены лидеров среди игроков T&D рынка. В списке лидеров останутся те, кто смог наладить эффективное управление тренинговой и HR-консалтинговой компанией. Кстати, в упомянутых T&D тенденциях 2007 года было сказано: «Грамотное управление тренинговой компанией станет залогом ее успеха»

5.Возрастет количество фрилансеров, в том числе из числа корпоративных T&D специалистов и тренеров, попавших под сокращение. Этот процесс будет встречать встречное движение — стремление внешних тренеров перейти внутрь компании, как более стабильное место работы.

Советы T&D специалисту

Не прекращайте изучать практики и кейсы, как компании обучали свой персонал в благоприятных экономических условиях. Изучать, что делают T&D коллеги сейчас, в условиях кризиса, важно, но не менее важно искать идеи оптимизации систем обучения и в докризисном T&D опыте, особенно в части оптимизации бюджетов и вплетении различных форм обучения в систему обучения. Время наращивать свою личную T&D экспертизу.

Будьте проактивными, подумайте заранее над вариантами оптимизации T&D бюджета и T&D системы. Будьте готовы продемонстрировать необходимость для бизнеса даже самых экономичных форм обучения.


По теме:

 ::  Многие T&D-менеджеры и бизнес-тренеры могут остаться без работы
 :: 
Состояние и тенденции рынка услуг обучения и развития персонала в России. Исследование провайдеров
 :: 
Тенденции рынка и изменение потребностей заказчиков T&D услуг. 2008 год.
 :: 
Тенденции рынка и изменение потребностей заказчиков T&D услуг. 2007 год

Технология виртуальной реальности: новые возможности для обучения персонала

Какие подходы к обучению являются наиболее действенными в сегодняшних условиях?

Кто должен вести бизнес-тренинг? Обучение от профессионалов

Многие современные руководители прекрасно понимают, что проведение бизнес-тренингов представляет собой неотъемлемый элемент успешной работы любой компании. Ведь, если компания хочет непрерывно развиваться и увеличивать...

Бизнес-обучение: пустая трата времени или шаг к успеху?

Многие говорят, что бизнесом надо заниматься, а учиться совсем необязательно. Такое заблуждение возникает по разным причинам, и мы считаем, что в них совершенно...

Как организовать обучение персонала без отрыва от работы?

Корпоративное обучение сотрудников имеет большое значение для любой развивающейся компании. Оно включает комплекс программ, которые базируются не просто на теории, но и направлены на...

Перспективы обучения персонала в сложных экономических условиях

Обновлен Рейтинг лучших российских вузов в 2023 году, выпускающих самых востребованных специалистов

Рейтинг лучших российских вузов в 2023 году  по 12 профессиональным сферам. В Рейтинг вошли 11 вузов Свердловской области.