Поговорим о деле

Елена Хотулева Источник: GZT.ru

Спрос на изучение делового иностранного языка уверенно растет. Расширение международных связей россиян и их интерес к изучению языков повлекли за собой увеличение такого сегмента рынка образовательных программ, как бизнес-курсы иностранного. Об особенностях этого направления рассказывают специалисты.

Движитель карьеры
За последние 10 лет заинтересованность в изучении деловой лексики и речевых оборотов, свойственных бизнес-общению, значительно выросли. Если в конце 1990-х годов в Москве насчитывалось не более 10 мест, где можно было усовершенствовать свой деловой иностранный, то сейчас таких учебных центров свыше 100. По мнению заместителя директора по учебным программам учебного центра «СИСТЕМА-3» Изабеллы Лаутерпахт, российский рынок получил достаточное развитие, чтобы у людей появился широкий доступ к информации о существующих программах. «Сегодня потребитель хорошо осведомлен о том, какие существуют предложения в сфере языкового образования, а следовательно, растет и объем запросов. Если раньше выбор бизнес-курсов был довольно скромным, то сейчас в этой области можно встретить и специальные программы для топ-менеджеров, и разработки для обучения молодых людей, которые только начинают входить в бизнес. Кроме того, существует деление бизнес-программ по отраслям. К примеру, есть курсы, сфокусированные на управлении персоналом, банковском деле, архитектуре, дизайне и прочих узких специальностях», — поясняет Изабелла Лаутерпахт.
В России стремительно растет количество представительств иностранных компаний, отечественные предприниматели выводят свои филиалы за пределы ближнего зарубежья. Все больше людей интересуется расширением международной коммуникации с целью продвижения по службе. «В связи с этим потребность в изучении делового иностранного языка, в особенности английского, существует постоянно. Специалисты заинтересованы в карьерном росте, который сегодня практически немыслим без владения английским на хорошем уровне. Трудно предположить, как именно будет изменяться динамика спроса на бизнес-курсы, но то, что интерес к ним уверенно растет, безусловно», — считает заместитель директора Образовательного центра «Интенсив» Елена Руденкова.

Особые приметы
Существуют разные методики преподавания бизнес-курса. Особенно популярен коммуникативный подход, при котором занятия, организованные в быстром темпе, базируются на общей лексике, характерной для разного рода специальностей. «Важно, чтобы люди могли простыми словами рассказать о довольно специфических вещах. Бизнес-курс должен быть построен таким образом, чтобы слушатели научились писать деловые письма, расширили общий кругозор, овладели специальными терминами (которые также могут пригодиться и в обычной жизни). При обучении упор делают на те области, которые нужны повседневно (например, активному человеку, пользующемуся услугами банков, нельзя обойтись без знания финансовой терминологии)», — поясняет Елена Руденкова.
Отличительная черта другого подхода заключается в разделении бизнес-курсов по специализациям. В этом случае речь идет не только о лексике (причем строго ориентированной на какую-либо сферу деятельности), но и о технологии речевого поведения. «Людям, которым приходится активно общаться не на бытовом уровне, а по работе, приходится аккуратно обращаться с фразеологией и структурой языка, поскольку от этого может зависеть успех их бизнеса. Есть устойчивые выражения, которые нужно не только понимать, но и уметь правильно употреблять. Поэтому курсы иностранного должны включать в себя (помимо узкоспециализированной лексики) еще и программы обучения светскому и деловому общению, которое необходимо как во время, так и после проведения переговоров», — рассказывает Изабелла Лаутерпахт.
Поскольку для деловых людей прежде всего важна коммуникация, занятия на бизнес-курсах, как правило, проходят в атмосфере раскрепощенного общения. Люди разговаривают, обсуждают разные темы. Особенно сильный упор на активное поведение во время занятий делают в Авторской школе Шехтера, где деловой курс иностранного является одновременно и настоящим бизнес-курсом. «При изучении делового языка важно реализовать личностный подход, свободу выбора решений возникающих задач. Слушатели должны не просто знакомиться с тем, как вести себя в деловом мире, а активно участвовать в нем в процессе занятий. Это не ролевые игры, а настоящие переговоры, форумы, презентации, в которых участвуют слушатели во время занятий. Не существует бизнес-языка, существует бизнес-лексика на основе аутентичных материалов. Поэтому бизнес-курс предполагает развитие всех видов речевой деятельности (говорение, чтение, перевод, реферирование, письмо) в различных формах деловой жизни», — рассказывает Игорь Шехтер.

На распутье
В связи с тем, что сегодня образовательный рынок изобилует программами делового иностранного, правильно выбрать курсы не так-то просто. «Первое, на что стоит обращать внимание, — отзывы друзей и знакомых. Ориентироваться на сайты, конечно, следует, но важно понимать, что там невозможно разместить всю информацию о программах. О многом слушатели узнают только после начала обучения. И именно поэтому важно проводить предварительный опрос выпускников и знакомиться с отзывами партнеров», — рекомендуют в учебном центре «СИСТЕМА-3».
Кроме того, специалисты советуют обращаться в те учебные заведения, которые имеют большой опыт работы. Изабелла Лаутерпахт отмечает, что в том случае, если центр существует больше 10 лет, скорее всего, его методисты разрабатывали программы с учетом всего лучшего, что есть на этом рынке.
И конечно, при выборе следует обращаться в те центры, где предоставляют высокий уровень сервиса. «Важно, чтобы слушатели в процессе учебы находились в комфортной современной обстановке, занимались в атмосфере успешного бизнеса, поскольку это косвенно может повлиять на результат обучения. И, конечно, определяясь с курсами, следует задавать много вопросов. И по тому, как именно (охотно, полно, внятно) будут на них отвечать, можно сделать выводы об уровне, царящем на курсах», — считает Елена Руденкова.