Вся правда о бизнес-тренингах

Источник: Большой бизнес

В условиях современного рынка руководители крупных и не очень компаний все чаще сталкиваются с проблемой «недоквалифицированности» и незаточенности персонала под условия суровой экономической рыночной борьбы. Проблемы возникают разные: кто-то не очень уверенно чувствует себя во время публичных выступлений, кто-то никак не может договориться с покупателем о выгодной цене, кто-то никогда ничего не успевает вовремя, а кто-то попросту слишком в себе неуверен.

Для России эти проблемы еще более остры: наука выживать в жесткой конкурентной борьбе стала востребованной лишь в последние полтора десятка лет – ровно столько существует в нашей стране бурлящий коммерческий сектор. И советский менталитет порой оказывал не лучшую службу вновь появившейся когорте деловых людей и менеджеров коммерческих компаний. Чтобы адаптироваться к новым экономическим реалиям, пришлось обратиться к отшлифованным западными психологами технологиям, а также к успешно забытым отечественным наработкам.

Примерно так в России начал появляться рынок бизнес-тренерства (БТ). Сегодня, любая уважающая себя компания отправляет персонал на тренинги и семинары. Большей частью, конечно, эти компании руководствуются правилами хорошего тона, двигаются на тренинги и семинары по инерции, а не по нужде. Но это пройдет. Потому что эффект от подобных обучающих программ – налицо. Если, конечно, вы не попали к профану или шарлатану.

На первый взгляд может показаться, что рынок БТ в России (в столицах — особенно) безгранично широк. Но это видимость. Забейте в google запросы вида «бизнес-тренинг», «коучинг» и так далее, и вы подивитесь количеству вылезших ссылок. Да, тренеров много. Очень много. Но не все они хороши. В нашей стране этот рынок насыщен так называемыми бедуинами — тренерами, которые предлагают свои услуги по всем известным видам обучающих программ.

Дело в том, что подобный бизнес – не затратен. Он не требует вложения капитала, долговременной учебы или найма большого количества рабочей силы. Отличное поле для «лохотронщиков». Все, что требуется от начинающего «тренера» – энтузиазм и светлая голова. С первым обычно проблем не бывает, а со вторым везет далеко не каждому. Вот и кочуют подобные тренеры по всем организациям, предлагая сомнительные и по цене, и по качеству услуги доверчивым руководителям.

Проблема в том, что в России до сих пор нет системы сертификации бизнес-тренеров. Отдельно взятыми изданиями составлялись рейтинги самых маститых и известных, а вот выстроить в рейтинг всех остальных не удосужился никто. Единственным критерием отбора мог служить лишь ценовой диапазон предлагаемых услуг. Но здесь, как и в любом продуктовом магазине, цена отнюдь не всегда соответствует качеству.

Назначая себе стоимость, сопоставимую лишь со стоимостью самых дорогих и уважаемых на рынке тренеров, новичок (или дилетант) приближает себя к заветной когорте профессионалов и претендует на крупное гонорары. А неразборчивый руководитель ведется на эту утку, а потом кусает локти себе и всем своим сотрудникам. Рынок БТ очень узок и мал. Существует ареопаг настоящих мастодонтов, которые друг друга любят, ценят и уважают. Как правило, Каждый из этих специалистов занимает свою собственную, эксклюзивную нишу и не знает в ней конкурентов. А его, в свою очередь, знают крупнейшие и самые зубастые игроки большой экономики. Он им и доктор, и учитель, и наставник.

Западные БТ компании не заинтересованы в выходе на российский рынок. Почему? Все очень просто. У нас эта деятельность находится в зачаточном состоянии, а годовые обороты всего отечественного рынка тренерства можно сопоставить с оборотами одной отдельно взятой крупной европейской или американской БТ компании. Она может, конечно, увеличить свою прибыльность в лучшем случае на 10%, если захватит всю Россию, но это сопряжено с несопоставимыми затратами: открытие представительств, обучение персонала, изучение менталитета и т.п. Ясно, что никому не хочется возиться на «холодном» рынке. Поэтому в России БТ-рынок существует независимо ровно потому, что никому, кроме самих россиян, он и не нужен. Тем лучше для нас. Пока.

Услуг, предоставляемых разного рода отечественными БТ-компаниями так же много, как и тренеров-бедуинов. Каждый упражняется в оригинальности, во что горазд. Разного рода психологические приемы уже оседланы и объезжены, теперь дело за нестандартностью. Вам предложат и приятные тандемы тренинг-йога, тренинг-бассейн, тренинг-музыка. Подчас по своей сути они приближаются к гипнотическим сеансам. Самые популярные и востребованные курсы на рынке – техника переговоров, ораторское мастерство, личностный рост, сплочение коллектива, тайм-менеджмент и т.п. Но тут назревает следующий вопрос: а можно ли сделать из обезьяны человека, т.е. можно ли абсолютно не приспособленного к современной рыночной экономической борьбе соотечественника сделать финансового хищника? Все бизнес-тренеры, с которыми мне доводилось общаться, единогласно заявляют «Можно! Было бы желание».

Стартовый капитал не так велик: определенная сумма для оплаты БТ и море энтузиазма. Кстати, профинансировать вас может собственный начальник. И экономить здесь не стоит. Если при нахождении тренера «подешевле» вы почти со стопроцентной вероятностью сядете в лужу, то при отсутствии экономии шансы нарваться на профана снижаются до 50%. Да и вообще, хороший тренер – он как хороший доктор. Ему не нужна реклама. Вам его просто посоветуют знакомые. Как и в случае с реальным доктором, самолечение не сможет стать достойной альтернативой. Да, конечно, книг с подробным описанием различных тренерских приемов писано немало. Только вот толку от них будет не больше, чем от случайного набора таблеток. Везде нужно знать свою собственную дозу, а на что-то у вас может вскрыться индивидуальная непереносимость. Перед употреблением проконсультируйтесь с врачом – настоящим тренером, имеющим рекомендации знакомых вам людей. Подо все необходима индивидуальная заточка.