5 мифов о бизнес-образовании

Виктория Шишалова Источник: Деловой квартал - Екатеринбург

Еще 15 лет назад любой крупный собственник бизнеса рассмеялся бы в лицо тому, кто сказал бы, что для развития своего дела ему надо сесть за парту. Сегодня бизнес-образование считается чуть ли не обязательной графой в резюме. При этом оно окружено огромным количеством мифов. Многие ли из них имеют под собой реальную основу?

Миф № 1. Бизнес-образование – деньги на ветер
Миф о том, что бизнес-образование ничего не дает, – один из самых распространенных. Он уходит корнями сразу в две проблемы, которые существуют на рынке. Первая заключается в некомпетентности ряда игроков, вторая – в некомпетентности самих клиентов компаний. Юлия Голомшток, директор Высшей Экономической Школы: «Рынок бизнес-образования экономически привлекательный. На первый взгляд кажется, что это простой и понятный бизнес, приносящий высокий доход. Ежегодно появляется огромное количество новых участников, многие из которых непрофессиональны. Соберутся трое человек, сваяют программу, найдут под нее исполнителей и начинают продавать свои услуги. Клиент же очень часто не имеет критериев оценки образования. В большинстве случаев, выбирая то или иное предложение, он руководствуется ценой. К примеру, такая услуга, как стратегическая сессия, может стоить от 250 тыс. руб. до 1 млн руб. Как правило, клиент выбирает более низкую цену, но не всегда он получает за нее качественную услугу».
Бизнес-образование – это работа с осознанной целевой аудиторией. Более того, это работа с аудиторией, которая имеет мощную энергетику. Во всем мире обучение такой аудитории строится на диалоге, в России же (в силу непрофессионализма многих участников рынка) очень часто учат на основе информации, взятой из общих источников. Владимир Ромашов, директор ЛИНК: «Людям просто читают лекции. В результате те, кто должен стремиться к другой ментальности, к другой ступеньке развития, получают обыкновенный диплом о переподготовке. Он ничего не подтверждает, кроме того, что человек прослушал ряд предметов. Отсюда и идет неудовлетворенность клиентов, которые платят за бизнес-образование большие деньги, но не получают результата».
Сегодня в Екатеринбурге в сфере бизнес-образования работают 87 компаний, большинство из них не являются профессионалами. Но отмести некомпетентных участников с рынка пока не представляется возможным. Стандартов, по которым работали бы бизнес-школы, их тренеры и консультанты, в России не существует: ни комиссий, ни сертификации, ни законодательного регулирования. Фактически преподавать может кто угодно и как угодно. Поэтому ничто не мешает недобросовестным преподавателям завышать ожидания от программ, для того чтобы привлечь в них как можно больше участников. «Президентская программа подготовки менеджеров ввела итоговые характеристики для тех, кто по ней обучался, только два года назад! Это абсурд. Даже рабочие получают квалификацию, а управляющие – нет. Естественно, такая ситуация приводит к раздражению. Потому что одни не понимают, что преподают, другие не понимают, за что платят деньги», – замечает г-н Ромашов. Однако все это вовсе не означает, что бизнес-образование – пустая трата денег. Если оно не приносит эффекта, значит, клиент относился не с должной ответственностью к выбору компании. Эксперты подчеркивают, что сейчас рынок бизнес-образования находится на той стадии развития, когда уже можно определить, кто работает хорошо, а кто не является профессионалом. На нем есть бренды – компании, которые узнают и которым доверяют. Кроме того, у клиента есть возможность ознакомиться с целями программ, с опытом тренеров или консультантов и понять, готов ли он платить за эту услугу деньги.

Миф № 2. Бизнес-образование зомбирует людей
Этот миф имеет под собой реальную основу. Вопрос о критериях качества в образовательных программах по психологии сегодня стоит более остро, чем в любых других программах, так как они в определенной степени изменяют человеческое сознание и мировоззрение. Злоупотребление в области психологического бизнес-образования может привести к крайне негативным последствиям для клиента.
«Корень проблемы кроется в трансформации знания некомпетентными участниками рынка. Клиенту требуется простое решение проблемы, поэтому многие непрофессиональные бизнес-тренеры упрощают глубокие концепции, скажем, НЛП или соционики. По сути, вместо полного изучения какой-либо философии в России предлагают ее матричную схему. Естественно, что всякий индивидуальный подход при этом исключается. Дальше начинаются проблемы: управляющий проходит обучение и начинает делить своих сотрудников на 16 соционических типов. Но люди не укладываются в тип! » – объясняет г-жа Голомшток. К сожалению, эта проблема будет долго актуальна для всех участников рынка. Поэтому экс­перты рекомендуют клиентам тщательно подходить к выбору подобных программ.

Миф № 3. За два дня ничему нельзя научиться!
Этот миф появился исключительно благодаря российскому менталитету. Наш соотечественник уверен: чтобы чему-то научиться, необходимо, по меньшей мере, получить высшее образование. Поэтому краткосрочные образовательные программы в бизнес-школах обычно вызывают недоверие у клиентов-новичков.
Ольга Жигальцова, генеральный директор «Центра Бизнес-Образования»: «Клиенты часто говорят: «Чему я научусь за два дня?! Получу-ка я лучше второе высшее образование». Несомненно, высшее образование необходимо. Оно учит работать с информацией, учит систематизировать. Но высшее образование – базовый уровень. Это раньше мы могли закончить, скажем, химфак и прожить на одном дипломе всю жизнь. В наши дни обновление знаний происходит каждые два года. Чтобы быть в тонусе и быть востребованным специалистом, невозможно не получать новое знание или получать его слишком долго. Поэтому мир уже давно живет на краткосрочных программах».
Каждая краткосрочная программа – это примерно 16-20 академических часов. Если спроецировать их на учебную программу вуза, то получится, что в два дня умещается примерно месяц лекционных занятий в институте. К тому же необходимо помнить, что бизнес-консультант детально прорабатывает каждую конкретную тему. «Когда мы говорим о краткосрочной программе обучения, мы говорим о твердых 16 часах. Клиент получит емкую информацию без единого лишнего слова. Это в вузе из 1,5 тыс. начитанных часов треть будут пустыми словами. В бизнес-образовании такое недопустимо», – подчеркивает г-жа Жигальцова.
Практически все, кому довелось поучаствовать в краткосрочных бизнес-программах, стали сторонниками этого типа обучения. Пройдя его, управляющий уже знает: если в бизнесе возникла проблема, ему будет достаточно двух-трех дней, чтобы узнать все комментарии о проблеме, систематизировать знания и на четвертый день внедрить их.

Миф № 4. Москвичи и иностранцы не скажут ничего полезного!
Большинство клиентов бизнес-школ предпочитают обучаться у региональных бизнес-тренеров и консультантов. На рынке сложилось мнение, что зарубежные и московские профи не знают местной специфики и являются «птицами высокого полета».
Ольга Жигальцова: «Однажды мы привозили очень известного зарубежного консультанта, можно сказать, гуру. И один из клиентов сказал: «Зачем я буду слушать его? Мой бизнес маленький. А он будет рассказывать, как построить компанию по стандартам мирового класса!» Я тогда ответила уважаемому клиенту, что, если бы у него была компания, построенная по стандартам мирового класса, я бы никогда не пригласила его слушать эту программу».
Бизнес-тренеры советуют учиться с опережением. Знания надо получать сегодня, чтобы завтра их внедрять. Учение на вырост поможет в будущем избежать бесполезного и экономически невыгодного повторения пройденного. «У каждого человека есть область ближайшего развития. Практика показывает, что те, у кого область развития шире, усваивают 80-90% информации, которую выдает бизнес-тренер, те, у кого уже, – около 60%. Это не значит, что последние понимают меньше. Просто они не доросли до уровня, когда будут способны усвоить больший объем знаний. Именно поэтому многие ходят на одну и ту же программу дважды, так как когда-то не поняли, что учатся на вырост», – рассказывает г-жа Жигальцова.
Существует и еще одно правило бизнес-образования: учиться на вырост надо у лучших. Сказать, что столичные или зарубежные тренеры лучше региональных, нельзя: и у тех, и у других свои плюсы и минусы. Но не стоит забывать, что Москва – центр стечения огромного количества информации. Чтобы стать известным бизнес-тренером в столице, нужно постоянно держать себя в тонусе. Московские и иностранные тренеры не просто хорошо разбираются в той или иной проблеме – они обладают харизмой и способны выплеснуть в аудиторию не только информационный, но и эмоциональный заряд. Некоторым региональным тренерам до такого уровня надо еще подтянуться.

Миф № 5. Эффективное обучение возможно только на открытых (корпоративных) программах
Многие клиенты ударяются из крайности в крайность, выбирая только определенный тип программ. Эксперты подчеркивают, что такой подход к бизнес-образованию в корне неверный. Различные программы имеют различные преимущества. Главный плюс открытых программ – клиент находится в аудитории себе подобных и может понять, в какой точке развития по отношению к ним существует. Кроме того, каждая открытая программа дает эффект синергии, т. е. клиент приходит на программу с одной идеей, а уходит с 15 новыми. В свою очередь, корпоративные программы хороши тем, что на них обсуждаются проблемы конкретного предприятия и конкретного коллектива. И хотя многие обвиняют их в дороговизне, бизнес-школы считают это направление бизнеса весьма перспективным. Сегодня одна корпоративная программа обучения стоит порядка 40 тыс. руб. Если разделить эту сумму на десять участников, то получится, что компания инвестирует в обучение каждого сотрудника всего 4 тыс. руб. Но, как уже говорилось ранее, выбирая ту или иную образовательную программу, не стоит руководствоваться только ценой. Положительный эффект достигается не за счет нее, а за счет сбалансированного подхода к обучению.