Аутстаффинг: показания к применению

Казалось бы совсем недавно для нас еще звучали как инопланетная музыка слова «аутстаффинг», «аутсорсинг» и «лизинг персонала». Но довольно скоро они перестали быть «заморской диковинкой», и хотя, как и все новые кадровые технологии, с трудом приживаются на просторах нашей Родины, уже никого не пугают и не заставляют воспринимать в штыки предложение числиться «заштатником».

Тем не менее, отечественные компании по-прежнему не слишком активно используют этот ресурс. Отчасти по причине несовершенного законодательства, отчасти в силу природной настороженности отечественные предприниматели привыкли надеяться только на себя и не доверять партнерам. Именно поэтому, а также в связи с особенностями ведения бизнеса основными заказчиками аутстаффинга в нашей стране являются иностранные представительства, которые таким образом решают актуальную для себя проблему ограничения штатной численности персонала.

Если коротко, то аутстаффинг предполагает, что сотрудники, работая в одной компании, числятся в штате другой, которая называется провайдером.

Аутсорсинг в свою очередь предполагает, что часть «непрофильных» функций может взять на себя компания, которая профессионально оказывает услуги уборки или охраны, доставки грузов или юридического обслуживания.

Третья форма — лизинг персонала — предполагает, что сотрудники одной компании привлекаются к проекту в другой. Срок в этом случае может составлять от двух-трех месяцев до нескольких лет. По такому принципу работают иногда коллективы инженеров-проектировщиков, архитекторов.

Но если с лизингом и аутсорсингом все достаточно просто и понятно, то сложности с применением аутстаффинга возникают, по меньшей мере, с трех сторон — со стороны налоговых органов, зачастую трактующих этот способ как «схему ухода от налогов», со стороны «несознательного» персонала, не желающего оформлять трудовые отношения «неизвестно с кем», и со стороны законодательства, неотрегулировавшего эту процедуру. Что касается налоговиков, то в большинстве своем они с пониманием относятся к тому, что к аутстаффингу вынуждены прибегать иностранные представительства, но не жалуют тех, кто пытается таким образом сократить налоговые издержки. Кроме того, считается, что экономически обоснованным аутстаффинг становится в случае вывода за штат не менее чем 50 сотрудников. Или если компания-провайдер пользуется льготным налогообложением, например, является плательщиком единого налога. Тогда уменьшается сумма «зарплатных» отчислений (коммунального налога, налога с доходов, страховых взносов в социальные фонды, налога на прибыль, взносов в Фонд социальной защиты инвалидов). И если обычно компания вынуждена почти половину той суммы, которая составляет зарплату сотрудника, «отдавать» в качестве налогов, то при такой схеме работы можно сэкономить до 25% налоговых отчислений. Однако нужно учитывать, что за «содержание» у себя в штате «чужого» сотрудника компания-провайдер возьмет оплату в размере 15-20% от оклада.

Что касается неприятия сотрудниками такого вида трудовых взаимоотношений, то выход может быть найден в четком разъяснении причин применения такой схемы и выполнении всех социальных гарантий. Большое значение может иметь и готовность пойти навстречу в решении таких вопросов как предоставление рекомендательных писем (объясняющих различие между фактическим и реальным местом работы), легализация доходов сотрудников и т.п. Но иногда даже такие меры не до конца способны убедить людей, что их положение стабильно и недвусмысленно. А потеря боевого духа и ощущения стабильности в коллективе вряд-ли может быть компенсирована снижением материальных издержек.

Однако если необходимость или экономическая выгода превышает риски, то прежде чем воспользоваться любой из этих услуг, следует очень тщательно подойти к выбору провайдера, который должен иметь достаточно ресурсов для обеспечения процесса, а также значительный и долгосрочный опыт в предоставлении этих услуг.

Показания к применению:

• Уставным договором или вышестоящей организацией устанавливается ограничение численности работников.

• Компании важно иметь представителя в регионе, но не имеет смысла открывать филиал или представительство.

• Необходимо повысить инвестиционную привлекательность компании.

• Сотрудника необходимо оформить на испытательный срок для оценки результатов его работы более чем на три месяца (которыми ограничивается продолжительность испытательного срока, согласно ТК).

• Нужно сократить налоги и социальные взносы, связанные с начислением и выплатой заработной платы.

• Есть потребность в освобождении финансового отдела и службы персонала от определенного объема работы, связанной с ведением кадрового делопроизводства, начислением зарплаты и проч.

• Нужно обеспечить выплату «белой» зарплаты нескольким ключевым специалистам (в том случае, когда они требуют полной легализации доходов и настолько ценны для компании, что им идут в этом навстречу).

• Для сохранения статуса малого предприятия или приобретения последнего со всеми вытекающими финансовыми и налоговыми выгодами.

• В случае необходимости снизить риски, связанные с трудоустройством лиц, не имеющих постоянной регистрации в данной местности.