HR-менеджер: Персональные стратегии

Наталья Клименко

Еще недавно — кадровик, сегодня — HR-менеджер. Какова же роль сотрудников современных служб по управлению человеческими ресурсами и чему учат менеджеров по кадрам в бизнес-школах?

Когда-то моя преподавательница делопроизводства на курсах профпереподготовки говорила нам: «Вот уж где «непыльная» работа, так это в кадровом отделе. Как ни приду, они все чаи распивают. А что им делать? Много ли людей за месяц принимают на работу или увольняют?»

20–30 лет назад работа большинства отделов кадров действительно сводилась к кадровому делопроизводству, учету рабочего времени и подбору персонала. Конечно, сотрудник кадровой службы и сегодня должен уметь заполнять все необходимые бумаги, но теперь это лишь малая толика того, что должен знать менеджер по персоналу. «Кадровик — это все же технический персонал, — объясняет Вероника Коцоева, директор программы МВА Института бизнеса и делового администрирования АНХ при правительстве РФ. — Он должен соблюсти все связанные с делопроизводством формальности. Безусловно, HR-менеджер, в том числе и директор по персоналу, должен знать законодательство и уметь оформить человека (т.е. знать порядок увольнения и найма и т.п.). Но прежде всего он — управленец. И в круг его задач входит мотивация персонала (не только материальная, но и моральная), построение системы поощрения, развития, обучения персонала таким образом, чтобы это соответствовало стратегическим задачам компании в целом».

Кадровик vs HR-менеджер

Понятие HR (human resources, «человеческие ресурсы») ввели американцы в 80-х годах прошлого века, обозначив тем самым новый этап развития отдела по работе с персоналом в организации. В России же традиционно люди, вовлеченные в работу с персоналом, назывались кадровиками. Но большинство экспертов единодушны: за последние примерно десять лет и в России отдел кадров окончательно превратился в HR-службу. «Есть очень существенная и в том числе смысловая разница между двумя подходами, — говорит Елена Бешкинская, проректор Московской международной высшей школы бизнеса «МИРБИС». — Прежде всего профессиональный эйчар вовлечен в формулирование и разработку стратегии, причем не только своего отдела, но и стратегии компании, в то время как кадровик является просто исполнителем. Кроме того, HR-отдел, в отличие от отдела кадров, вовлечен в формирование и изменение корпоративной культуры».

Тем не менее, несмотря на, казалось бы, четкое разделение функций, в некоторых организациях до сих пор существует путаница в терминологии. Об этом стоит помнить при поиске работы. «Не во всех компаниях названия должностей в полной мере отражают суть работы, — объясняет Елена Бешкинская. — Так, например, HR-директор может не быть вовлечен в разработку стратегии, а директор по кадрам, наоборот, полноценно этим заниматься. Об одном можно сказать уверенно: чтобы участвовать в разработке стратегии, HR-директор или руководитель кадровой службы должен входить в совет директоров компании».

Спроси меня — кто я

Несмотря на то, что многие эксперты HR-сообщества отмечают очень высокие темпы становления профессии, до сих пор не существует единого стандарта, который мог бы стать ориентиром не только для работодателей, но и для самих эйчаров.

«Сегодня среди людей, связанных с HR-менеджментом (менеджеров, консультантов, директоров, тренеров), обсуждаются критерии — основные требования, профессиональные компетенции и навыки, — которыми должны обладать специалисты в области кадрового менеджмента, — отмечает Вероника Коцоева. — В числе этих стандартов выделяются стратегические вопросы: что должен делать эйчар на уровне корпорации, в рамках стратегии развития компании в целом, какими личными качествами и навыками он должен обладать, чтобы суметь обеспечить эффективность службы персонала и эффективность развития персонала с учетом стратегии развития компании и т.д.».

Отчасти усиление стратегической роли HR-службы можно объяснить все увеличивающейся нехваткой квалифицированных специалистов. «Персонал в современных условиях России, когда налицо дефицит специалистов, сложно подобрать. Особенно с нужной компетентностью, — уверен Андрей Зинченко, проректор по корпоративным проектам Международного института менеджмента ЛИНК. — А при потере такого специалиста возникает проблема в подразделении».
Я получил эту роль    Роль и статус HR-службы прямо пропорциональны тем функциям, которые она выполняет. Чем шире круг полномочий, тем выше статус службы в организации. Чем теснее взаимодействие с другими подразделениями и выше уровень управленческих решений, в принятии которых напрямую задействована кадровая служба, тем значимее ее роль.

По мнению Елены Бешкинской, сегодня планка требований к директорам и менеджерам по персоналу непрерывно растет. От них ждут не только умения привлечь и удержать сотрудников, хотя и это сейчас очень и очень непросто. Все больше руководителей компаний хотят видеть в отделе кадров бизнес-партнера, способного вносить вклад в разработку стратегии компании, формулировать и воплощать стратегию по управлению персоналом.

Кроме того, сейчас возникают новые актуальные направления работы с сотрудниками: управление талантами, формирование интеллектуального капитала, создание самообучающейся организации, развитие клиентоориентированного подхода.

Вероника Коцоева уверена: «Когда наши выпускники обращаются к нам с просьбой порекомендовать кого-то, прежде всего они хотят получить «человека команды».

По мнению Дэйва Ульриха и Вэйни Брукбэнка, на протяжении прошлого десятилетия эйчары во многом были бизнес-партнерами и согласовывали свою работу с бизнес-стратегиями. «Специалистов в области HR учили тому, чтобы больше проводить времени с генеральными директорами, директорами по продажам, маркетингу, производству, чтобы работа HR-отдела помогала достичь бизнес-результатов», — пишут они в своей книге The HR Value Proposition.

Первые шаги

По большому счету на начальном этапе карьеры в сфере HR профильное образование не так уж важно. В то же время большинство кадровых менеджеров отмечают преимущества психологического и юридического образования. «Я окончила психфак МГУ, — рассказывает Ирина, HR-менеджер крупной торговой компании. — То, что многим эйчарам с непсихологическим образованием приходится «догонять» уже в процессе работы, я получила во время учебы в вузе (например, приемы психодиагностики при приеме на работу и оценке персонала). Юридическое образование тоже хорошо, но тут все зависит от цели работы. В действительности необходимость решения юридических вопросов в работе эйчара возникает не так уж часто. К тому же в большинстве компаний есть профессиональный юрист. Этого, как правило, достаточно».

Многие эйчары советуют новичкам набираться опыта в рекрутинговых агентствах и лишь потом переходить в HR-отдел какой-либо компании. Считается, что в агентстве проще найти работу людям, никогда не работавшим в «кадрах», а приобретенные знания и навыки по подбору персонала будут востребованы в любой компании.

«Бывает, что на начальном этапе существования компании особого внимания тому, кто занимается подбором персонала, не уделяют. При этом часто руководители набирают сотрудников непосредственно «под себя», — объясняет Вероника Коцоева. — Когда компания небольшая, возможно, это срабатывает. Но когда компания подрастает, появляется потребность в профессиональном кадровом менеджменте. Конечно, участие главы подразделения в найме нового сотрудника полезно и даже необходимо, так как именно ему придется работать в непосредственном контакте с этим человеком. Но новичок должен вписаться в корпоративную культуру компании, поэтому нужен кто-то, кто видит общую картину (в рамках стратегии развития компании в целом), то есть HR-менеджер».

Важное дополнение

С ростом компании увеличивается и число обязанностей HR-менеджеров. Так, довольно часто от слушателей МВА-программ со специализацией в сфере управления человеческими ресурсами можно слышать признание, что с развитием компании имеющегося багажа знаний уже не хватает. По мнению Андрея Зинченко, для успешной работы кроме знаний в области управления персоналом (мотивация, психология, законодательство) HR-менеджер обязательно должен знать финансы, экономику, маркетинг, проектные подходы, развивать системное мышление и т.д. Именно эти вопросы рассматриваются на программе МВА.

При этом стоит помнить, что в нашей стране МВА носит дженералистский характер и специализация занимает сравнительно небольшую часть программы. В то же время бизнес-школы не ставят перед собой задачи сделать из новичка законченного специалиста и научить его всему, от «А до Я»: на программы приходят люди опытные, уже работающие в кадровых службах, и цель их обучения — структуризация и углубление уже имеющихся знаний и опыта. Как правило, в блок специализации бизнес-школы включают вопросы собственно организации работы персонала на конкретном предприятии, а также вопросы, связанные со структурой, определением роли и задач HR-службы, оценкой эффективности работы службы персонала и т.д. Андрей Зинченко уверен, в программах должны рассматриваться все аспекты бизнеса и, конечно, учитываться специфика HR-службы. «Российские программы больше делают ставку на то, как зарубежные теории и практики можно приложить на российском рынке, но также изучают и успешную российскую практику, — рассказывает Елена Бешкинская. — На мой взгляд, это очень важно, потому что в плане национальной культуры Россия совсем не похожа ни на США, являющиеся создателем концепции HR, ни на Европу, которая также очень много дала для развития HR-теории».

Сравнительный анализ функций HR-подразделений показывает: все чаще службы по управлению человеческими ресурсами привлекаются к решению стратегических вопросов управления предприятием. Эйчар работает с персоналом, как с основным капиталом компании, ее долгосрочным вложением. Порой от его работы зависит успешность всей компании. Тренинги, семинары, краткосрочные учебные программы полезны на начальном этапе и для решения каких-либо конкретных, узкоспециализированных вопросов. Однако с усилением роли HR-службы в жизни компании растет и актуальность профильных МВА-программ.

Как понять, что сотрудник недоволен работой и готов уволиться?

Об основных признаках, которые указывают на то, что сотрудник недоволен работой и в скором времени может уволиться...

Что сделать для повышения производительности труда офисных сотрудников?

Управление персоналом в реалиях современной жизни складывается из огромного количества составляющих, каждая из которых важна и требует внимательного рассмотрения. Одним из значительных моментов является...

Государство вплотную занялось подготовкой кадров для управляющих компаний в сфере ЖКХ

На сегодняшний день услуги управляющих компаний повсеместно применяются на территории России, в связи с чем востребованы специалисты соответствующих специальностей, обладающие необходимыми знаниями для грамотного...

Как повысить эффективность работы сотрудников?

На современном этапе организация деятельности любой компании предусматривает учет огромного количества моментов, особенно тех, что связаны с управлением персоналом. В этой сфере не существует...

HR-менеджер: Персональные стратегии

Обновлен Рейтинг лучших российских вузов в 2023 году, выпускающих самых востребованных специалистов

Рейтинг лучших российских вузов в 2023 году  по 12 профессиональным сферам. В Рейтинг вошли 11 вузов Свердловской области.