Идеальный бизнес-тренер – кто он?

07.08.2022 / Коучинг

В настоящее время наблюдается стабильный рост рынка, в связи с чем, руководители многих компаний осознали необходимость вкладывать денежные средства в обучение персонала. Тренинг сегодня стал неотъемлемой частью бизнес-образования и стратегии организационного развития многих российских компаний. Так что сегодня – максимально благоприятный период для различных тренинговых компаний и частных практикующих бизнес-тренеров.

Профессиональный тренер – это специалист, который точно сможет провести диагностику и проанализировать, поможет ли обучение компании в решении и реализации поставленных задач. Результат тренинга напрямую зависит от него.

Откуда происходят бизнес-тренеры? Здесь эксперты называют несколько источников. Будущие тренеры – это бывшие психологи, специалисты, в должностные функции которых входило обучение сотрудников, руководители с успешным практическим опытом и, непосредственно, выпускники курсов для тренеров.

Каким он должен быть – идеальный бизнес-тренер? Как показывает теория и практика, обобщая наблюдения и эмпирический опыт экспертов, можно выделить несколько критериев, полное соответствие которым, даёт нам вполне ощутимое и осязаемое представление об образе идеального бизнес-тренера.

В первую очередь, он должен обладать качественными методологиями, технологиями проведения тренингов, авторскими разработками и программами. Во-вторых — опытом работы в конкретной профессиональной сфере. Одно из важнейших качеств, которым должен также обладать тренер, это — эмоциональное лидерство. Многочисленными исследованиями подтверждено, что усвоение знаний через эмоции происходит намного быстрее и эффективнее. Лидерство – это некая харизма, умение вести за собой, в данном случае вести за собой в заданном направлении участников тренинга на протяжении всего периода обучения. Причем, как отмечают специалисты, для каждой аудитории нужен свой особый лидерский профессионализм.

Должны ли бизнес-тренеры проходить дополнительное обучение? Эксперты считают, что – да, безусловно. Их необходимо учить лидерству, творчеству, инновациям, тренерскому мастерству, предоставлять им возможность получить практический опыт, умению свободно и смело экспериментировать. Кроме того, обучаясь, можно использовать чужой опыт и получать новую информацию.

Помимо вышеуказанных аспектов, оценить уровень профессионализма и компетентность бизнес-тренера, его умение передавать знания и навыки, определить его «идеальность» — можно еще по ряду критериев.

Поскольку, большинство эффективных и успешно применяемых методик для функционального управления бизнесом и развития личностных навыков в бизнесе созданы западными специалистами, для бизнес-тренера предпочтительнее иметь западное высшее образование (лучше всего диплом МВА американской или европейской бизнес-школы), либо продолжительный опыт работы в западной компании, сопровождавшейся внутренним обучением, либо пройти подготовку на долгосрочных курсах в России.

Бизнес-тренер, преподающий функциональные бизнес-дисциплины, должен иметь опыт работы около двух-трех лет на соответствующей должности в финансовом секторе. Тренер-психолог обязательно должен иметь опыт работы в службе персонала компании на уровне, соответствующем тематике предлагаемых и проводимых  семинаров. Следующим немаловажным аспектом, по мнению экспертов, раскрывающим профессиональную компетентность тренера, являются – непосредственно опыт преподавания и проведения бизнес-тренингов, наличие публикаций, интернет-сайта, подробных сопроводительных обучению материалов. Обязательно использование при проведении тренингов и семинаров разнообразных программ презентаций.

Итак, каким же должен быть идеальный бизнес-тренер, и какие критерии являются приоритетными при выборе?Прежде всего, необходимо ориентироваться исключительно на объективную информацию о продукте тренера и нем самом. Следующий момент – образование тренера и опыт его работы. Помимо базового высшего образования (зачастую психологического или в сфере менеджмента), обязательно наличие специального образования, позволяющего осуществлять тренерскую деятельность. Одно из главных преимуществ – наличие публикаций в печатных и интернет-СМИ, имеющих бизнес-ориентированность. И, несомненно, его личностные качества, такие, например как — умение преподнести информацию и чувствовать аудиторию, способность управлять групповой динамикой, коммуникативная компетентность, умение находить и поддерживать контакт с группой и особый лидерский профессионализм.