Пытаясь привлечь больше аппликантов, бизнес-школы «второй лиги» все чаще предлагают им специализированные программы МВА.
Два года назад бизнес-школа университета Wisconsin-Madison оказалась в очень сложном положении. Как и во многих других бизнес-школах, количество желающих поступить на программы формата full-time Wisconsin-Madison School of Business упало за три года на 30%, и ничего не предвещало дальнейшего восстановления. Поэтому декан Майкл Неттер (Michael M. Knetter) решил строить стратегию дальнейшего развития на узкой специализации. И сегодня по этому пути идут все больше школ.
Решительно отменив в 2004 году программу МВА в сфере общего менеджмента, Неттер ввел вместо нее 13 специализированных направлений, от управления в сфере искусства до прикладных корпоративных финансов. В результате классы стали меньше, но уровень студентов вырос. Их средний результат GMAT теперь на 25 баллов превышает показатели предыдущих лет. «Мы хотели, чтобы нашу школу выбирали те, кто с самого начала имеет четкое представление о своей будущей карьере», — говорит Неттер.
Ведущие школы мира вроде Harvard и Wharton с подобными проблемами не сталкиваются. Но для школ «второго эшелона» подобные стратегии могут оказаться единственным способом выжить в условиях растущей конкуренции. Чтобы выделиться и привлечь к себе внимание аппликантов, они создают специализированные программы с акцентом на практических навыках, чего так часто не достает традиционным программам МВА. Сегодня специализированные программы для руководителей в сфере здравоохранения, недвижимости или спорта открываются как по всей территории США, так и в других странах.
Данные свидетельствуют о том, что специализация приносит свои плоды. Во многих школах, отдавших ей предпочтение, падение числа заявлений приостановилось, а в некоторых тенденция даже изменила свое направление. Так, число полученных в 2005 году заявлений на программы full-time в бизнес-школе при Boston University выросло на 29%. Это произошло через четыре года после того, как руководство школы приняло решение об объединении программы МВА и MS со специализацией в сфере информационных систем. В тех же школах, где дальнейшего падения числа заявлений избежать не удалось, специализация позволила привлечь слушателей с высокими результатами GMAT. Если аппликанты все реже отвечают на предложения приемной комиссии отказом, уровень удовлетворенности слушателей растет, а это приводит к повышению позиций школы в рейтингах.
Широкий взгляд
Но у каждой стратегии есть свои недостатки. Слишком узконаправленная формулировка собственной миссии повышает риск ограничить возможности выпускников в выборе дальнейшей карьеры. Кроме того, специализация может отпугнуть крупных работодателей для специалистов МВА, в числе которых много консалтинговых компаний, которые скорее отдадут предпочтение программам МВА в сфере общего менеджмента. «Бизнес-школам не следует забывать, что они должны заниматься разносторонним развитием своих слушателей. Наши критерии в подборе специалистов практически не изменились за последние 30 лет», — говорит Рич Шнайдер (Rich Schneider), руководитель по работе с МВА в одном из подразделений Deloitte Consulting LLP.
Зная это, некоторые школы стали предлагать своим слушателям специализации с широким спектром практического применения, например в сфере лидерства, креативности или предпринимательства. В бизнес-школе при Emory University основной специализацией программы МВА с 2003 года является лидерство. В течение первого года слушатели обязаны пройти четыре специальных курса по лидерству. Они также должны провести пять публичных выступлений, которые записываются на видео для последующего анализа. По словам помощника декана Emory Кембрел Джонс (Kembrel Jones), успешному руководителю необходимо уметь делать некоторые вещи лучше всех.
Бейсбол и фармацевтика
Но навыки soft skills сегодня развивают в той или иной мере во всех бизнес-школах. Этим никого удивить нельзя. Именно поэтому многие школы стремятся построить свои программы с акцентом на определенной сфере бизнеса, чтобы как-то выделиться из общей массы. Rutgers Business School в штате Нью-Джерси предлагает степень МВА в сфере фармацевтики. Ее программа открылась в 2000 году, и сегодня в ее реализации принимают участие семь местных фармацевтических компаний. San Diego State University запустил в этом году программу МВА со специализацией в области спортивного управления, в которой участвует городская бейсбольная команда The Padres.
Другие школы выбрали иной путь, фактически трансформировав свои программы в подобие консалтинговых компаний. Главная составляющая программы МВА в этом случае – консалтинговые проекты, которые слушатели составляют для компаний разных стран мира. Слушатели Carlson School of Management при University of Minnesota тратят на это по 20 часов в неделю в течение трех семестров. Они занимаются всевозможными проектами, от разработки новых транспортных путей для авиакомпании Northwest Airlines до оптимизации процессов для местной компании Marvin Windows & Doors, которая благодаря этому ежегодно экономит теперь по $1 млн.
«Я хочу, чтобы наши выпускники были подготовлены к работе в консалтинге лучше всех остальных обладателей диплома МВА в этой стране», — говорит исполняющий обязанности декана Майкл Хьюстон (Michael Houston).
Есть мнение, что через некоторое время школам второго эшелона уже не придется так отчаянно сражаться за аппликантов. Если они все же добьются успеха и эффективно выстроят свои программы по определенным направлениям и специализациям, их дипломы приобретут по-настоящему весомые преимущества. Это может привести к тому, что в своей профессиональной категории они смогут котироваться наравне с дипломами традиционно ведущих школ, чего раньше никогда не было.
Бизнес-школы с собственной нишей
BusinessWeek