Языковые центры Нижнего Новгорода. Обзор рынка — 2008

Ольга Коновалова

Современному человеку уже недостаточно школьного базового знания иностранного языка. В Нижнем Новгороде на сегодняшний день действует около двух десятков языковых школ. Мы попытались выяснить, есть ли в этом бизнесе свободные ниши или предложение полностью удовлетворяет существующий спрос.

Люди с детства привыкли к тому, что учить язык другой страны невероятно сложно, скучно и трудоемко. Но сейчас подобные стереотипы рушатся вместе с убеждением, что переводчик и язык жестов поможет решить любые проблемы. Современный человек хочет свободно чувствовать себя за рубежом, смотреть фильмы на языке оригинала, переписываться с друзьями из других стран. К тому же, невозможно сделать удачную карьеру без знания хотя бы одного иностранного языка.

Рост интереса нижегородцев к изучению иностранных языков повысился благодаря растущей популярности зарубежного туризма, а также появлению разнообразных возможностей работать и получать образование за границей.

«Невероятно, но факт. В нашей стране остается все меньше и меньше людей, не говорящих по-английски. Иностранцы, приехав в Россию, могут обратиться к прохожим на улице и получить понятный ответ на любой вопрос, — отмечает Ольга Окунева, директор НОУ «Денис Скул». — Россияне, оказавшись за границей, уверенно изъясняются с местными жителями. Сотрудники многих фирм владеют «деловым» английским. А сколько людей получают работу в зарубежных компаниях! Знание нескольких иностранных языков в дополнение к профессии – залог успеха в будущей карьере, поэтому столь востребованы курсы по второму иностранному языку».

«Мы живем в эпоху, когда можно жить в одной стране, а работать в другой, — говорит Ирина Голубева, и. о. директора «Альянс Франсез — Нижний Новгород». — Конечно, английский, как язык международного общения, пока не собирается сдавать свои позиции, он по-прежнему самый востребованный и популярный. Но также в последнее время большим спросом пользуются французский, итальянский, испанский и китайский языки».

Языковой центр «с нуля»

Одного желания и превосходного знания языка не достаточно, для того чтобы открыть языковой центр в Нижнем Новгороде. Для успешной работы центра необходимо учесть множество моментов. Например, правильно подобрать помещение, грамотно провести рекламную компанию, подобрать профессиональный преподавательский состав.

В учебном центре обязательно должна быть зона для работы со студентами, место, где они могут подождать начала занятий. Очень важно территориально не разделять отдел обслуживания клиентов и классы. Они должны находиться в одном помещении, а не быть раскиданы по всему городу, так как постоянное взаимодействие отдела продаж и академического отдела необходимо для предоставления качественных услуг.

«За три года работы у нас сформировался очень сильный коллектив. Наши преподаватели — молодые, творческие, увлеченные люди с высшим лингвистическим и педагогическим образованием. Лучшее доказательство их профессионализма — высокий процент продолжаемости в нашем центре» — говорит Надежда Салганская, заместитель директора образовательного центра EF English First в Нижнем Новгороде.

Ольга Окунева говорит, что все преподаватели Denis’ School проходят дополнительную подготовку по собственной методике. А преподаватели «Лингва Сервис Центра» — это дипломированные выпускники Нижегородского лингвистического университета и других языковых ВУЗов страны, имеющие опыт работы и прошедшие строгий конкурсный отбор. Они имеют постоянную разговорную практику на еженедельных тренингах со штатным сотрудником — носителем языка в рамках программы Self-improvement и регулярные методические и психологические семинары для повышения квалификации.

По мнению же Ирины Голубевой, русские преподаватели – одни из самых сильных с точки зрения профессиональной компетенции. «Но общение с носителем языка обеспечивает контекст реальности», — отмечает она.

Не стоит забывать и о правильном оформлении документации, прежде чем открывать центр. Любое образовательное учреждение должно пройти процесс лицензирования, что очень непросто, так как российские стандарты очень высоки. «Если вы решили открыть центр, вам предстоит общаться с такими серьезными организациями, как министерство образования, Роспотребнадзор, налоговая, пожарная, трудовая инспекции и др.», — предупреждает Надежда Салганская.

Языковая школа «LSC Лингва Сервис Центр» является единственной языковой школой в Нижнем Новгороде, аккредитованной международной Ассоциацией языковых школ ATEEL. Основной вид деятельности Центра — предоставление клиентам всего спектра языковых услуг, включая обучение шести иностранным языкам -английскому, немецкому, французскому, итальянскому, испанскому, китайскому и русскому как иностранному.

Даже на начальном этапе студентам рекомендуется знакомиться с носителями языка, слушать различные варианты произношения. «В нашем центре они могут пообщаться в свободное от занятий время с преподавателями из Великобритании и США, которые время от времени приходят и на уроки, принимают участие в ролевых играх, оценивают подготовленные студентами проекты, — отмечает Надежда Салганская. — На определенном этапе обучения носители языка подключаются к процессу обучения, постоянно посещают занятия, а потом полностью отвечают за группу. При подготовке к международным экзаменам преподаватель-носитель языка просто необходим, потому что студенты будут общаться с экзаменатором из Великобритании или США».

Если есть возможность учить язык заграницей, погружение в языковую среду гарантирует отличный результат. Однако и в этом случае можно довериться только профессионалам, иначе потом никогда не избавиться от досадных грамматических ошибок, хотя общение на иностранном языке будет свободным.

Необходимые инвестиции

«Задача образовательного центра – предоставить студентам действительно качественное обучение, и поэтому наша компания вкладывает огромные средства в развитие наших школ, — рассказывает Надежда Салганская. — Я перечислю основные направления, требующие финансовых затрат. Во-первых, это стильный современный офис, студентам должно быть приятно приходить к нам после трудового дня или школьных занятий. Во-вторых, это техническое оснащение центра: мы живем в XXI веке, поэтому компьютерная лаборатория и монитор в каждой аудитории – это жизненная необходимость. В-третьих, это постоянное развитие методической базы, разработка компьютерных программ обучения, издание учебников. И, конечно, это – кадры. С одной стороны, необходимо предложить достойную конкурентоспособную оплату труда и, таким образом, иметь возможность найти настоящих профессионалов, лучших в своей области, с другой – вкладывать средства в развитие и совершенствование их профессиональных способностей. Мы постоянно проводим тренинги и семинары для наших сотрудников, как в России, так и за рубежом. Срок окупаемости, конечно, будет зависеть от успешности бизнеса. Предоставляя качественные услуги, выполняя свои обещания, вы можете достаточно быстро вернуть вложенный капитал. Но не стоит забывать, что специфика данной сферы требует постоянных вложений, так как современный мир развивается с огромной скоростью, надо уметь оперативно реагировать на перемены».

«Мы занимаемся культурными проектами, которые проводятся за счет помощи Посольства Франции, Нижегородской областной или городской администрации, учреждений культуры, а также помощи спонсоров, — говорит Ирина Голубева. — Кроме этого, мы работаем как информационный центр: широкой публике предоставлена медиатека, где посетители могут воспользоваться книгами, прессой и аудио- и видеопродукцией».

По мнению Надежды Салганской, на данном этапе открыть центр уровня English First в Нижнем Новгороде самостоятельно просто невозможно. Компанию English First поддерживает международный центр развития, отвечающий за 50 стран мира и владеющий достаточными денежными и людскими ресурсами для разработки методических программ и предоставления качественного сервиса. «За последние три года в нашем городе не открылось ни одного международного языкового центра, кроме English First — это ли не показатель? Изучив рынок образовательных услуг Нижнего Новгорода, лично я не стала бы вкладывать собственные деньги в открытие новой школы, а подумала бы о какой-то другой сфере бизнеса».

Правильный курс

Людям должно быть интересно на занятиях, иначе в следующий раз они просто не придут. И уж тем более не порекомендуют центр никому из своих знакомых.

По словам Надежды Салганской преподавание языков должно строиться по двум принципам: профессионализм и увлекательность. «Всем, кто приходит в наш центр, мы предлагаем пройти компьютерное тестирование и собеседование с преподавателем, подбираем группу, записываем на бесплатный пробный урок, — говорит она. — При этом каждое занятие — это тщательно продуманное единое целое и часть всего курса. На уроках мы активно используем современные компьютерные технологии, коммуникативные игры, но не забываем и о грамматике. После уроков — компьютерная программа on-line и мероприятия Life Club на английском языке».

Даже в самый привлекательный центр клиенты не пойдут, если в нем будут слишком завышенные цены. Поэтому стоит устанавливать приемлемую стоимость за обучение, причем она должна напрямую зависеть от продолжительности занятий.

«Самое главное для нас – понять цель клиента и помочь ему ее достичь, — говорит Надежда Салганская. — У кого-то это займет пару месяцев, у кого-то – несколько лет. Дети и подростки обучаются в нашем центре с сентября по май, набор в группы идет постоянно. Курс обучения взрослых – от двух до девяти месяцев. Стоимость зависит от возрастной категории и выбранной программы».

Ольга Окунева отмечает, что программы ее школы укладываются в 90-130 академических часов, а это при занятиях три раза в неделю по три академических часа (самый оптимальный режим для занятого человека) займет от 2,5 до 4 месяцев. Denis’ School предлагает решения для взрослых, для любых стартовых уровней языка, для всех форм обучения (в группе, индивидуально, корпоративно).

«LSC Лингва Сервис Центр» предлагает широкий выбор программ, как по продолжительности, так и по тематике: общий разговорный английский, английский для участников программы Work Travel, подготовка к собеседованию в иностранной компании, Live Englishс носителем языка, Family English, подготовка к международным экзаменам, бизнес-английский, короткие специализированные программы по индивидуальному графику: маркетинг, реклама, финансы, бухучет, право, продажи, информационные технологии, подготовка к проведению деловых переговоров, английский для детей от 4-х лет, английский для учащихся 10-11 классов, готовящихся к поступлению в неязыковые ВУЗы, школьные предметы на английском.

В центре «Альянс – Франсез — Нижний Новгород» предлагают разнообразные курсы французского языка: общий курс: уровни А1, А2, В1, В2 и С1 (определение уровней идет по единой Европейской шкале оценки уровней); специализированные: страноведение, французский через кино, песню и прессу; профессиональное общение: деловой французский, юридический и др.; курсы подготовки к французским сертификатам (DELF, DALF, TCF, TEF и др.).

Грамотный ход

Индивидуальность всегда в цене. Чтобы клиент пришел именно в ваш центр, необходимо его привлечь, и не просто запустить обычную, рядовую рекламную компанию. Необходимо чем-то выделяться из «толпы». Можно сделать акцент на чем-то одном.

«Все наши методические разработки нацелены только на одно — повышение качества обучения, мы не придумываем что-то исключительно для продажи, — говорит Надежда Салганская. — У нас есть уникальные авторские программы, индивидуальный подход, но самое главное наше отличие – это атмосфера в школе. Сюда хочется приходить, с нами хочется общаться и сотрудничать, потому что нам нравится наша работа, мы все вместе – студенты, учителя, консультанты –создаем то уникальное сообщество, которое называется EF English First Нижний Новгород. Студенты имеют возможность позаниматься в компьютерной лаборатории в программе on-line, которая заменяет домашнее задание и позволяет закрепить материал, пройденный на уроке. Каждую субботу в школе проходят бесплатные мероприятия LifeClub. Это специальные курсы, такие как «Английский для путешественников», «Разговор по телефону» для начинающих или страноведческие занятия с носителем языка для продолжающих обучение. Мы смотрим и обсуждаем фильмы на языке оригинала. Раз в месяц мы обязательно собираемся для того, чтобы весело отпраздновать какой-нибудь праздник англоговорящей страны. У нас работают летний и зимний детские лагеря. Теперь, когда открылся второй центр EnglishFirstв Нижнем Новгороде, мы планируем проводить спортивные и интеллектуальные соревнования между двумя школами. Сейчас ведется работа по созданию библиотеки и видеотеки».

Всем, учившим иностранный язык сначала в школе, потом в ВУЗе, а затем еще и на каких-нибудь курсах, знакомо чувство тоскливой безнадежности. Это легко объясняется: чтобы чужой язык стал «своим», его нужно понимать, а не тупо зазубривать стандартный набор правил.

«Грамматика структурирована в Denis’ School таким образом, что вы воспринимаете ее как носитель языка — при помощи ассоциаций, образов, — отмечает Ольга Окунева. — Поэтому на изучение грамматики в нашей школе отводится всего 20% времени, остальное — на закрепление навыков разговорной речи. Но и лексика, и разговорная речь изучаются с помощь игр-«провокаций». Радость от этого только усиливает эффект запоминания. А укрепляют его веселые кроссворды, тексты на СD-дисках, специальная система поддержки памяти».

Также в Denis’ School имеется специальное подразделение по работе с корпоративными клиентами. Задача данного подразделения — оказать содействие организациям в обучении персонала иностранному языку в оптимальные сроки с максимальной эффективностью, индивидуально и в группах.

А в центре «Альянс – Франсез» ставку сделали на «бинарное» обучение: русскоговорящие преподаватели работают только на «нулевом» уровне, после первых 60 часов, обучение ведут и русскоговорящий, и носитель языка «француз», а на уровнях В2 и С1 часто работают только французы», — отмечает Ирина Голубева.

В планах LSC– развитие направления «Русский язык как иностранный. Погружение в русскую культуру» для иностранных специалистов, работающих в России, а также открытие нового направления «Английский и не только» для дошкольников.

Потенциальные клиенты

Необходимо сразу и четко определить клиентов, на которых будет ориентирована работа центра. И исходя из этого, заниматься подбором обучающих программ.

«В нашем центре можно встретить малыша 4 лет, молодую маму – хранительницу очага, студента со сноубордом в обнимку, руководителя сети ресторанов, студента нижегородского ВУЗа, «прогрессивного» пенсионера…, — говорит Надежда Салганская. — Объединяет их одно – желание заниматься английским языком».

Каждый человек приходит с определенной целью: дети приходят поиграть в волшебную Страну Английского Языка и найти сказку.

Подростки думают о школьных и вступительных экзаменах, хотя им, конечно, нравится и просто общаться друг с другом.

Цель студентов ВУЗов и молодых специалистов – это запись в резюме «Английский в совершенстве» и сертификат международного образца.

Руководители организаций хотят сами вести переговоры с иностранными компаниями, не прибегая к помощи переводчика, знание иностранного языка для них – показатель статуса, разговаривать по-английски – значит проявить уважение к своему партнеру. А кто-то хочет свободно общаться при поездках за границу.

Базовые знания

Также необходимо обратить внимание на тот факт, что у всех слушателей разный уровень подготовки.

«У нас учатся студенты из НГЛУ с переводческого и французского факультетов (приходят за живым общением и общением с носителями языка), к нам идут много студентов из других ВУЗов (ННГУ им. Лобачевского, Высшая школа экономики) для того, чтобы изучать французский, часто с «нуля», и поехать потом учиться во Францию, — говорит Ирина Голубева. — Другая категория – представители бизнеса, которые уже работают в совместных предприятиях или собираются работать в них. Среди наших слушателей курсов есть и домохозяйки, для которых французский – одно из развлечений, есть также женщины, которые собираются выйти замуж за франкоговорящих претендентов их руки и сердца».

Надежда Салганская отмечает: «В нашем центре больше всего студентов начальных и высоких уровней, именно эти люди проявляют наибольший интерес к изучению языка. Треть наших студентов – юные нижегородцы, впервые услышавшие английский у нас в центре, часто приходят клиенты, учившие в общеобразовательной школе и ВУЗе годами, но так и не заговорившие на языке Шекспира».

А, по мнению Ирины Голубевой, нижегородцы делятся на две категории: те, которые имеют высокий уровень владения языком (те, кто учил язык профессионально в языковом вузе или в языковых школах, или проходил стажировку за рубежом) и те, кто имеют «нулевой» уровень владения (все остальные, сюда входят и те, кто учил языки в школе). «К сожалению, в большинстве случаев, школьные пролонгированные программы не дают должного базового уровня, и дело не только в качестве обучения, но и в специфических особенностях предмета «иностранный язык»: более или менее длинный перерыв в практике приводит фактически к утрате языковых/речевых навыков» — говорит она.

В “Denis’ School”приходят люди с разными уровнями знаний иностранных языков. Всем предлагается пройти бесплатное тестирование, которое позволит определить уровень знаний языка и получить рекомендации по его дальнейшему совершенствованию.

«Наши клиенты — крупнейшие российские и зарубежные компании, со многими из которых нас связывает долгосрочное сотрудничество, — говорит Ольга Окунева. — За годы работы в “Denis’ School”выучили язык более 40 000 слушателей и персонал более 500 компаний. Ежегодно около 40% новых слушателей приходят в “Denis’ School” по рекомендации тех, кто уже прошел здесь курс обучения».

А в 1997 г. в рамках программы развития компании было принято решение о создании подразделения “Denis’ SchoolInternational” , которое занимается обучением за рубежом как по программам “Denis’ School”, так и по коммуникативным методикам в США, Великобритании, Европе и Мальте.

Организация занятий

Занятия обычно проводятся в группах по несколько человек. Таким образом, студенты сразу общаются между собой, а не только с преподавателем.

«Количество человек в группе зависит от того, на каком уровне находятся наши студенты. Те, кто только начинает изучать английский язык, нуждаются в постоянном внимании преподавателя, поддержке, контроле, в таких группах студентов меньше, — отмечает Надежда Салганская. — Занятия в небольшой группе на более «продвинутом этапе» — это скучно, так как основная работа проходит в парах, командах, студенты готовят проекты и участвуют в ролевых играх. Наши индивидуальные студенты – это, в основном, – деловые люди, с подвижным графиком работы, изучающие бизнес-английский. Им удобно то, что расписание занятий составляется с учетом их командировок, встреч, переговоров».

Самая лучшая реклама для языкового центра – это рекомендация. «У нас есть студенты, которые с нами с самого первого дня работы нашего центра, и они приводят своих друзей и знакомых. У нас учатся целыми семьями, старшие ребята забирают после урока младших, родители приходят на занятия и интересуются у своего же учителя успехами своих «маленьких звездочек», — продолжает Надежда. — У нас также существует центр корпоративного обучения, есть компании, с которыми мы сотрудничаем уже несколько лет.

Правильный выбор методики — залог успешного обучения. Denis’ School, с самого ее основания в 1992 году, интересовали методики, повышающие эффективность обучения. В результате были созданы программы, которые существенно повышают КПД усвоения знаний в единицу времени. Denis’ School сегодня — это крупнейшая образовательная компания: 22 отделения в России и за рубежом, собственный Научно-инновационный центр, фирменные методики Target и Free Way.

Во французском культурном центре «Альянс Франсез — Нижний Новгород» курс общего французского длится 60 астрономических часов, периоды обучения носят регулярный характер: сентябрь-декабрь, февраль-май, июнь-июль. В группе 6-10 человек, есть также и индивидуальные занятия (1 астрономический час – 350 руб.).

Университетское предложение

Языковые центры есть также и при ВУЗах. Так, например, в Нижегородском государственном университете им. Лобачевского существует Центр дополнительного профессионального образования, на базе которого организованы курсы изучения английского языка. Кроме того, имеется возможность получить дополнительное к высшему образование по специальности: «Переводчик в сфере коммуникации». Курсы длятся 3, 7 месяцев и три года соответственно. Занятия проводят преподаватели Лингвистического университета и университета им. Лобачевского.

А в Нижегородском лингвистическом университете есть центр испанского языка и культуры, турецкий и японский культурно-образовательный центр, центр российско-германских культурных связей.

«Мы работаем в очень перспективной области. Но вряд ли количество компаний, предоставляющих услуги по обучению иностранным языкам в Нижнем Новгороде, резко увеличится. Скорее всего, будет неизменно расти количество студентов в уже существующих школах, ведь спрос на иностранные языки никогда не был так высок, как сейчас», — подводит итог Надежда Салганская.

Разговорные курсы – для кого они будут лучшим выбором?

Статья описывает суть понятия «разговорные курсы» и ситуации, в которых они окажутся полезными (если вы достигли уровня по иностранному языку не ниже B1, если...

Где найти хорошие материалы для изучения иностранных языков?

Существует множество инструментов и материалов для изучения языка. В этой статье вы узнаете, соответствуют ли конкретные источники вашим потребностям. Это позволит вам сэкономить силы,...

Тест TOEFL: основные причины неудач

Огромное количество студентов каждый год сдает тест под названием TOEFL. Его успешная сдача обеспечивает поступление в выбранное абитуриентом учебное заведение. TOEFL является едва ли...

Разговаривайте с носителями языка!

Одна из самых устрашающих частей изучения языка – разговор с носителем языка. Регулярная практика с носителем может ускорить ваше обучение. Вы практикуете разговорные навыки,...

Языковые центры Нижнего Новгорода. Обзор рынка — 2008

Обновлен Рейтинг лучших российских вузов в 2023 году, выпускающих самых востребованных специалистов

Рейтинг лучших российских вузов в 2023 году  по 12 профессиональным сферам. В Рейтинг вошли 11 вузов Свердловской области.