Учимся маркетингу на тренингах

Светлана Алексеева Источник: Деньги UA

После прохождения специализированных тренингов по маркетингу даже у немаркетологов порой появляется желание попробовать себя на новом поприще. «Деньги» разведали, чему стоит научиться, чтобы стать дорогим специалистом в этой сфере.

Менеджер по маркетингу Руслан Киреев рассказывает, что стал посещать профессиональные тренинги после того, как сменил сферу деятельности, — перешел из FMCG-компании в банковскую сферу. «Сначала я пытался использовать те инструменты, которые успешно применял раньше. Но вскоре понял, что прежнего инструментария мне недостаточно и нужно глубже «въехать» в тему», — вспоминает он. Посетив несколько тренингов и потратив на них $900, Руслан говорит, что изучил особенности продвижения банковских продуктов и получил дополнительные знания о работе на новом рынке. Нельзя не порадоваться за человека: получил то, что хотел.

Все ли маркетологи довольны специализированными тренингами, насколько полученные знания помогают им в работе и повышают их рыночную стоимость, а также как к разнообразным маркетологическим курсам относятся работодатели, мы и попытались узнать.

Зачем нужна «тренировка»

Директор по стратегическому планированию и развитию бизнеса креативного агентства Adell Young & Rubicam Людмила Лыткина выделяет две основные причины, по которым маркетологи посещают специализированные тренинги, — это профессиональная необходимость и карьерные планы. «Тренинги расцениваются как дополнительное образование. Чем больше «корочек», тем дороже специалист будет стоить на рынке труда», — уверяет она.

Согласен с ней и руководитель маркетинговой службы корпорации «Богдан» Михаил Сокол. По его словам, после прохождения тренингов специалисты могут увеличить свою рыночную стоимость в два—три раза внутри одной и той же компании. «Но только если они с толком применяют полученные знания на практике», — уточняет г-н Сокол.

Дефицит профессиональных знаний среди маркетологов нынче ощущается очень остро. По наблюдениям Людмилы Лыткиной, специализированные тренинги посещают около 40% маркетинг-специалистов. Причем большинство из них самостоятельно оплачивает свое участие в различных образовательных программах.

Сколько стоит

Разброс цен на всяческие маркетологические тренинги очень велик — от $50 до $1500 с человека за курс (длится тренинг обычно 1—5 дней). Средний ценовой диапазон для специализированных тренингов по маркетингу — примерно от $200 до $600 с человека за стандартный двухдневный курс.

По словам генерального директора группы компаний Advanter Group Андрея Длигача, цена тренинга по маркетингу зависит и от темы, и от того, какие навыки сможет получить его участник. Посещение базового тренинга по трейд-маркетингу, где учат стимулировать продажи в каналах сбыта и местах реализации продукта, обойдется всего в $100. А тренинг, посвященный стратегии и организации маркетинговых исследований, будет стоить не менее $300. Еще дороже образовательные программы по разработке и продвижению брендов — их стоимость стартует с $600.

Кроме того, цена серьезно зависит от уровня тренера. Дороже обычно стоят программы тренеров-практиков, которые не только рассказывают теорию маркетинга, но и делятся примерами из собственного опыта. Немалые (а порой — и необъяснимо высокие) суммы просят иностранные тренеры. «Конечно, когда речь идет о гуру маркетинга, таких как Филипп Котлер, Джек Траут, Майкл Портер, это оправдано. Но если это российские тренеры, с которыми у нас общее советское прошлое, и нет опыта применения их методик в Украине, это выглядит, по крайней мере, странно», — считает генеральный директор Украинской ассоциации маркетинга Ирина Лылык.

Несмотря на то, что курсы для маркетологов предлагает огромное количество тренинговых контор, исполнительный директор компании Brand Training Наталья Урда полагает, что качественных предложений пока мало. «Зачастую под видом тренингов предлагаются базовые программы по маркетингу. А голая теория «спецам» уже не интересна. Они хотят получать больше практических примеров и задач» — отмечает г-жа Наталья Урда.

Предпочтения меняются

Как отмечают преподаватели маркетинговых курсов, в последнее время очень вырос спрос на тренинги по стратегическому маркетингу и маркетинговым исследованиям. «Увеличение популярности этих направлений свидетельствует о переориентации предприятий с краткосрочных целей на долгосрочные», — считает консультант по маркетингу компании Apple Consulting Инна Стеценко.

Бывший региональный менеджер по продажам крупной продуктовой компании Владимир утверждает, что именно тренинги по стратегическому маркетингу и маркетинговым исследованиям помогли ему серьезно вырасти. Знания, полученные в ходе обучения, позволили ему разработать долгосрочную стратегию для фирмы, которую одобрили акционеры. В результате Владимиру предложили возглавить департамент маркетинга в этой же компании.

На втором месте по популярности — тренинги по бренд-менеджменту, а также по рекламе и PR. Наиболее востребованными являются образовательные программы по брендингу FMCG-товаров, банков и финансовых институтов. Маркетологи, владеющие секретами брендинга в этих отраслях, нынче нарасхват. Опыт бренд-менеджера Елены, которая после посещения нескольких тренингов успешно перешла из банка в страховую компанию на аналогичную должность, но с удвоенной зарплатой, лишь подтверждает спрос на таких «спецов».

По словам г-жи Лылык, в последнее время увеличился спрос на тренинги по составлению маркетингового плана. «По всей видимости, это вызвано тем, что маркетинг теперь применяется в компаниях более планомерно, и маркетологи должны уметь рассчитывать свои действия наперед», — поясняет она.

Руководитель ДМ-агентства OS-Direct Лилия Горелая выделяет главную тенденцию этого года — повышение интереса к узким специализациям маркетинга. С этого года компании-организаторы начали активно предлагать узкоспециализированные тренинги, посвященные конкретным рынкам. Нынешние отраслевые хиты — автомобильный и банковский рынки.

За тридевять земель?

Поскольку в Украине не в состоянии удовлетворить все насущные запросы маркетологов, специалисты отправляются на тренинги в ближнее и дальнее зарубежье. «Чаще всего едут в Россию и Европу, реже — в США», — говорит Наталья Урда. По ее словам, открытые тренинговые программы в этих странах обычно длятся 3 дня, реже — 4—5 дней, и стоят в среднем $1500—5000 с человека. Затраты на перелет, питание и проживание увеличивают стоимость образовательной поездки в несколько раз. Поэтому учиться за рубеж едут преимущественно специалисты топ-уровня — директора по маркетингу, и большинство из них старается осуществлять подобные поездки за счет фирмы.

Людмила Лыткина отмечает, что за рубежом украинских специалистов интересуют в первую очередь те маркетинговые инструменты, которые в силу разных причин еще не получили большого распространения в Украине. Например, туда едут за знаниями о медиа-рынке и нетрадиционных каналах продвижения продукта. Также существует повышенный интерес к тренинговым программам по интернет-технологиям и b2b-маркетингу.

Участие в зарубежных тренингах может стать плюсом при трудоустройстве в западную или транснациональную компанию. Как отмечает директор рекрутингового агентства «Пропоную роботу» Марина Боровская, некоторые работодатели отмечают в своих заявках, что готовы платить маркетологам, имеющим сертификаты о прохождении тренингов в европейских странах, на 10% больше, чем «спецам», у которых подобных документиков нет.

Однако не все сертификаты с «западной пропиской» одинаково котируются на украинском рынке труда. Большую ценность имеют «корочки» тех тренинговых компаний, которые аккредитованы по Общеевропейской системе стандартов квалификации (EQF — European Qualification Framework).

«Зачастую гораздо полезнее и доступнее пройти обучение у ведущих отечественных специалистов, чем прослушать стандартизированный семинар за рубежом или посетить интересный, но малополезный семинар заезжей знаменитости», — уверен Андрей Длигач.

К слову, в Украине также есть программы для маркетологов, которые соответствуют уровням EQF. Но только это не тренинги, а международные среднесрочные программы (30 занятий за полгода) с профессиональной сертификацией в сфере маркетинга. Например, такие сертификаты выдает украинское представительство Нидерландского института маркетинга (NIMA — Netherlands Institute of Marketing). Учеба в этом заведении стоит ?2500—2900 в зависимости от выбранного уровня. Аналогичные курсы этого же университета, но в Нидерландах обойдутся от ?5000.

Альтернативой им являются кратко- и среднесрочные специализированные программы бизнес-школ стоимостью от $2300 до $8000. По прохождении этих программ студент также получает сертификат маркетолога (подробно о мини-МВА «Деньги» писали в №46, от 22 ноября 2007 года, доступно на www.dengi-ua.com).

Оправдание надежд

Инна Стеценко уверена, что специализированные тренинги способствуют повышению рыночной стоимости специалиста и его продвижению по карьерной лестнице.

Но не все так гладко. «Основная проблема многих тренингов лично для меня — отсутствие информации, будоражащей мысли. Прописные истины, изложенные по новой логической схеме, не становятся от этого более свежими или интересными», — жалуется Людмила Лыткина. По ее мнению, основной плюс специализированных мероприятий заключается в том, что есть возможность посмотреть, как другие справляются с аналогичными задачами.

Добавим: тренер-практик поможет избежать каких-то ошибок, рассказав о собственном опыте, и даст ответы на какие-то вопросы. Но просто взять и применить все, о чем было рассказано на курсах, у себя в компании, скорее всего, не удастся. «Специалисты, которые идут чему-то учиться к тренеру, должны отдавать себе в этом отчет. Иначе разочарования после мероприятия им не избежать», — отмечает Наталья Урда.

— Разрешите задать вам один вопрос, месье: каким образом Вы собираетесь удивлять своих потребительниц, если заранее спрашиваете их мнение? Разве Вы предлагаете своей супруге выбрать подарок, который хотите ей же преподнести сюрпризом ко дню рождения?
— Моя жена терпеть не может сюрпризы.
— Именно поэтому она и вышла за Вас?
Фредерик Бегбедер, «99 франков»

Итого:
Специализированные тренинги для маркетологов расцениваются работодателями как дополнительное образование. Чем больше «корочек», тем дороже стоит специалист на рынке труда, утверждают сами маркетологи. Правда, доплачивают не все боссы и далеко не за все «корочки».


Читайте также: Зачем нужны тренинги по развитию креативности
                        Экономика тренинга в разрезе
                        Когда нужны тренинги личностного роста