Зачем нужны тренинги по развитию креативности

Ирина Бутко Источник: Деньги UA

«Обеспечим доступ к личностному творческому потенциалу!» — клянутся те, кто продает тренинги по развитию креативности. Этому и многому малопонятному другому обещают научить на разнообразных «творческих курсах». Что это за тренинги, сколько они стоят и кому они нужны, разузнали «Деньги».

Под маской творчества

Курсы по развитию креативности (по-старому — творчества) каждая тренинговая компания называет по-своему: «Креативность в бизнесе», «Креатив-айкидо», «Развитие креативности», «Методы поиска новых идей» и так далее.

Что уж там названия. Больше пугает то, чему именно тренинговые центры обязуются научить своих студентов. Вот лишь некоторые обещания: «активизация и развитие генетически заложенного креативного потенциала»; «снижение психологических барьеров, препятствующих творческому мышлению»; «обучение специальным техникам генерации нестандартных идей и активизации интуиции», «отработка приемов снижения психологической инерции». И после этого тренеры искренне заверяют: «Такие тренинги доступны и понятны каждому — студенту, бизнесмену и даже ребенку».

В общем, чтобы понять, как это все звучит по-русски и выглядит на практике, мы пообщались с несколькими тренинговыми компаниями, которые продают подобные семинары. Некоторым мы представлялись как дотошные и жутко заинтересованные в образовании клиенты.

В одной конторе мы решили узнать, а как же, собственно, они намерены определить «генетический потенциал» клиента, чтобы в дальнейшем его развить? На что получили вполне откровенный ответ: «Генетический потенциал Вам никто не померяет. Это сказки». Ну хотя бы при личном общении правду говорят (хотя и ), а не прикрываются еще дюжиной умных слов. В другой фирме привирают на сайте»Деньгам» сказали, что генетический потенциал они не смогут измерить, а вот определить уровень креативности — не проблема. «Перед тренингом Вам дадут пройти много разных стандартизированных тестов на креативность, которые и помогут нам определить Ваш уровень», — уточнил наш собеседник. Правда, на вопрос «А кем стандартизированы эти тесты?» удалось получить не совсем внятный ответ: «Стандартизированы во всем мире. Как в английском, так и в русском вариантах». И как это понимать? Тому же ребенку, например?

Одним словом, прежде чем отправиться на подобный тренинг настоятельно советуем: позвонить в понравившуюся контору и выяснить, так что же они на самом деле готовы предложить? Ведь на нашем примере видно — то, что написано на сайтах компаний или в их рекламных брошюрах, не всегда отображает реальное предложение.

Хотя, возможно, те, кто работал над созданием рекламного материала для тренинга, уже прошли курсы по развитию креативности, вот и «накреативили».

«Кому нужен этот цирк?»

Полезность «креативных уроков» представителям любых профессий активно пропагандировал каждый из представителей опрошенных тренинговых центров.

«Порой в работе бухгалтера необходим креативный подход к решению сложной задачи», — уверен Андрей Дацюк, руководитель компании «Ребус-Консалтинг». (Кстати, сами бухгалтеры, действительно, считают свою профессию творческой. Особенно с учетом специфики украинского законодательства. — Ред.)

«Такое обучение особенно актуально для представителей отечественной бизнес-среды. Зачастую деловым людям не свойственен творческий подход к делу. Руководитель компании, столкнувшись с усилением конкуренции на рынке, попадает в ситуацию, где только оригинальные ходы могут помочь стать конкурентоспособным», — считает Евгений Дейнека, директор тренингового центра «Развитие».

«В жизни любого человека случается творческий ступор, который ему срочно нужно преодолеть. Например, чтобы не потерять работу. Вот тогда-то и нужно бежать на подобный тренинг», — насоветовал представитель еще одной тренинговой компании.

Каждому человеку дано творить, но не все этим умеют пользоваться, настаивает г-н Дацюк. «Если простые задачи мы в состоянии решить самостоятельно, то с решением сложных порой входим в ступор, начинаем паниковать, опускаем руки. Когда привычные способы решения задач не помогают — прямая дорога на тренинг по развитию креативности», — продолжает он.

«Тренинг будет полезен, прежде всего, специалистам по рекламе и PR, а также всем тем, кто хочет развить свои творческие способности и научиться на этом зарабатывать», — уверен руководитель пресс-службы группы компаний «Союз-Виктан» Сергей Блажко. Он, к слову, учился креативу в школе лидеров студенческого клуба «Гилель», а также в Лондонской школе PR.

Чему и как учат

О том, чему именно учат на «креативных» семинарах, менеджеры компаний и тренеры рассказывают не совсем охотно. То есть говорят, что дают кучу всяких интересных методик — от «мозгового штурма» (см. «Штурм в мозгу») до более сложных техник развития креативности. Но описать эти методики и техники в деталях мало кто соглашается — дескать, ноу-хау, коммерческая тайна и вообще «приходите — увидите»… Бывшие участники подобных тренингов обычно более откровенны.

«Группе поручали придумать рекламную кампанию для продажи никому ненужного товара. Например, дырявого воздушного шарика или использованных батареек. После чего начинался процесс коллективного креатива, и я иногда сам удивлялся оригинальности возникших идей. При создании рекламной кампании мы как раз использовали метод «мозгового штурма», — вспоминает Сергей Блажко.

Управляющий партнер тренинговой компании D&Y Юлия Кирилюк, комментируя этот пресловутый метод, о котором практически все тренинговые компании при общении с «Деньгами» не забывали упомянуть, отмечает: именно «мозговой штурм» вырабатывает умение слушать и слышать друг друга, без иронии относиться к предложениям участников, находить в обычном необычное и наоборот. А также развивать воображение, учиться переключаться с одного предмета на другой и так далее. Видимо, из-за такого эффекта преподаватели так любят рассказывать об этом методе на своих семинарах (хотя «штурм» — далеко не новость и описан во множестве книг по менеджменту. — Ред.).

«Креативные» тренеры учат не только что-то придумывать, но и избавляться от неуверенности в себе. «На листке бумаги необходимо написать словосочетание «уверенность в себе». Рядом написать ассоциативное слово: животное, природное явление или человек, в котором это качество развито лучше всего. «Уверенность в себе» — «лев». Вооружившись карандашами, рисуем льва и проникаемся его образом, приобретая максимальную уверенность. Такое упражнение не сложно повторять и после тренинга», — рассказывает психолог Сергей Пономарев.

Кроме того, преподаватели любят давать упражнения, которые призваны помочь участникам оценить ту или иную ситуацию с непривычной для студента стороны. «Берем любой предмет в комнате, например, зонтик, и просим аудиторию, разделенную на две команды, назвать, чем он хорош, а чем плох. Участнику приходится напрягаться, чтобы найти позитив или негатив в зонтике, поскольку его истинное мнение может не совпадать с поставленной задачей. Результат — вырабатываем навык смотреть на вещи с разных сторон», — рассказывает Мария Жиган, бизнес-тренер тренинговой мастерской Инны и Владимира Коноваловых.

В общем, «рисовать», «сочинять», «нестандартно думать и воспринимать» на креативном тренинге придется немало. «Как правило, упражнения на развитие творчества составляют около 70—80% времени всего семинара», — уточнила «Деньгам» представительница одной тренинговой компании.

Есть эффект?

Хорошо, представили мы себя львом или тигром, продали дырявый воздушный шар лучшему другу и смогли наговорить кучу гадостей о зонтике. И что теперь? Можно смело назвать себя развитой креативной личностью? Не совсем. Даже в тренинговых центрах менеджеры признаются: «Не стоит ожидать, что по прохождению тренинга уровень творчества резко вырастет. Как правило, ученик просто избавляется от своих комплексов: не стесняется предлагать свои идеи, даже самые невероятные, прислушивается к собственной интуиции и так далее».

Сергей Блажко нашел для себя еще несколько плюсов: «Я научился системному подходу к креативу. И приобрел навыки по формированию сообщения в интересной и яркой форме. А это, по сути, и есть моя работа». Он также уверен, что подобные тренинги дают «золотой ключик» к решению творческих задач. «Вы научитесь разбивать, казалось бы, не решаемое задание на составляющие и с легкостью сможете решить каждое из них. А сложив вместе, получите оригинальную и эффективную идею. А если еще научитесь превращать свои идеи в денежные знаки — вы специалист, которому нет цены на рынке», — уверен Сергей.

Владислав Гончаренко, независимый консультант по персональным финансам, достаточно часто использует в работе техники креативности. «В работе часто помогает такой инструмент, как образность. Например, я работаю с большим списком задач. Чтобы надолго задержать в памяти наиболее приоритетные из них, я дорисовываю рядом небольшой рисунок — сжатый образ задачи. Также применяю технику «ментальной карты», которая позволяет освободить место на «диске» памяти для более важной и значимой информации. Ведь наш мозг очень засоряется ненужными, отягощающими данными, от которых избавиться порой очень сложно», — рассказывает о полученных навыках Владислав. («Ментальная карта» — изображение проблемы в виде древовидной структуры: задача делится на ветви-подзадачи, те, в свою очередь, — на еще более мелкие работы и так далее. — Ред.)

Итого
Прежде чем отправиться на тренинг по развитию креативности, стоит выяснить, как именно преподаватель намерен развивать эту креативность в своих студентах. Иначе есть шанс потратить деньги впустую.


Читайте также: Уроки в пустоте 
                       Как создать качественный тренинг по ораторскому мастерству
                       Экономика тренинга в разрезе