Бизнес-школы сокращают срок обучения

Алексей Меркутов Источник: ДК-Нижний Новгород

Рост спроса на долгосрочные программы бизнес-образования, которые в городе предлагают государственные вузы, в 2007 г. приостановился. Зато растет рынок краткосрочных программ, предлагаемых частными образовательными учреждениями. Бизнес-школы столкнулись с дефицитом квалифицированных преподавателей — они либо приглашают их из других регионов страны, либо пытаются воспитать преподавателей из предпринимателей-практиков.

ЭКСПЕРТЫ:

Владимир Бор, директор «HeadHunter:: Нижний Новгород»
Александр Глазунов, генеральный директор ООО «СМЦ «Приоритет»
Василий Козлов, ректор НРИУЭ АПК (GREEN CITY)
Александр Любимов, руководитель центра подготовки управленческих кадров высшей квалификации ННГУ им. Н.И. Лобачевского
Виктор Матиашвили, руководитель программы МВА НГТУ
Светлана Петрова, директор ООО «ММЦ «Бизнес-Парт­нер»
Людмила Свиридова, декан программы МВА Нижегородского филиала ГУ «Высшая школа экономики»
Жанна Чувствина, организационный психолог, тренер НОУ ДО «Чувствина и Буденная»
Маргарита Шорина, менеджер по программе МВА Нижегородского института менеджмента и бизнеса

ВОПРОСЫ:

Почему малые компании успешно продают семинары и тренинги?
Для чего образовательные центры приглашают иногородних преподавателей?
Зачем бизнес-школам нужны «тусовки»?

Средне- и краткосрочные программы бизнес-образования в городе предлагают около 40 компаний. На рынке долгосрочных программ безоговорочно лидируют государственные вузы. Руководитель центра подготовки управленческих кадров высшей квалификации ННГУ им. Н.И. Лобачевского АЛЕКСАНДР ЛЮБИМОВ: «Работодателю сегодня нужен диплом определенного вуза, репутация которого подтверждена качеством подготовки выпускников, их востребованностью на рынке труда». Руководитель программы МВА НГТУ Виктор Матиашвили отмечает: «МВА укрепилась в системе образования. Последние пять лет пионеры этой программы кое-чему научились, приобрели большой опыт, и догнать их новичкам будет трудно или просто невозможно. Этот поезд давно ушел».

Коммерческие образовательные центры развивают кратко- и среднесрочные программы

Спрос на кратко- и среднесрочные программы продолжает расти. По словам организационного психолога и тренера Центра психологического сопровождения бизнеса Жанны Чувствиной, число клиентов ее компании за 2007 г. увеличилось на 30%. Структура дохода изменилась: если в 2006 г. прибыль от тренингов для топ-менеджеров и продавцов делилась поровну, то в 2007 г. доля тренингов для руководителей значительно увеличилась. Стоимость средне- и краткосрочных прог­рамм за год выросла в среднем на 30%. По данным «ДК», по выручке за I полугодие 2007 г. многие бизнес-школы и тренинговые компании приблизились к центрам долгосрочного образования и программ МВА. Жанна Чувствина приводит следующие цифры: «На начало 2007 г. самая дорогая программа для топ-менеджеров стоила 30 тыс. руб., сейчас — 50 тыс. Самые дешевые тренинги для продажников выросли с 23 до 28 тыс. руб.». Этот сегмент полностью принадлежит коммерческим организациям. «Если раньше рынок был построен на университетах, то сейчас их инертность и неспособность быст­ро реагировать на запросы рынка труда породили большое количество «маленьких, теплокровных и всеядных организаций», — отмечает ректор НРИУЭ АПК (GREEN CITY) Василий Козлов. — Они покрывают реальную потребность аудитории в тренингах и семинарах».

По словам экспертов, малые образовательные учреждения более чутко реагируют на изменения рынка — они быстро разрабатывают недорогие образовательные тренинги и программы, часто под задачи конкретного клиента.

Бизнес-школы столкнулись со стабилизацией спроса на МВА

В уходящем году о росте спроса на долгосрочные программы бизнес-образования заявила только декан программы МВА нижегородского филиала ГУ «Высшая школа экономики»Людмила Свиридова: «В сентябре 2007 г. мы заключили почти вдвое больше договоров на МВА, чем годом ранее». Большинство экспертов утверждает, что спрос на долгосрочные бизнес-программы в городе стабилизировался.

ВЛАДИМИР БОР, директор «HeadHunter:: Нижний Новгород»: «Намечается общая тенденция: программы МВА постепенно сдают позиции, переставая быть главным товаром на образовательном рынке. На смену им приходят закрытые программы, разработанные по заказу крупных компаний».

По оценкам большинства экспертов, бизнес-образование более чем в 50% случаев оплачивают работодатели. Руководители компаний зачастую не решаются платить за курсы МВА для сотрудников: по статистике более половины работников после МВА или требуют повышения, или меняют место работы. Участники рынка видят в этом препятствие для дальнейшего роста спроса. Владимир Бор объясняет: «Люди, получившие MBA, — карьеристы в хорошем смысле слова. Но есть и такие, которые после получения степени начинают ощущать себя на несколько порядков выше остальных, иногда даже не имея базового образования». Александр Глазунов заявляет: «Сейчас сложно снизить потерю людей после окончания бизнес-школ».

Руководители бизнес-школ на базе государственных университетов отмечают стабилизацию цен. Александр Любимов: «На протяжении длительного периода мы не меняли стоимость обучения». Виктор Матиашвили: «Видимо, сложившийся уровень цен отражает покупательскую способность потребителей этой услуги в регионе, и школы не решаются резко играть с ценой». Маргарита Шорина и Александр Глазунов также заявляют, что в течение года сохранили цены неизменными. Стоимость долгосрочных программ в Нижнем Новгороде колеблется от 90 до 300 тыс. руб. Это, по словам экспертов, в 2,5 раза дешевле московских программ.

Для привлечения слушателей бизнес-школы создали «тусовки» и освоили активные продажи

Генеральный директор ООО «СМЦ «Приоритет» АЛЕКСАНДР ГЛАЗУНОВ утверждает, что престиж образовательного центра влияет на выбор слушателей сильнее, чем содержание программ. Людмила Свиридова: «Большинство наших слушателей ориентируется на известность бренда или репутацию вузов. Мы привлекаем слушателей благодаря бренду ГУ Высшая Школа Экономики, политехнический университет — благодаря тому, что огромное количество руководителей компаний области получило в этом институте базовое образование».

Вузы активно рекламируют свои бизнес-курсы. Менеджер по программе МВА Нижегородского института менеджмента и бизнеса МАРГАРИТА ШОРИНА отмечает, что их центр активно привлекает клиентов при помощи рекламы в печатных средствах массовой информации и на радио, директ-мейлов и прямых продаж. Как уточняют эксперты, эффективность прямой рекламы невелика. Александр Любимов: «Мы продвигаемся через бизнес-издания и интернет. В этом сезоне начали сотрудничать с рекламным агентством». Жанна Чувст­вина рассказала о смене стратегии продвижения в 2007 г.: «На некоторых рынках мы перешли к активным продажам — прозвонам, внутрикорпоративным презентациям».

Более эффективным каналом продвижения для бизнес-школ оказались их выпускники, сумевшие сделать достойную карьеру. Виктор Матиашвили: «Наиболее эффективные для нашей школы инструменты — сайт программы и регулярное участие выпускников и слушателей в новых наборах». Людмила Свиридова: «Каждый потенциальный слушатель МВА в первую очередь интересуется тем, кто из предпринимателей обучался у нас раньше и кто будет учиться с ним в одной группе». Бизнес-школы в качестве портфолио предлагают потенциальным клиентам альбомы с фотографиями известных выпускников, проводят диспуты, круглые столы, открытые семинары и подобные мероприятия, приглашая на них, наряду с потенциальными слушателями, выпускников из числа известных нижегородских предпринимателей. Василий Козлов: «Когда меня спрашивают, где лучше пройти МВА — в Нижнем Новгороде, в Москве или за рубежом, — я обычно задаю встречный вопрос: «А где вы собираетесь развивать бизнес, какие связи для вас важны»? «Вместе с образовательной программой вузы продают «тусовку», — поясняет Людмила Свиридова. Руководители бизнес-школ рассчитывают благодаря принятым мерам разогнать спрос в следующем году. «Сейчас спрос замер, но накапливается, — констатирует Василий Козлов. — Существенное увеличение количества обучающихся ожидается в 2008 г. Национальный бизнес оживится и даст толчок бурному развитию бизнес-образования».

Бизнес-школам не хватает квалифицированных преподавателей

Эксперты сходятся во мнении, что один из основных критериев при выборе учебного заведения — уровень преподавателей. «Звездных» бизнес-преподавателей в городе почти нет. Виктор Матиашвили: «Главная проблема — компетенция преподавателей и тренеров. Истинно талантливых людей в этой сфере немного, и на все школы их явно не хватает». Несколько лет назад проблема решалась благодаря тому, что преподаватели читали курсы в разных вузах. Сейчас этот резерв исчез. Людмила Свиридова: «Известные преподаватели востребованы как консультанты в бизнесе. Поэтому они берут минимальную нагрузку, как правило, работая в одном вузе». Бизнес-школы приглашают именитых преподавателей из Москвы и регионов России, предлагая им повышенные гонорары и оплату командировочных и представительских расходов. Василий Козлов: «У нас в базе порядка 120 преподавателей, которые готовы сотрудничать с GREEN CITY». Это же делают и частные компании — благодаря тому, что они сумели поднять стоимость обучения, возможности привлечения известных преподавателей и консультантов у них возрастают. Как отмечают эксперты «Делового квартала», из-за нехватки местных преподавателей–практиков в городе значительно вырос спрос на семинары приезжих бизнес-тренеров и все большую часть этого рынка отвоевывают частные компании.

В угоду слушателям все без исключения бизнес-школы приглашают преподавателей с практическим бизнес-опытом. Александр Глазунов подчеркивает: «Все-таки классическому университетскому образованию в экономике, менеджменте и смежных областях не хватает людей, которые «пороху понюхали». Теоретики имеют хорошее образование, но им нечего рассказать о том, как люди сталкиваются с проблемами и решают их». Эксперты говорят если не о дефиците, то о нехватке высококвалифицированных преподавателей-практиков и сходятся во мнении, что в ближайшем будущем рынок кратко- и среднесрочных бизнес-программ захватят те, кто сумеет укомплектовать штат именно такими преподавателями. В 2008 г. игроки рынка прогнозируют продолжение роста спроса на тренинги и краткосрочные программы. Бизнес-школы долгосрочного образования будут привлекать слушателей с помощью нового инструмента — DBA (Doctor of Business Administration).


Читайте также:
Рынок бизнес-образования в Екатеринбурге поделен и закреплен за брендами
Челябинск занимает четвертое место в России по уровню развития рынка и количеству  операторов бизнес-обучения
Рынок бизнес-образования в Ростове-на-Дону пока далек от насыщения и продолжает развиваться