МВА — ступенька в карьерной лестнице?

Нужны ли работодателям выпускники МВА? Нужно ли MBA России? Именно этим вопросам была посвящена конференция «HR и MBA: стратегический альянс?», проходившая в Высшей школе международного бизнеса (ВШМБ) Академии народного хозяйства при Правительстве РФ. Дискуссия получилась оживленной, и мы решили ее опубликовать.


Елена Зубкова, проректор Московской международной высшей школы бизнеса «МИРБИС»

Сегодняшняя встреча показала, что MBA — уже не просто аббревиатура, которая лет 10—12 тому назад была почти никому не известна, а значительное явление в российском бизнесе. Первый выпуск программ MBA состоялся в 1908 г. в Гарвардской школе бизнеса, открытой в 1906 г. А в 1907 г. в Москве меценатами и представителями крупного бизнеса было создано высшее коммерческое училище. Оно и стало той основой, на которой впоследствии была образована Российская экономическая академия имени Г. В. Плеханова.

В 1950-е гг. слушателями программ MBA стали 3200 человек, а в 2000

г. уже сотни тысяч студентов не только в Соединенных Штатах, но и в Европе. В нынешнем году выпускниками программ MBA в России станут 2800—2900 человек — столько же, сколько в Германии, но в 6 раз меньше, чем в Китае и в 40 раз меньше, чем в США. Эти цифры очень хороши для сравнения.

Российская MBA сегодня — это интернационализация программ и технологий обучения, интеграция дисциплин, получение знаний в сочетании с практической деятельностью и формирование социальной ответственности тех, кто учится на этих программах.

Что касается представителей служб по работе с персоналом, присутствующих на встрече, то главная их проблема сегодня — это необходимость постоянно выбирать: из хорошего — лучшее. Ведь от их решений во многом зависят успехи компании. По оценкам работодателей наиболее характерные черты выпускников МВА — системность и стратегический характер мышления.


Юрий Тазов, президент Российской Лиги МВА, директор по маркетингу ВШМБ АНХ при Правительстве РФ

В тему конференции «HR и МВА: стратегический альянс?» ее организаторы — Высшая школа международного бизнеса (ВШМБ), МИРБИС, Российская Лига МВА, HR-ассоциация, компании «BLM Consort», «RosExpert Executive Search», «Begin.ru», «Headhunter.ru» — вынесли вопрос. Существует ли на самом деле альянс HR и МВА еще предстоит ответить.

После первого пика интереса работодателей и рекрутеров к МВА в 2000 г. он несколько снизился. Очевидно, что причин тому много. Кто-то из работодателей ждал, что новые управленцы с МВА как по мановению волшебной палочки преобразят бизнес их компаний и он станет высокоэффективным (не понимая того, что один специалист со степенью МВА в компании революции не сделает, даже если бы и хотел). А когда этого чуда не произошло, страшно разочаровался и стал говорить – «Только не МВА, они ничего не знают!».

Наоборот, кое-кто, получив степень МВА решил, что он фигура исключительная и стал доказывать свою исключительность посредством неумеренных зарплатных запросов. А когда этого чуда не произошло, страшно разочаровался и стал говорить «Работодатели ничего не понимают ни в бизнесе, ни в МВА!»

Истина, как всегда лежит где-то посередине. Новое всегда настораживает и часто вызывает отторжение. Степень МВА, как и все бизнес-образование новы для России. Тема взаимодействия выпускников МВА с представителями кадровых служб и работодателями за прошедшие пять лет обросла достаточным количеством мифов.. В ходе нашей конференции, надеюсь, мы сможем пошатнуть сложившиеся стереотипы.


Антон Сычев, консультант группы «Консорт»

Требования работодателей по наличию МВА у кандидатов обычно определяются должностью, на которую подбирается кандидат, а также корпоративной политикой компании в области персонала.

Есть, например, группа компаний, которые на определенные позиции рассматривают только кандидатов с МВА. Это обычно компании, ориентированные на процессное управление и глубокую оптимизацию различных участков своей деятельности. Причем в этой группе присутствуют как крупные, так и небольшие компании.

В другой группе наличие МВА у соискателя не является определяющим фактором. Такие компании строят свою политику отбора персонала на основе оценки конкретного опыта работы, достижений и личностных качеств кандидатов. Это, на мой взгляд, очень прагматичный подход.

К третьей группе относятся компании, предпочитающие специалистов без МВА. Обычно это предприятия, которые на них когда-то «обожглись», либо компании с определенной политикой в области кадров (предполагающей вероятность, при которой излишнее образование работников может повредить «единоначалию» или создать реальную конкуренцию определенному кругу управленцев). В любом случае в выработке «иммунитета» на МВА у компаний основную роль играет какой-либо негативный опыт использования специалистов с МВА. Причем многое в формировании такого разнообразного опыта, скорее всего, зависит и от самих носителей МВА.

Отношение компаний к наличию у кандидатов МВА формируется все-таки на основании общей корпоративной стратегии компании, уровня задач, которые придется решать искомому менеджеру, а также конкретного опыта компании в области привлечения и использования специалистов с МВА. Необходимо отметить, что позиция и амбиции выпускников МВА очень часто оказывают влияние на работодателей.

Условно выпускники МВА делятся на две большие категории.

Первая — те, кто рассматривает для себя МВА как дополнительное образование, которое «достраивает» и систематизирует имеющийся рабочий опыт и ранее полученное образование. На встречах и интервью они редко упоминают о наличии этой степени и только в резюме, причем далеко не всегда, указывают учебное заведение и специализацию курса.

Вторая категория — те, кто пошел за МВА в первую очередь для увеличения собственной «капитализации». Во время интервью, при обсуждении уровня их «зарплатных» ожиданий, они открыто могут заявить, что стоят именно столько, потому что у них есть степень МВА. В этом случае понятно, что такое «выпячивание» в глазах работодателей, скорее всего, вызовет негативную реакцию последних, причем не только в отношении конкретного человека, но и всех обладателей МВА.


Марина Ялымова, старший консультант компании RosExpert Executive Search

Если говорить об основных тенденциях в МВА-рекрутменте, то я должна отметить, что мы сейчас проходим через процедуру глобализации Это означает, что если раньше люди со степенью МВА в основном работали в Москве, то сейчас их можно встретить практически в любом регионе России. Эта тенденция радует. На Западе существует четкое мнение, что работать надо именно на индустриальных, региональных или конкретных предприятиях и получать опыт там. Если ты получил степень МВА, то должен отработать и приобрести реальный опыт, который подтвердит, что ты учился не ради корочки, а для того, чтобы приобрести умение управлять людьми и делать это качественно, повышая капитализацию компании, куда тебя наняли.

Есть компании, где востребовано умение объединять людей и вести к результату. Важно, чтобы выпускники МВА развивали у себя как стратегическое мышление и умение реализовывать стратегию, так и понимание новых возможностей бизнеса.


Денис Гудым, директор по связям с общественностью группы Verysell, слушатель программы MBA AIBEc

В MBA изучаются прикладные аспекты, которые необходимы для анализа рынка и эффективности работы компании, разработки и принятия верных управленческих решений.

Но учиться этому полезно, когда четко понимаешь, чему конкретно должен научиться (добор недостающих знаний), либо (при наличии практического опыта) для того, чтобы структурировать существующие знания и получить методологические основы того, что раньше делалось интуитивно.

Сейчас, к сожалению, средний возраст слушателей MBA — 25—26 лет. Это означает, что выпускники занимают стартовые позиции в иерархических структурах компаний, не обладая при этом практическим опытом. А это значит, что им нечего структурировать.

MBA обычно используют потенциал малых групп. Практика организаций (в т.ч. образовательных) говорит о том, что если ресурсы повышения эффективности деятельности организации за счет развития индивидуального профессионализма исчерпаны (предполагается, что профессиональный уровень слушателей приличный), то следующим уровнем, на котором находятся почти нетронутые ресурсы развития, является уровень малых групп. На этом уровне мы не обладаем достаточными знаниями, навыками и техниками. Между тем конкретные цели и задачи реализуются именно на этом уровне, т. е. на уровне малых групп и команд (для нас важно отметить, что группа и команда совсем не одно и то же).

Профессионализм набирается в малых группах, ибо происходит «эффект переноса», взаимное социальное обогащение. Увы, в сильной группе MBA слабый специалист подрастет до того уровня, который является средним по группе, а сильный специалист будет вытягивать всю группу до своего уровня, но сам не вырастет.

Зачем нужно зрелому слушателю MBA выступать в качестве донора — непонятно.
Почему не стоит переоценивать степень MBA?

Ценность, которую наемный работник может добавить в бизнес, характеризуется четырьмя параметрами:
1. Образование.
2. Практические занятия.
3. Опыт работы.
4. Подтвержденные знания.

Проблема заключается в том, что вытянуть ситуацию только по параметру «Образование» нельзя. Именно поэтому не стоит переоценивать MBA, особенно у современных молодых людей, которые получили степень сразу же по окончании вуза.

Поэтому бизнес-школам не стоит «разогревать» ожидания слушателей MBA без опыта работы путем рекламных обещаний, ибо результатом станут завышенные ожидания по зарплате и неизбежная фрустрация.

Михаил Краснов, президент группы компаний Verysell, выпускник экономического факультета МГУ им. Ломоносова, до создания Verysell 14 лет проработал в Институте США и Канады АН СССР:

Образование — очень важный, но не единственный фактор успешности в бизнесе, поскольку все прекрасно понимают, что хорошо образованный человек может показывать более скромные результаты, нежели человек, который такого образования не имеет, но при этом гораздо более работоспособен, целеустремлен и удачлив. Я бы не преувеличивал значение образования вообще и степени MBA в частности. Иными словами, я не считаю, что каждый менеджер обязан иметь степень MBA.

Однако если у человека такая степень имеется, то, на мой взгляд, это значительно облегчает ему процесс управления, позволяя быстрее вникать в те нюансы, которые необходимо знать менеджеру.

Поэтому, с моей точки зрения, главное — это тот результат, который человек может показать в компании в плане практической работы, неважно, от чего он зависит — от хорошего образования или личных качеств. На Западе есть такое понятие “On Job Training” — образование в процессе работы. Я думаю, не важно, как человек достиг высокого профессионального уровня: отучившись в университете или получив знания в процессе работы — главное, что он их имеет и может реализовывать на практике.

Оксана Закирова, HR-директор Группы компаний Verysell

Мода на МВА определяется исторически сложившейся в России нехваткой бизнес- образования. Это образование бесспорно полезное и нужное, поскольку систематизирует знания, помогает комплексно подходить как к проблемам, так и к их решению, заполняет пробелы в смежных областях управления организацией и помогает увидеть картинку целиком (свое звено работы в общем механизме организации). Однако все вышесказанное действует, если сотруднику недостает конкретных знаний на своем рабочем месте и он их компенсирует (вместе с практикой) посредством обучения на МВА. Без ежедневного применения этих знаний такое образование становится лишь «корочкой» и очень быстро забывается.

Что касается востребованности и значимости диплома MBA, то все здесь зависит в большей степени от человека, его опыта, подхода, способности мыслить и возможности решать проблемы, нежели от его «корочек». Это как хороший костюм, который заставляет обратить внимание на человека, но только лишь в том случае, если человек может себя достойно вести и красиво в нем выглядеть.

Елена Майер, генеральный директор УК «Промторгстрой» (г. Волжский)

В ведении управляющей компании «Промторгстрой» находится 21 компания малого и среднего бизнеса, общая численность персонала — 2000 человек, основные виды деятельности — судоремонт, судостроение, фрахтовая деятельность. На сегодняшний день я заканчиваю курс МВА ВШМБ АНХ при Правительстве РФ.

Во-первых, что касается групп, в которых «выигрывает только средний, а топ-менеджеры неизвестно зачем сюда пришли». В нашей бизнес-школе есть практика стажировок в Германии. Мы посетили компанию «Сименс», в которой четыре года назад было 12 уровней в иерархии управления, а теперь только 4. Вернувшись в свою бизнес-школу, мы спросили у преподавателя, как же может так управляться компания, персонал которой составляет 460 тыс., третья по величине в мире после Coca-Сola и католической церкви. Оказалось, что у них не четыре уровня в иерархии управления, а шесть, и узнать об этом кроме как в ВШМБ или какой-нибудь аналогичной школе бизнеса просто нет возможности: на сегодняшний день проблема с образованием в России глобальная, ибо все научные труды переводятся в России с опозданием в 15 лет. Кто тут выиграл и проиграл — неизвестно, но я убеждена, что и работники «Русского Алюминия», которые учатся с нами, и финансовый директор управляющей компании, и член совета директоров «Северстали» почерпнули новую информацию из этой встречи. Я убеждена, что от этого пользу получат не только крупные компании, но и такие компании, как моя.

На сегодняшний день шесть человек из моей компании учатся на программах МВА, причем не только в ВШМБ (хотя большинство в этой школе), поскольку российское базовое образование не дает необходимого уровня знаний. В России преподают четыре системы управления, хотя в мире их уже шесть. Огромное количество дезинформации идет в базовом, классическом образовании. Подводя итог, я хочу сказать процитировать слова Р.Мэя: «Господа, мы повстречали врага и это — мы», потому что как всегда мы в России очень скептически относимся ко всему новому. Кроме того, в последнее время появилась масса бизнес-школ, которые воспринимают обучение как бизнес в ущерб его качеству. В результате и возникла ситуация, при которой работодатель не хочет принимать работника с МВА. На самом деле, знания, которые не может дать классическое образование, общение с людьми, которые работают в разных отраслях, обмен опытом, стажировка за рубежом — бесценная вещь. Кроме этого, в ВШМБ есть возможность свободно выбрать на втором году обучения предметы по индивидуальному плану. Я считаю, что у России шанс победить только один: восстановить тот уровень образования, который у нас был 15 лет назад, и МВА — это первая и очень надежная возможность.

Людмила Скляренко, управляющий партнер компании «Глобал рекрутмент групп»

На мой взгляд, на позициях, требующих большой исполнительской дисциплины и приведения в действие мнения вышестоящих руководителей, степень MBA не нужна. К тому же сами выпускники MBA говорят о том, что их сокурсники ориентированы на большие деньги. За те же деньги можно найти совершенно адекватного исполнителя.

И еще один момент: большинство рекрутеров через полчаса после общения с человеком с большой долей уверенности могут сказать, что этот человек закончил: МАИ, МВТУ им. Баумана или МГИМО. Это показатель того, что определенная система, сложившаяся в хорошем вузе, дает не просто хорошее качественное первое образование, но выстраивает мышление определенным образом, что как раз и является наиболее ценным. Если российский MBA как школа мышления будет так же выразителен и узнаваем, как и эти известные российские вузы, то я гарантирую вам в будущем очереди из рекрутеров.

Выпускники MBA могут генерировать бизнес-процессы, руководить людьми, но для начала пусть они научатся хотя бы уметь руководить собой.

Михаил Фролкин, партнер компании «Headhunter.ru»

Одна из основных проблем, с которой сталкиваются менеджеры, — это проблема коммуникаций. Не знаю, учат ли студентов MBA эффективно общаться с аудиторией.

К сожалению, совсем немногие представляют себе, что, если с кем-то нужно договориться, нужно потратить на это время. Посмотреть на мир глазами собеседника. Успешные рекрутеры и многие успешные специалисты по персоналу, умеют, говоря с вами, смотреть на мир вашими глазами.

Не пора ли и выпускникам MBA взглянуть на мир глазами работодателей, чтобы понять — соответствуют ли они на той работе, которую им собираются предложить?

Этот навык довольно легко вырабатывается и, я думаю, необходим каждому менеджеру. Потому что если вы не в состоянии представить себя на месте своего начальника, то вы плохой сотрудник, а если вы в состоянии представить себя на месте своего начальника —вы действительно очень скоро продвинетесь по карьерной лестнице.