Кому нужна «говорящая голова»?

Андрей Браткин и Ирина Скоробогатова
HR Digest

Занимаясь тренерской работой, мы часто сотрудничаем с HR-менеджерами, одна из задач которых – организация эффективного обучения. Знаем, насколько это ответственная работа, требующая интуиции, хороших коммуникативных способностей, стрессоустойчивости. И понимаем, как непросто порой подобрать адекватного потребностям компании тренера, умеющего своим опытом и обаянием зажечь, замотивировать действительно научиться и действительно применять навык.

Ведь ни для кого не секрет, что в «чемоданчике» у хорошего тренера-консультанта не только традиционные маркеры и мячики. И даже не только грамотно разработанные методические материалы и «работающие» упражнения.

Важны талант и опыт, помогающие поменять сопротивление участников с «Ничего не хотим, все сами знаем» на реакцию: «Это здорово! Я стал профессиональнее! Хочется все это попробовать и применить!»

Приглашая вас к разговору, мы хотим обсудить интересные события на тренинговом поле. Мы готовы к диалогу и обсуждению интересующих вас вопросов и тем.

«Золотое правило» эффективности презентации – наличие в ней трех «Д»

  • Умение вести Диалог с аудиторией.
  • Умение Двигаться во время выступления.
  • Умение организовывать Действие и вовлекать в него слушателей.

Тренинг «Эффективная презентация»

По определению, презентация – это представление заинтересованным лицам новых товаров, идей, технологий. Публичное выступление – обязательная и важнейшая ее составляющая.

Основная цель такого тренинга – научить участников представлять свой товар, информировать и убеждать потенциальных клиентов и партнеров в необходимости приобретения конкретной продукции или услуги. Однако тренинг «Эффективная презентация» часто заказывают, чтобы просто научить сотрудников внятно делать сообщения о своих планах, проектах, представлять отчет о работе, выступать на собраниях и совещаниях.

Помимо подобных базовых, стандартных запросов, на этих тренингах практически всегда звучат следующие: как справляться с волнением, куда девать руки во время выступления, как избавиться от ненужной жестикуляции и т. п.

Как правило, в программу тренинга «Эффективная презентация» входят два основных блока: подготовка презентации (организационный и технический аспекты) и проведение презентации.

В блоке «Подготовка презентации» иногда выделяется такой интересный вид работы, как составление приглашения на презентацию.

Презентационный тренинг, по крайней мере, в нашей практике, самый «навыкотренируемый». И по содержанию, и по эффективности.

Среднестатистический (если можно так выразиться) участник тренинга в состоянии более или менее полно сформулировать правила проведения презентации. То есть на уровне понимания все есть. Но, как правило, нет навыка грамотной реализации задуманного.

В таких случаях задача тренинга – дать участникам возможность осознать расхождение между пониманием того, что надо делать, и тем, что они делают в действительности, прочувствовать собственные неверные действия и потренировать навык правильных.

Основная опасность в презентации – превращение выступления в монотонный безэмоциональный доклад времен партийных съездов, игнорирующий всякий контакт с аудиторией и вообще аудиторию как таковую (в крайнем случае, докладчик ограничивается стандартным и безликим приветствием).

На одном из наших тренингов группа выполняла задание по продумыванию составляющих эффективной презентации. Объединенные в подгруппы участники должны были составить список того, что необходимо для проведения эффективной презентации, и затем представить (в виде презентации) продукт своей деятельности остальным подгруппам. При этом участник, выступавший на тему «Важность контакта с аудиторией», неотрывно смотрел… в окно. Комментарии излишни.

Следующий недостаток многих презентаций – излишняя их затянутость.

Есть существенная разница между собственно продуктом, который выносится на презентацию, и тем, что о нем нужно рассказать аудитории. Это часто смешивается. Увлеченный своей идеей, проектом, исследованиями, автор теряет чувство времени.

Еще одна возможная ошибка – замена живого общения демонстрацией наглядного материала.

Безусловно, наглядность – один из важнейших факторов, обеспечивающих успех при представлении какого-либо продукта или при взаимодействии с аудиторией. Но, к сожалению, зачастую в презентациях те или иные экспозиции выходят на первый план, а собственно человек, их представляющий, становится придатком к программе слайдов или набору образцов.
Этот эффект усиливается раздачей толстенной брошюры, содержащей абсолютно все демонстрируемые слайды и подписи к ним. После этого выступающий превращается в «говорящую голову» – абсолютно ненужное дополнение к происходящему. Какие бы наглядные материалы ни использовались в процессе презентации, центральной фигурой должен все же оставаться человек.

Технология виртуальной реальности: новые возможности для обучения персонала

Какие подходы к обучению являются наиболее действенными в сегодняшних условиях?

Кто должен вести бизнес-тренинг? Обучение от профессионалов

Многие современные руководители прекрасно понимают, что проведение бизнес-тренингов представляет собой неотъемлемый элемент успешной работы любой компании. Ведь, если компания хочет непрерывно развиваться и увеличивать...

Кому нужна «говорящая голова»?

Образовательные программы

Современные технологии поиска и подбора персонала

Слушатели рассмотрят возможности поиска и подбора персонала с использованием современных инструментов...

Эффективное собеседование. Структурированное интервью

Обучение руководителей навыкам формирования эффективной команды, проведению результативного собеседования с сотрудником...

Кадровое делопроизводство

Как оформить прием на работу без ошибок. Алгоритм действий до заключения трудового договора.

Две трети россиян не имеют достаточных накоплений, а у каждого пятого сбережений нет вообще

Лишь 26% россиян имеют достаточные финансовые сбережения, которых хватит более чем на 3 месяца в случае потери дохода...

В России 40% курьеров имеют высшее или незаконченное высшее образование

Среди специалистов, имеющих дипломы и работающих в сфере доставки, 10% являются специалистами в области IT.