«В каждом тренинге есть своя драматургия…»

Наталья Анисимова

Когда тренинги появились в нашей стране? Что собой представляли первые программы обучения, и какие задачи они выполняли? Екатерина ЛОПУХИНА, консультант «Экопси Консалтинг», ответила на эти и другие вопросы в беседе с журналом HR Digest.

HRD: С чего началась история тренингов в России?

Екатерина ЛОПУХИНА: Это довольно сложный вопрос, потому что точка отсчета у всех своя. Я считаю, что тренинги у нас в стране появились в конце 70-х – начале 80-х годов, когда на заводах стали работать психологи, которые вели некоторые видеотренинги. Кроме того, в некоторых организациях (например, в Академии народного хозяйства) было повышение квалификации управленцев, в рамках которого проводились тренинги по навыкам коммуникации, переговоров и т.д. Очень неплохие тренинги проводились для дипломатов, переговорщиков и сотрудников внутренних органов. С середины 70-х годов в СССР стали приезжать западные консультанты и тренинги. Конечно, их было очень мало: несколько десятков на всю страну. Таким образом, в советское время существовал рынок тренингов, хотя он был очень невелик.

HRD: Каким образом дальше развивалась ситуация с обучением в нашей стране?

Е.Л.: В конце 80-х количество тренеров увеличилось благодаря тому, что у предприятий появилась возможность заказывать тренинги. Затем произошел перелом – в период с 1989 по 1991 годы, который ознаменовался появлением первых специализированных тренинговых компаний. Затем запрос на тренинги резко увеличился, что объяснялось бурным развитием бизнеса и притоком западных инвестиций. Как раз с начала 90-х годов принято отсчитывать историю тренингов в России.

Следующая веха – 96 – 98-й годы, когда тренинговых компаний стало еще больше. В это время был выпущен справочник «Услуги по организации бизнес-тренингов в России», согласно которому у нас в стране было около 300 тренинговых компаний разных типов: и иностранные представительства, и совместные предприятия, и российские компании.

HRD: Как бы вы охарактеризовали современный период развития тренингов в России?

Е.Л.: Сейчас в России количество тренинговых компаний исчисляется не сотнями, а тысячами. И в настоящее время мы движемся вместе с мировым рынком в сторону разнообразия, специализации провайдеров. В России сейчас работают самые разные тренинговые компании: специализирующиеся только на одном тренинге или на одной теме, предлагающие целый спектр готовых программ обучения и разрабатывающие тренинги непосредственно под нужды заказчика.

HRD: Кто обычно выступает в роли заказчика тренинговых программ?

Е.Л.: Тренинг может заказывать и сам сотрудник, и HR-менеджеры, и руководители компаний. Сотрудник выбирает тренинг, исходя из собственного плана развития. Менеджеры по работе с персоналом оценивают провайдеров, выбирают наиболее выгодные варианты и формируют матрицы, в которых дается перечень тренингов и их описание. Линейные менеджеры иногда предпочитают сами заказывать тренинги, выбирая среди них те, которые бы соответствовали специфике их подразделения. Выбор тренингов и провайдеров нередко осуществляется и топ-менеджментом компании.

HRD: По какому принципу руководство выбирает тренинг?

Е.Л.: Самое главное – они хотят получить реальный результат от обучения. Какой результат? Конечно, повышение качества работы и возврат своих инвестиций!

HRD: И каким же образом можно оценить эффективность тренинга?

Е.Л.: Это очень сложный вопрос, который обсуждается уже не одно десятилетие во всем мире. Есть несколько способов измерить эффективность обучения: например, HPI и ROI. Но оценку нужно начинать делать до тренинга, а не после. К сожалению, руководство редко соглашается на проведение исследований перед началом обучения. Причина – высокая стоимость оценочных программ, специально разрабатываемых для каждого конкретного случая.

Обычно тренинги оцениваются лишь с помощью анкетирования, которое проводится сразу после обучения, что называется, «по горячим следам». Анкета дает представление о том, понравилось или нет проведенное мероприятие, но вовсе не о том, будет человек использовать полученные знания и навыки или нет.

Оценка может проводиться и в рамках аттестации, когда руководитель смотрит, насколько тот или иной тренинг изменил поведение и навыки подчиненного.

Хочу отметить, что нельзя переоценивать роль тренинга и ожидать от него каких-то сверхрезультатов! Если тренинг – это нерегулярное действо в компании, не часть общего плана развития персонала, то эффективность от его проведения будет невысока. Результативность обучения зависит от очень многих факторов: личной мотивации сотрудников, организационной среды компании, процедуры отслеживания и обратной связи, которую получает сотрудник от руководства. Поэтому оценивать эффективность тренинга вне связи со сферой применения полученных знаний и умений не совсем правомерно.

HRD: Легко ли западные образовательные программы приживаются в России? Есть ли трудности с адаптацией?

Е.Л.: Какой-то западный опыт может быть перенесен на российскую почву, а какой-то – нет. Практически все хорошие модели приживаются без проблем. Например, модель продаж применима во всем мире. Бывают случаи, когда модель не подходит для той или иной страны. Согласитесь, что немецкая традиция уходить с работы ровно в пять вечера не может прижиться в России, Америке, Японии и других странах, где переработка является нормой.

В каждой модели есть свои примеры и упражнения, которые чаще всего заменяются на те, которые будут понятны русскому человеку.

HRD: Екатерина, как вы считаете, какими качествами и навыками должен обладать хороший тренер?

Е.Л.: Хорошие тренеры бывают разные: эксперты-гуру, в совершенстве владеющие темой, имеющие богатый опыт, обладающие лидерскими качествами; тренеры, способные разложить все по полочкам и структурировать информацию и навыки; тренеры, которые работают с установками людей и умеют их правильно настроить; тренеры, умеющие быстро устанавливать контакт и создавать теплую атмосферу на мероприятии.

HRD: Какой совет вы бы дали молодому HR-специалисту, решившему наладить систему обучения в своей компании?

Е.Л.: Нужно для начала понять, какой результат должен быть на выходе. Для этого хорошо бы четко сформулировать цели обучения и развития сотрудников и только затем разрабатывать план обучения. Распространенная ошибка – компании бессистемно заказывают тренинги, не задумываясь о задачах и целях. Иногда руководители идут на поводу у моды и посылают своих сотрудников на популярные и, возможно, не очень нужные тренинги. Сейчас прослеживается интересная тенденция: некоторые компании, желая новизны, ищут ярких тренеров и необычных видов обучения.

HRD: В чем, на Ваш взгляд, минусы и плюсы тренингов, проводимых силами компании?

Е.Л.: Преимущества внутреннего обучения очевидны: знание специфики деятельности компании, возможность в дальнейшем отследить применение на практике полученных знаний. Обратная сторона позитива: внутренние тренеры иногда закапываются в детали и не видят проблему в общем виде. Второй минус – непрофессионализм корпоративных преподавателей, для которых это не основная деятельность, — они сталкиваются с трудностями при построении и проведении тренингов. Степень интерактивности тренингов, вовлеченности сотрудников в процесс обучения и изменения их поведения не всегда соответствует ожиданиям. В каждом тренинге есть своя драматургия, которую нужно чувствовать. Как и любое художественное произведение, тренинг имеет завязку, кульминацию и развязку. Внутренние тренеры этого не учитывают, поэтому в корпоративных тренингах творческая и эмоциональная составляющие меньше, чем в тренингах, подготовленных профессионалами.

HRD: Как вы относитесь к современным компьютерным тренингам?

ЕЕ.Л.: Сейчас рынок e-leaning продуктов в мире переживает бурное развитие. В России пока компьютерные тренинги мало распространены. Главный плюс: можно провести тренинги по самым разным темам для огромного количества людей за очень небольшие деньги. Купить готовый продукт гораздо дешевле, чем заказывать традиционный тренинг у провайдера. Не нужно оплачивать проезд, питание и проживание участников обучения. Экономия времени – огромная…

Другое дело, что подобные тренинги – это своего рода вариант самообучения, к которому, как всем нам известно, не все готовы и склонны. Велика вероятность того, что компьютерный тренинг просто будет «задвигаться» — ведь всегда есть более важные вещи! У человека должна быть очень сильная мотивация, чтобы он занимался самообучением.

Компьютерные продукты часто являются частью тренинговой программы и выполняют функцию поддержки. В качестве одного из инструментов тренинга они очень полезны.

HRD: Какие изменения произойдут на рынке корпоративных тренингов в скором будущем?

Е.Л.: Я думаю, что рынок станет еще более специализированным и сегментированным.

Плюсы и минусы тренингов

Тренинги разных видов и форматов поглотили современную цивилизацию. В нашей стране они иногда приобретают несколько причудливые формы. Появилось разделение на бизнес-тренинги и их имитации. Слушателей...

Обучающие курсы помогут усовершенствовать работу компании

На сегодняшний день конкурентоспособными оказываются компании, постоянно работающие над своим усовершенствованием. В частности, перспективы развития светят тем, кто уделяет должное внимание обучению всего штата...

Как выбрать правильный тренинг по продажам. Часть 2. Правильный тренер

Первый и наиболее легко определяемый критерий – возраст. Минимальное значение – 40, если только вы не ищете ходячий эффект Даннинга – Крюгера. Обучать других можно если...

Какие бизнес-тренинги предлагают специализированные компании?

На сегодняшний день в деле развития бизнеса любого уровня нельзя останавливаться на одном месте, следует постоянно совершенствовать деятельность компании, получая при этом конкурентные преимущества...

«В каждом тренинге есть своя драматургия…»

Обновлен Рейтинг лучших российских вузов в 2023 году, выпускающих самых востребованных специалистов

Рейтинг лучших российских вузов в 2023 году  по 12 профессиональным сферам. В Рейтинг вошли 11 вузов Свердловской области.