Опыт. Свой университет ближе к делу

Ирина Смирнова

Горно-металлургическая компания «Норильский никель» обзавелась собственным корпоративным университетом. С апреля этого года сотрудники и материальная база Центра корпоративного обучения департамента персонала главного офиса и Центра подготовки персонала Заполярного филиала переведены в негосударственное образовательное учреждение «Корпоративный университет «Норильский никель». О задачах, планах и перспективах нового образовательного центра рассказывает в интервью журналу ректор университета Вениамин Каганов.

– Какие задачи должен решать вновь открытый университет?

– Основная задача нашей организации, которая так и называется – Корпоративный университет «Норильский никель», – развитие системы подготовки кадров всех уровней для обеспечения текущих и стратегических потребностей компании. В данном случае под компанией мы понимаем как головную организацию ОАО «ГМК «Норильский Никель», так и большую сеть дочерних и зависимых обществ, обеспечивающих реализацию производственного процесса, выполняющих социальные функции.

Организация эффективной подготовки кадров на основе корпоративных стандартов для целей компании, в которой трудятся около 85 тыс. человек, возможна только на основе тщательно построенной системы. «Норильский никель» имеет хорошую систему подготовки и переподготовки рабочих, повышения квалификации управленцев и специалистов. Создание Корпоративного университета, как центра не только образовательной, но научно-методической работы в сфере развития персонала, является завершающим этапом совершенствования системы. К приоритетным задачам нашего университета относятся: выявление потребности в обучении сотрудников, формирование на этой основе предложений в план подготовки, использование наиболее эффективных образовательных технологий для подготовки кадров компании.

– В чем особенности Корпоративного университета по сравнению с другими образовательными учреждениями?

– Особенностью любого корпоративного образовательного центра, в том числе и нашего, являться нацеленность на решение в первую очередь корпоративных задач. По существу, мы являемся специализированным профессиональным сервисом, оказывающим профессиональные услуги всем структурным подразделениями и отдельным предприятиям, связанным с компанией.

При этом наш Корпоративный университет создан как юридическое лицо в форме негосударственного образовательного учреждения, действует в соответствии с законом об образовании, обладает обширным набором необходимых лицензий на обучение кадров по широкому спектру специальностей.

Отличительная особенность нашего университета от других подобных структур, на мой взгляд, – глубина и широта охвата. Судите сами. К настоящему времени разработаны и актуальны около 6 тыс. учебных программ. Ежегодно около 30 тыс. человек проходят обучения в рамках компании. Такой объем и разноплановость обусловлены широким перечнем профессий и специальностей, используемых на производстве и в обеспечивающем комплексе. Значительная доля усилий университета направлена не только на повышение квалификации управленческого звена и специалистов, подготовку резерва управленческих кадров различных уровней, но и на подготовку и переподготовку рабочих кадров.

Университет не планирует заниматься высшим образованием. Но повышение квалификации сотрудников, в том числе осуществление долгосрочных программ объемом до 500 часов, безусловно, входит в наши планы.

Кроме того, в наших функциях прописана научно-аналитическая и консалтинговая деятельность. В частности, вопрос разработки стандартов профессиональной компетенции также планируется поручить университету.

Постепенно мы будем развивать наши услуги не только для предприятий и организаций ОАО «ГМК «Норильский никель», дочерних и зависимых обществ, организаций и граждан, проживающих на территориях присутствия компании, но и для внешних компаний. Это важно с точки зрения обеспечения качества и конкурентоспособности наших услуг. Общеизвестно, что конкуренция является двигателем развития. Наша компания находится в условиях жесткой конкуренции с ведущими мировыми компаниями. Соответственно квалификация кадров, в целом уровень функционирования системы работы с кадрами должны удовлетворять самым высоким требованиям. В рамках нашей корпорации конкурентов университету нет и быть не может по определению: все дочерние структуры компании обязаны обращаться за образовательными услугами к Корпоративному университету – такова кадровая стратегия правления компании. В этой связи востребованность услуг университета внешними организациями является одним из индикаторов их качества. С другой стороны, работа во вне позволяет обогатить методическую базу, оперативно сверять часы. Кроме того, вклад в развитие кадрового потенциала страны полностью вписывается в социальную стратегию компании. Мы готовы делиться накопленным опытом и знаниями.

– Что изменилось в образовательной политике корпорации с открытием университета?

– До недавнего времени подготовка рабочих кадров в компании велась в специализированных структурных подразделениях головного офиса, Заполярного филиала, дочерних предприятий компании. Для повышения квалификации специалистов и управленцев привлекались внешние провайдеры.

С этого года весь образовательный процесс идет только через Корпоративный университет. При этом мы не будем отказываться от привлечения внешних провайдеров в тех случаях, когда наличие своих преподавательских кадров по той или иной теме нецелесообразно. Но тем не менее доля собственных образовательных курсов будет расти, общую политику взаимодействия с внешними провайдерами также определяет университет.

Сейчас у нас появилась возможность проводить более качественную подготовку кадров. Рабочим специальностям учат в Заполярном филиале Корпоративного университета компании «Норильский Никель». На Кольском полуострове в настоящее время обучение идет в рамках Кольской горно-металлургической компании. Однако в стадии проработки – проект открытия Кольского филиала Корпоративного университета, который призван освободить производственную компанию от не свойственных ей функций, повысить качество обучения.

– Как организовано сотрудничество «Норильского никеля» с вузами страны?

«Норильский никель» взаимодействует со многими вузами страны в сфере подготовки специалистов для своих предприятий. С 14 из них заключены генеральные соглашения о сотрудничестве, предусматривающие широкий спектр направлений – это и организация стажировок студентов, и проведение олимпиад, и выделение благотворительной помощи на развитие научно-учебной базы вузов. Разумеется, это работа будет только усиливаться. Корпоративный университет намерен привлекать к работе в качестве преподавателей, консультантов наряду с ведущими специалистами компании (а их много) лучших преподавателей из других вузов страны.


– Какие инновационные технологии используются в университете?


– Подготовка кадров, как правило, процесс довольно инерционный. Существуют требования к определенным программам со стороны государственных структур, и мы не можем от них отклоняться. Но условия на рынке меняются стремительно, требования производства очень быстро растут. Лет 15 назад поступающие на работу сотрудники, в первую очередь речь идет о рабочих кадрах, имели более основательную базовую подготовку благодаря системе ПТУ, техникумов.

Сегодня технологии и рынок труда меняются более динамично. Следовательно, растут требования к подготовке кадров. Готовить кадры нужно быстрее, лучше, используя самые современные технологии. Потратившись на образование, мы сэкономим время и ресурсы, которые в противном случае пойдут на исправление ошибок, допущенных неквалифицированными работниками.

Один из методов направления развития современного образования – дистанционное обучение. Такая система создана в компании. Любой человек, деятельность которого связана с компьютером, поступая на работу, получает доступ к дистанционным курсам. Он может выбрать любую необходимую программу, сейчас их 45, но число это постоянно растет. Два курса являются обязательными для всех вновь поступивших: адаптационный и ознакомительный. Первый нацелен на обучение использованию информационных сетей и технологий, применяемых в компании.

Второй курс в популярной форме знакомит с технологий основного производства компании: каждый сотрудник, независимо от сферы деятельности и функциональных обязанностей, должен понимать, что лежит в основе производства и бизнес-процессов в компании.

Введено обязательное тестирование сотрудников по умению пользоваться компьютерной техникой и информационными ресурсами. Те, у кого знания недостаточны, проходят соответствующую допподготовку.
Мы широко используем возможности видеоконференцсвязи, начали движение в сторону разработки моделирующих обучающих систем и тренажеров.

Сейчас в «Норильском никеле» проводится масштабная работа по совершенствованию квалификационных стандартов для представителей различных профессий. Параллельно идет работа по совершенствованию образовательных стандартов, чтобы обеспечить компанию высокопрофессиональными кадрами не только сегодня, но и в будущем. У нас уже есть и будут добавляться новые образовательные программы, соответствующие статусу Корпоративного университета. В том числе начата разработка программы корпоративного МБА.

Мы открыты для сотрудничества с профильными образовательными структурами, со всеми, кто готов в партнерстве развивать теорию и практику подготовки кадров для современной промышленности и экономики.

Как развить культуру самообучения в компании

Эти рекомендации помогут компаниям, активно применяющим формат самообучающейся организации,  привлекать  и удерживать талантливых специалистов.

Необходимые знания. Корпоративный Университет «АВТОВАЗ»

Университет Группы «АВТОВАЗ» или Корпоративный Университет – образовательное учреждение, где у каждого работника предприятия есть возможность пройти обучение по обязательным программам и получить дополнительные...

Опыт. Свой университет ближе к делу

Образовательные программы

Две трети россиян не имеют достаточных накоплений, а у каждого пятого сбережений нет вообще

Лишь 26% россиян имеют достаточные финансовые сбережения, которых хватит более чем на 3 месяца в случае потери дохода...

В России 40% курьеров имеют высшее или незаконченное высшее образование

Среди специалистов, имеющих дипломы и работающих в сфере доставки, 10% являются специалистами в области IT.