Владивосток. Рынок бизнес-образования сегодня растет прежде всего качественно

Елена Ардальянова Источник: Золотой Рог

Рынок краткосрочного бизнес-образования сегодня развивается более чем стремительно. Только за последний год в этом сегменте «бизнеса для бизнеса» произошел целый ряд довольно значительных перемен. Например, сегодня местный образовательный продукт превалирует над привозным, а корпоративный формат тренинга — над открытым (хотя еще совсем недавно было наоборот). Кроме этого, снижается цена продукта при повышении качества образовательных услуг.

Но самая главная тенденция последнего времени, и это отмечают все опрошенные эксперты — это отказ от обучения «от случая к случаю» и переход к четкому планированию образовательных программ для персонала. Причем если еще несколько лет назад обучение было в ведении руководителя компании, то сегодня эти функции практически полностью перешли к службам персонала.

«За последний год роль служб персонала в формировании планов компаний на обучение заметно возросла, — считает руководитель Центра бизнес-обучения «Седьмой уровень» Татьяна МАРЧЕНКО. — Раньше, как правило, мы общались с руководителями предприятий и подразделений, предлагая наши программы. Сейчас все больше работаем со службами персонала».

Довольна динамикой отношения к обучению персонала в кадровых службах и директор кадрового агентства «Успех», бизнес-консультант, тренер Елена РАУД. По ее мнению, специалисты этих служб, как правило, хорошо понимают, чего хотят от обучения, ставят четкие цели и задачи. «Разрабатывая программу, я во многом опираюсь на помощь менеджеров по персоналу, они делятся со мной своим знанием проблемного поля компании и будущих участников тренинга, что позволяет поднять эффективность образовательных продуктов».

Взаимодействие со службами персонала сегодня уже дало свои плоды. Если раньше руководители тренинговых компаний говорили о том, что им приходится предлагать образовательный продукт «наугад», то сегодня это все больше вписывается в рыночную формулу «спрос рождает предложение».

«Открытые программы мы предлагаем с учетом пожеланий участников предыдущего года — полугодия, по результатам наблюдения за уважаемыми участниками рынка, — говорит директор ДВКЦ «Партнер» Евгения ОЛОФИНСКАЯ. — В корпоративном секторе у нас есть стандартный пакет тренингов, который адаптируется под каждый заказ — специфика компании, состав участников, предыдущее обучение, ближайшие или отдаленные цели компании. Командообразующие тренинги делаются с нуля под каждый заказ, который приходится формировать совместно. И общего содержания в них не более 10%».

«На рынке первична потребность, — считает Татьяна Марченко. — Мы постоянно проводим мониторинг спроса и отслеживаем основные тенденции развития бизнеса. Сегодня рынок бизнес-обучения складывается примерно так: у предприятия есть проблема, ставятся задачи по ее разрешению, выявляется недостаточность знаний, за знаниями в т.ч. идут к нам. Для типичных проблем мы предлагаем открытый формат, для индивидуальных — корпоративный».

Однако есть в практике приморских компаний и такие примеры, когда именно интересное предложение рождало спрос на ту или иную программу. Таким образом, тренинговые компании раскачивают потребность в тех или иных программах, тем самым подталкивая бизнес к дальнейшему развитию.

«Еще 7 лет назад мы вывели на рынок наш продукт «Школа Менеджеров», обучающий проектированию и внедрению персонал-технологий, — делится опытом Елена Рауд. — Мы сделали это, прогнозируя взрывной спрос на менеджеров по персоналу в ближайшие год-полтора. Но это спрос настиг нас только в прошлом году. Хотя чаще первична осознанная компанией потребность в развитии. Бывает, что это не цель, а только намерение. И уже тренинговая компания помогает уточнить, что именно необходимо для решения той или иной проблемы, помогает поставить цели и проектирует под данные цели образовательный продукт».

Так что рынок бизнес-образования сегодня стремительно развивается. И все опрошенные участники рынка положительно оценивают перспективы дальнейшего развития.

«Рынок наш развивается, это видно невооруженным глазом, — считает Евгения Олофинская. — Например, пришла Русская Школа Управления, появилась Школа IT-специалистов, университеты активно занимаются дополнительным бизнес-образованием. О перспективах говорить сложно — еще год назад я была уверена в сокращении открытых программ, но начало года внесло свои коррективы — все наши открытые семинары и тренинги выкупались за 2-3 недели до начала. Для себя же я определяю перспективу в виде расширения нашей доли рынка корпоративного обучения».

«На мой взгляд, рынок краткосрочного бизнес-обучения развивается стремительно, — говорит Елена Рауд. — Еще год-два назад он не был конкурентным — практически не приходилось прикладывать усилий в продвижение, клиент шел сам, ощущался дефицит качественных предложений. Сейчас маркетинг образовательных услуг становится актуальным. Но перспективы рынка бизнес-образования в целом самые замечательные. И никаких оснований предполагать сворачивание этого рынка нет. Перспективы в конкретных аспектах связаны с наблюдаемыми сейчас тенденциями».

По мнению Татьяны Марченко, перспективы дальнейшего развития будут связаны с тем, что тренинговые компании и провайдеры краткосрочного бизнес-обучения будут занимать свои ниши. Кроме этого, усилится стремление крупных компаний к созданию корпоративных университетов, а заказчики тренингов все больше будут учить своих сотрудников, не разрешая проблему, а упреждая ее.