/Менеджер, не умеющий ясно выразить свои мысли, косноязычный директор – Все эти персонажи трудно совместимы с успешным бизнесом,
не так ли? Но умению правильно говорить можно научиться, были бы только учителя…/
Публичность, бизнесу прежде несвойственная, сегодня стала частью стратегии развития многих компаний. Руководители раздают интервью, выступают на конференциях и круглых столах, менеджеры проводят для клиентов и партнеров живые презентации. Политика открытости требует мастерского владения речью: умения выступать публично, вести диалог, убеждать, влиять на частное и общественное мнение.
Забытые традиции и слабость методической базы
Все так, но качество этих умений пока еще оставляет желать лучшего. Причины легко обнаружить в системе нашего образования, в устройстве общества и в сложившемся у деловых людей отношении к владению словом как чему-то необязательному. Однако ситуация меняется на глазах. В разговорах, что нередко случаются во время кофе-брейков на деловых встречах, мы все чаще слышим точные оценки речей выступавших и обязательный вывод в конце беседы о необходимости развивать столь важные для успешного бизнеса речевые навыки. Возник и растет спрос на обучение ораторскому мастерству, речевым технологиям в продажах и переговорах. Спрос требует удовлетворения, и рынок, по мере возможности, предлагает свои решения. Только в Петербурге обучают риторике (базовая программа для развития речевых навыков) два специализированных центра и пять коммерческих образовательных учреждений с курсами для всех желающих, К ним надо еще добавить тренинговые компании широкого профиля, многие из которых предлагают программы по технике публичных выступлений и презентаций. Предположительно не менее сотни слушателей в северной столице ежемесячно приходят учиться искусству говорения. Какие требования они предъявляют к обучению?
По форме это должен быть тренинг. У тех, кто работает, нет времени слушать лекции, им нужен быстрый результат, и достичь его они считают возможным с помощью практических упражнений и рекомендаций специалистов. С чем они сталкиваются в процессе учебы? Каков уровень получаемых ими знаний? Можем ли мы говорить о приобретении участниками программ устойчивых речевых навыков и изменения в лучшую сторону их речевого поведения? Ответить на эти вопросы без комплексного анализа ситуации сложно, но изучение программ, личные оценки обучавшихся, знакомство с тренерами и педагогами, работающими в этой сфере, позволяют обратить внимание на ряд проблем.
Так, например, трудно найти публикации тренеров, посвященные методике их работы. Вероятно, не хватает знаний и опыта, слаб научный потенциал, ведь нельзя всерьез рассматривать книги и статьи на 90 и более процентов скомпилированные у зарубежных авторов. При этом именно наличие серьезных работ, в которых изучается и транслируется опыт тренера, есть один из признаков зрелости автора и ценности его услуг.
Стоит также вспомнить и бытующее мнение о современном ораторском искусстве и риторике как о чем-то чуждом отечественной традиции. Мол, ничего толкового в России до нас не было, кроме скучной лекторской пропаганды. Но мудрые китайцы говорят, что ветви дерева не будут сильны, если корень его слаб. Хорошее образование должно опираться на опыт предшественников.
А что мы знаем об Институте Живого слова? Подумать только, в 1918 году, когда в стране царили мрак и мерзость запустения, голодные профессора впервые в мире организовали подобное учебное заведение. Кому известна история Университета ораторского искусства в Ленинграде 1970-х годов?
Оратор, научись говорить!
Другой серьезной проблемой является разрыв между традицией академического преподавания риторики и современными методами обучения. Сложилась ситуация, когда на курсах ораторского мастерства преподают замечательные педагоги из системы высшего образования, знающие историю и теорию риторики, но не владеющие тренерскими технологиями. И, наоборот, тренинговые компании предлагают программы по технике публичных выступлений, но при этом их специалисты грешат незнанием методики обучения речевому мастерству, не умеют работать с голосом, не понимают специфики словесного взаимодействия. Задача проведения подобного тренинга решается просто: берется структура популярной книги по ораторскому искусству (особенно котируется Р. Хофф, ее примеры составляют текст информационных блоков), все это сдабривается психогимнастиками и видеосъемкой выступлений самих участников. Такой подход позволяет устранить пробелы в ассортименте предложений, но не решает проблемы качества. Не хватает главного – понимания тренером того, как развивать речевые навыки и знания методики такой работы.
Чтобы помочь в решении этих проблем, мы создали первую в России Школу тренеров ораторского мастерства и риторики. Проект, который поможет соединить уникальный опыт наших предшественников – создателей знаменитой ленинградской школы ораторского искусства, авторов методики обучения словесному действию, и те тренерские методы развития речевых навыков, которыми мы успешно пользуемся на протяжении последних лет. Задача Школы – стать открытой лабораторией современной риторики, где классическое знание, преподаваемое в виде университетских лекций, будет соседствовать с экспериментальными упражнениями и играми, дискуссиями по технологии ореnsрасе и мастер-классами ведущих тренеров.
Подобный проект позволит преподавателям приобрести новый опыт в технике проведения практических занятий, тренерам освоить методику работы с голосом, усилить свои тренинги речевыми блоками, освоить методы оценки навыков презентации и аргументации.
Успех проекта важен еще и потому, что он способен открыть новую страницу в развитии риторической культуры. А это одна из актуальнейших проблем нашей страны, не случайно текущий 2007 год был объявлен президентом Годом русского языка.
Кто и где
В работе Школы примут участие руководитель легендарной ленинградской школы ораторского и лекторского мастерства при обществе «Знание», заведующая кафедрой сценической речи и риторики СПбГУКИ, кандидат искусствоведения,профессор Зинаида Васильевна Савкова; заведующий кафедрой философской антропологии философского факультета СПбГУ, доктор философских наук, профессор Борис Васильевич Марков; доцент кафедры сценической речи и риторики СПбГУКИ, кандидат искусствоведения Валентин Михайлович Мультатули, директор тренинговой компании «IGRO – Центр современных речевых технологий», кандидат культурологии Игорь Григорьевич Родченко и другие специалисты.
Автор: Лидия Соболева, Директор по развитию Центра современных речевых технологий IGRO