Лингвистические центры: условия открытых вакансий

Ольга Осипова
Обучение & Карьера

Признаваемый и уважаемый в разных государствах документ об образовании ускоряет встречу учебного заведения, объявившего об открытой вакансии на должность преподавателя иностранного языка, и соискателя, который на нее претендует. Работа есть во всех странах — это заключение специалиста отдела кадров крупнейшей в Москве языковой школы. Требования одних образовательных учреждений мягче, других — строже. При этом и те и другие предпочитают иметь в штате преподавателей с международной квалификацией.

Языковая школа может отклонить резюме иностранного преподавателя, если его педагогический стаж недостаточно продолжительный или сведения об образовании неудовлетворительны: не упомянуты сертификаты и дипломы тех учебных заведений, которым она привыкла доверять. Российский преподаватель, решивший работать за границей, отложив диплом отечественного вуза, поступает на программы повышения квалификации — изучает труды заграничных специалистов по языку и методике обучения. Как правило, языковые центры доверяют документу об окончании «программы с международным признанием», поэтому его наличие во многих случаях облегчает трудоустройство. В первую очередь это касается свидетельств, подтверждающих педагогическое мастерство в коммуникативной методике (comminicative approach).

  • Cambridge CELTA — наиболее распространенный сертификат начинающего преподавателя английского языка, выпущенный Кембриджским университетом. Его получают те, кто с успехом прошел четырехнедельный подготовительный курс.
  • Cambridge DELTA — диплом о квалификации, следующей за CELTA. Соответствующий курс посещают только опытные преподаватели и завучи, проработавшие по специальности на разных программах (экзаменационная, по общему английскому, английский для делового общения) не меньше семи лет во взрослых группах с разным уровнем подготовки — и с начинающими, и с продвинутыми студентами.
  • International House Certificate in Teaching English as a Foreign Language (IHC) — аналогсертификата CELTA, нопоявилсяраньше. Родом он из британской компании лингвистических центров International House.
  • Во многих языковых центрах работают преподаватели с квалификацией Trinity TESOL. Ее имеют выпускники интенсивной программы, разработанной Oxford Trinity College. В этот четырехнедельный курс включены занятия по лингвистическому анализу и основам педагогической практики, демонстрационные уроки, письменные задания по методике и лингвистике.
  • В Праге, Барселоне и Мадриде существуют центры, выдающие International Teaching English as a Foreign Language Certificate (ITC) — свидетельство международной квалификации преподавателя английского языка как иностранного. Учебный курс рассчитан на 110‑120 часов групповых занятий со специальной теорией и практикой.

Список сертификатов можно продолжать. Их много для преподавателей разных языков. Программы отличаются вступительными требованиями, продолжительностью (короткие идут по четыре недели; длинные, о которых мало что известно, рассчитаны на срок от года до пяти лет) и временем педагогической практики.

«В Англии по выходным дням открываются тренинги для преподавателей английского. При этом практических занятий нет совсем, а вся программа сведена к рассуждению», — сообщает Ирина Грекова, преподаватель на курсе СELTA. Эффективность такой программы не всегда очевидна, поэтому со специалистом, окончившим ее, языковые центры не стремятся заключить трудовой договор.

Одни профессиональные курсы рассчитаны на тех, кто владеет языком на среднем уровне, — intermediate. Другие составлены с учетом твердого языкового навыка на уровне носителя языка.

То, что наличие признанной в мире квалификации становится условием получения работы, объясняет растущий спрос на подготовительные программы. «На французском языке нет программы, аналогичной Cambridge CELTA. Поэтому преподаватели этого языка поступают на курс CELTA и затем, изучив технологию коммуникативной методики, применяют ее к французскому, — поясняет Наталья Гаврилястая, сотрудник службы маркетинга московской лингвистической школы. — В Москве по этой программе Кембриджского университета учатся иностранцы (маркетологи, технические специалисты), российские переводчики, преподаватели английского языка, закончившие по профилю педагогический вуз. Последние преобладают среди слушателей, и с каждым годом их становится больше. Приведу несколько примеров из жизни. Получив сертификат в 1999 году, Юля Парцевская устроилась в одну из языковых школ Польши. В этой стране она прошла курс для преподавателей английского в детской группе (English for Young Learners). Переехала в Новую Зеландию — и там со своим сертификатом нашла работу. Юля Ефимова окончила программу два года назад. Год работала в московской языковой школе со взрослыми и детскими группами. Недавно нашла место преподавателя в Мексике…»

Рассказывает Тина Эдвардз, окончившая курс CELTA: «Мой муж преподавал в Москве, в большом лингвистическом центре, пока ему не предложили работу в Саудовской Аравии. Если бы я не окончила кембриджскую программу, скорее всего, за границей мне пришлось бы сидеть без дела. Английским я начала заниматься в средней школе. В 1997 году ходила в языковой центр в Железнодорожном. Прошла один этап обучения. После этого язык забросила. В сентябре 2003 года поступила в языковую школу на подготовительный курс к кембриджскому экзамену CAE. Тест сдавала в июне 2004 года, а до этого в марте оформила заявление на CELTA. Меня приняли. Курс я окончила с отметкой «B» (предусмотрено всего три оценки: Pass А, Pass В и Pass. — Прим. «О&К»). В Саудовской Аравии для меня нашлось место преподавателя в Al-Faisal International Academy, высшем учебном заведении. Я проводила занятия в группах разного уровня, составляла учебные планы и экзаменационные задания. Со временем мужа перевели в венгерское отделение Британского Совета. Так мы оказались в Будапеште. Меня взяли в языковую школу, которая специализируется на программах корпоративного обучения. Сейчас у меня семь классов. Есть экзаменационные группы и группы, изучающие деловой английский».

Требования к преподавателям иностранные языковые школы объявляют на своих сайтах в Интернете. Обычно в большие китайские, корейские, японские школы устроиться не так трудно, как в лингвистические центры Германии, Испании, Италии, которые значительно меньше, с немногочисленным штатом, поэтому руководство в них более придирчиво к кандидатам. Например, преподавателя с кембриджской квалификацией могут не взять, если у него нет опыта работы (один-два года) или его оценка в сертификате CELTA ниже «А». Профессиональные вопросы и проблемы заграничного трудоустройства преподаватели иностранного языка обсуждают на сайте www.davescafe.com.

О вакансиях московских языковых центров говорит Наталья Гаврилястая: «В Москве работает примерно 150 языковых школ. Некоторые из них проводят курсы в нескольких филиалах, расположенных в центре и за городом. Так что в общей сложности набирается 300‑400 учебных заведений. Среди них есть школы, принадлежащие крупнейшим иностранным объединениям лингвистических центров. Их главные отделения устанавливают требования к преподавателям — одинаковые для всех школ, закрепленных в международной сети, в том числе и для тех, которые открываются в России. Например, если сеть школ организует программы английского языка, пользуясь коммуникативной методикой, то, как правило, приглашают преподавателей с сертификатом CELTA, его иностранным эквивалентом или только с дипломом DELTA. Так делают для того, чтобы обеспечить определенное качество обучения. Руководству школы известны навыки, отрабатываемые на том или ином педагогическом курсе и, соответственно, профессиональный уровень преподавателей, которые проходят программу повышения квалификации».

В некоторых языковых центрах Москвы иностранный документ об образовании значит больше, чем красный диплом российского педагогического вуза и кандидатский минимум. Но это не относится к авторским школам иностранного языка. Во время специального подготовительного курса они знакомят преподавателей со своим методом. В данном случае универсальный педагогический опыт (даже если о нем свидетельствует CELTA, DELTA или российский диплом специалиста) не поможет.

Редакция благодарит сеть языковых школ BKC за помощь в написании материала.

Разговорные курсы – для кого они будут лучшим выбором?

Статья описывает суть понятия «разговорные курсы» и ситуации, в которых они окажутся полезными (если вы достигли уровня по иностранному языку не ниже B1, если...

Где найти хорошие материалы для изучения иностранных языков?

Существует множество инструментов и материалов для изучения языка. В этой статье вы узнаете, соответствуют ли конкретные источники вашим потребностям. Это позволит вам сэкономить силы,...

Тест TOEFL: основные причины неудач

Огромное количество студентов каждый год сдает тест под названием TOEFL. Его успешная сдача обеспечивает поступление в выбранное абитуриентом учебное заведение. TOEFL является едва ли...

Разговаривайте с носителями языка!

Одна из самых устрашающих частей изучения языка – разговор с носителем языка. Регулярная практика с носителем может ускорить ваше обучение. Вы практикуете разговорные навыки,...

Лингвистические центры: условия открытых вакансий

Обновлен Рейтинг лучших российских вузов в 2023 году, выпускающих самых востребованных специалистов

Рейтинг лучших российских вузов в 2023 году  по 12 профессиональным сферам. В Рейтинг вошли 11 вузов Свердловской области.