Бизнес-образование в России еще очень молодо, но очень быстро развивается

В рамках приоритетного национального проекта «Образование» ведется работа по созданию двух бизнес-школ для подготовки управленческих кадров мирового уровня. Декан Московской школы управления СКОЛКОВО Андрей Волков рассказал в эксклюзивном интервью редакции портала rost.ru о текущем состоянии проекта и о перспективных планах.

– Уважаемый Андрей Евгеньевич, проект Московской школы управления СКОЛКОВО реализуется по принципу частно-государственного партнерства – но финансирование Школы будет полностью за счет средств бизнеса. А в чем заключается поддержка проекта государством?

– В первую очередь это – открытый диалог. Сделать инновационную бизнес-школу мирового уровня и быть полностью изолированным от государства невозможно. Мы хотим, чтобы школа играла не только роль образовательного учреждения, но и стала центром разработки программ и проектов развития, в том числе направленных на благо государства. Мы предполагаем, что в перспективе наши программы будут ориентированы не только на бизнесменов, но и на управленцев, работающих в государственных структурах.

– Предполагается, что представители бизнес-сообщества будут участвовать не только в финансировании школы, но и непосредственно в учебном процессе: проводить семинары, тренинги, предоставлять студентам возможность стажировки. Не могли бы Вы об этом рассказать поподробнее? Есть ли уже какие-то конкретные программы?

– С самого начала проекта большинство учредителей взяли на себя моральные обязательства участвовать в программах школы: проводить мастер-классы и экспертные лекции. Их опыт уникален и чрезвычайно важен для образовательного процесса, поскольку бизнес и обучение бизнесу – это не наука, а практическое искусство. Я очень благодарен многим из них за их участие в программах Executive Education, направленных на подготовку топ-менеджмента. Мы не ограничиваемся здесь только мастер-классами. Поскольку программы будут выстраиваться на принципах проектно-ориентированного подхода к обучению – многие из учредителей готовы рассказывать про реальные проблемы своих компаний для проектов, которые будут разрабатывать студенты. Кроме того, ряд инвесторов ставит перед школой исследовательские задачи для развития своего бизнеса. Многие из партнеров хотели бы также, чтобы школа занималась не только образовательным процессом, но и стала коммуникационной площадкой, в рамках которой представители бизнеса, государства и экспертного сообщества смогут обсуждать спектр насущных проблем. То есть взаимодействие с бизнесом у нас в значительной степени носит содержательный характер.

– Если основатели школы уже участвуют в программах подготовки менеджеров высшего звена, это значит, что у вас уже состоялся первый набор студентов?

– Портфель нашей бизнес-школы будет состоять из трех типов программ. Во-первых, это краткосрочные программы открытого набора, направленные на подготовку менеджеров высшего звена. В то же время мы проводим корпоративные программы подготовки – разработанные по заказу конкретной компании, с учетом специфики ее бизнеса. Третий тип продукта – это «дипломные» программы, которые приводят к получению степени «Мастер делового администрирования» (МВА или Executive MBA). В настоящее время мы реализуем программы первых двух типов, а первый набор на программу МВА у нас запланирован на 2009 год.

– На торжественном открытии школы 21 сентября 2006 года был представлен макет современного кампуса, который планируется построить, – очень интересный проект, разработанный архитектором Девидом Аджайе. Андрей Евгеньевич, его строительство уже началось? На каком этапе оно находится?

– Да, работы уже начались – забиваются первые сваи и ведется интенсивная работа на участке СКОЛКОВО.

– И когда планируется завершить его строительство?

– Ориентировочно – в середине 2009 года. В сентябре 2009 года мы планируем осуществить первый набор на программу MBA в своем собственном здании.

– Андрей Евгеньевич, озвучивалось, что у вас будет довольно жесткий конкурсный отбор студентов. Каковы основные требования к будущим студентам бизнес-школы?

– Наше основное требование – ориентация людей на самостоятельную деятельность. Это то, что по-английски называется entrepreneurial-oriented. Студенты СКОЛКОВО должны быть готовы взять на себя ответственность за целое, а не за отдельную функцию. А также готовы взять риск за реализацию своего собственного дела или проекта. Здесь всегда присутствует опасность потерпеть неудачу, но, собственно говоря, в этом и состоит отличие предпринимателя. В такой модели нам не важны результаты традиционных тестов, по которым обычно отбирают в бизнес-школы, гораздо важнее лидерские качества человека.

– Какова будет продолжительность обучения в школе полному курсу МВА?

– Восемнадцать месяцев. В течение обучения студенты должны разработать три проекта: один – посвященный start-up, то есть созданию новой компании с нуля; второй – посвященный работе и изменениям в крупной корпорации; и третий – ориентированный на неприбыльные инфраструктуры, например в сфере образования или здравоохранения. Студенты также должны пройти международную стажировку  – от трех до шести месяцев, в одной из стран с развивающимися рынками: в Индии, в Китае, не исключаются также США и Западная Европа. В ходе последнего модуля программы студенты разрабатывают итоговый предпринимательский проект по созданию или развитию своей компании.

– Обучение будет платным?

– Да, безусловно. Возможны три варианта оплаты, как принято во всем мире: либо человек платит за себя самостоятельно, либо берет долгосрочный кредит. Третий вариант – когда компания платит за специалиста, если направляет его на обучение.

– Не могли бы Вы рассказать, каким образом планируется формировать преподавательский состав и какова будет доля зарубежных преподавателей?

– Поскольку мы заявили, что хотим создать международную школу – школу, которая учит делать бизнес в глобальном масштабе, то надо иметь глобальную среду международной коммуникации прямо в школе. Мы предполагаем, что доля зарубежных преподавателей достигнет 50%. А на вопрос, кто будет преподавать, ответ очень прост: те, кто разделяет наш подход, нашу конструкцию учебного плана и наше видение школы.

– Было заявлено, что выпускники школы будут входить в топ-менеджмент 50 крупнейших компаний. Как предполагается отслеживать судьбу выпускников СКОЛКОВО и возможно ли дальнейшее их участие в жизни школы уже с позиции представителей крупного бизнеса?

Для нас не столько важно, чтобы выпускники школы вошли в топ-менеджмент 50 крупных компаний (это их личный выбор), сколько то, чтобы они были очень востребованы в бизнес-сообществе и чтобы крупнейшие компании за них боролись.

Мы рассчитываем на то, что выпускники и в дальнейшем будут принимать участие в жизни школы. В современном мире менеджерам нужно регулярно проходить переподготовку, школа должна стать для выпускников местом, куда они смогут регулярно возвращаться к своей программе обучения из практических интересов, а также, чтобы поделиться своим опытом, знаниями, исследованиями.

– Предполагается, что школа станет инициатором создания нового стандарта МВА и войдет в 20 лучших бизнес-школ мира, то есть получит международное признание. Что конкретно  для этого будет  делаться и когда, по Вашему мнению, эти планы осуществятся?

– Да, такая амбиция есть. Но сказать, что мы можем являться образцом, должны не мы, а те, кто будет нас оценивать. Конструкция учебного плана МВА СКОЛКОВО обсуждалась во многих ведущих бизнес-школах мира. Она вызывает огромный интерес и ни у кого не вызывает отторжения, при этом все понимают трудность ее реализации. Реализовать ее можно только если есть связь с бизнесом, а иначе не будет реальных тем и проектов для разработки. У нас такая связь есть и поэтому есть хорошие возможности это очень амбициозное заявление воплотить в реальность.

– То есть Вы будете учить своих студентов по собственному учебному плану, а когда они докажут на практике, что стали действительно хорошими управленцами, это и станет фактически международным признанием нового стандарта?

– Я бы сформулировал следующим образом: мы их будем учить так, как считаем нужным, а если через какое-то время это станет стандартом, значит, мы шли по правильному пути.

– Андрей Евгеньевич, Вы участвовали в разработке реформы системы образования. В чем, на Ваш взгляд, сейчас основные проблемы системы образования в России, в том числе бизнес-образования, и в чем его сильные стороны?

Нужно разделить высшее образование и бизнес-образование, поскольку это разные вопросы. В чем сильная сторона высшего образования? Несомненно, Россия еще со времен Советского Союза имеет право гордиться своей так называемой фундаментальной подготовкой – у нас очень высокий уровень подготовки в области точных наук, физики и математики в первую очередь.

Теперь слабая сторона. Во-первых, бизнес-образование стало всеобщим, а не элитарным, как 25 лет назад. Во-вторых, с появлением Интернета доступ к сведениям радикально изменился. И третье – мир стал глобальным. Следовательно, и образование тоже должно меняться. К сожалению, по ряду причин, в том числе объективного, исторического характера, мы на 10–15 лет задержались с решением этого вопроса. Нам нужно учесть новые реалии и провести модернизацию системы образования. Долго находиться в этом состоянии и бесконечно гордиться достижениями семидесятых-восьмидесятых годов не получится.

Что касается бизнес-образования – это очень молодая индустрия. Я считаю, что у нас бизнес-образование развивается очень быстро, быстрее, чем в других странах. Очевидно, что оно пока еще имеет академические ограничения. Но это нормальные проблемы роста, и ничего страшного в этом я не вижу, хотелось бы только, чтобы оно было более практичным.

– Как Вы отнеслись к своему назначению деканом Московской школы управления и в чем видите свою основную миссию как лица, ответственного за столь амбициозный проект?

– Замечу, что это не было формальным назначением. Когда между деканом Академии народного хозяйства Владимиром Мау, президентом «Тройки-Диалог» Рубеном Варданяном и мной обсуждался этот проект, то самым главным было наше понимание того, что нужно делать. Это скорее партнерское соглашение и личная ответственность. А миссия очень простая – выработать видение, идею проекта (а я считаю, что она у нас есть) и реализовать ее. А для этого нужно иметь команду единомышленников и то, что называется скучным словом «профессорско-преподавательский состав». И, наконец, иметь терпение для того, чтобы все это реализовать.

– Андрей Евгеньевич, как Вы думаете, в чем могут быть сложности при реализации данного проекта?

– Сложность только одна: может возникнуть усталость от того, что результат не достигается быстро и захочется свернуть на проторенную дорожку – это основной риск данного проекта. Очень сложно идти своим путем и не смотреть, что справа и слева стоят отличные Гарварды, Лондонские бизнес-школы и Стэнфордские университеты. Если все время туда оглядываться, то ничего толкового сам не сделаешь.

– Спасибо Вам, Андрей Евгеньевич, за интересную беседу. Мы желаем удачи вашему проекту.

– Спасибо. Всего доброго.


Справка редакции:

Андрей Евгеньевич Волков родился в Архангельске. В 1984 году закончил МИФИ, работал научным сотрудников НИИ Атомных реакторов в Дмитровграде и Тольяттинской академии управления. В 1997 году защитил в Институте проблем управления Российской академии наук диссертацию кандидата технических наук. Доктор технических наук с 2002 года. С 2002 года по 2006 год работал проректором в Академии народного хозяйства при Правительстве РФ. С 2005 года работает советником Министра образования и науки РФ. Участвовал в разработке реформы образования, руководил группой экспертов стран «Большой восьмерки» (G8) по вопросам инициатив России в сфере образования. В настоящее время является деканом Московской школы управления СКОЛКОВО.
Президент Федерации альпинизма России. Мастер спорта международного класса. Покоритель Эвереста (1992).
В 1993 году был награжден орденом Дружбы народов.
В 2006 году награжден медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» I степени.
Женат, трое детей.

Прогноз развития рынка бизнес-образования России 2019

Рынок бизнес-образования, как и любой другой рынок услуг, не связанных с услугами первой необходимости, является чувствительным к кризисным явлениям в экономике, особенно настолько масштабным,...

Новая совместная российско-французская магистратура «Международный менеджмент: технологии стратегического прорыва»

Российская академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ по праву считается родоначальником и лидером бизнес-образования в России.

МВА для организаций социальной сферы

В России происходит коммерциализация социальной сферы. А значит, управление такими организациями требует новых подходов. Одной из возможностей для топ–менеджеров, работающих в социальной сфере, становится...

Какой будет российская МВА?

Л.И.Евенко, ректор Высшей школы международного бизнеса РАНХиГС при Президенте РФ, Почетный Президент РАБО Российское бизнес-образование вступает в новый этап, все более приближаясь к...

Бизнес-образование в России еще очень молодо, но очень быстро развивается

Топ-10 Рейтинга технических вузов России 2023 по уровню зарплат выпускников IT-направления

SuperJob опубликовал рейтинг российских вузов по уровню зарплат молодых IT-специалистов , окончившие вузы в 2017-2022 гг.