МВА глазами выпускника: через тернии к знаниям?

Наталья Пульчева Источник: Кадровое дело

Чтобы получить заветный диплом MBA, менеджеры отправляются за парту, тратя массу времени, сил и денег. Как разобраться в том, нужен ли МВА лично вам? Помогает ли МВА тому, кто хочет стать богатым и знаменитым? За ответом на эти вопросы, а также за мнением о бизнес-образовании мы обратились к выпускникам – мастерам делового администрирования.

Причины и цели

Принимая решение о получении бизнес-образования, каждый руководствуется своими целями.

Вилена ФИЛИППОВА, главный менеджер Управления планирования персонала ОАО «Юганскнефтегаз»: «Принимая решение об обучении, я задавала себе вопросы: “Что я жду от образования? Связи? «Корочку»? Новые знания? Быстрый карьерный взлет? Резкое повышение доходов или все сразу?” Я стремилась к новым профессиональным вершинам и понимала, что мне необходимы более глубокие практические знания».

Ирина КИРЕЕВА, управляющий партнер группы компаний «Ораторика»: «Я пошла получать МВА за компанию с друзьями для того, чтобы быть в информационном потоке и не отставать от рынка, постоянно совершенствоваться и повышать свой уровень знаний».

Роман ДУСЕНКО, директор дирекции по персоналу ОАО «Инвестсбербанк»: «Желание пройти обучение по программе МВА возникло, когда я проходил краткосрочные курсы в Университете Анкориджа в США и узнал о заоблачных заработных платах выпускников».

Разница во взглядах и целях получения степени – один из факторов разнородности групп слушателей. Отношение к диплому в целом формируют и отношение к обучению.

Критерии выбора

При выборе учебного заведения будущие слушатели курса MBA обращают внимание в основном на авторитет школы, общественное признание, преподавательский состав и возможность приступить к занятиям в удобное время. Также значимы наличие государственной аккредитации, возраст школы, количество выпускников, насыщенность программы и рекомендации знакомых.

Елена МУРАШЕВА, директор по персоналу компании «Здравсервис»: «Осуществить выбор школы очень сложно, ведь в одной Москве их несколько десятков. Везде разный уровень. В регионах намного хуже, чем в столице. Совсем не понятно ценообразование многих школ. Можно увидеть разницу в цене в несколько раз, хотя во многих школах преподают одни и те же преподаватели, соответственно и качество образования примерно одинаковое».

Ирина КИРЕЕВА: «Мы долго размышляли и много обсуждали, и все же решили – обучаться нужно только за границей. Обучение там уже сложилось, стандарты все введены, преподаватели – практики, да и опыта у них побольше. Ну а заодно можно и язык усовершенствовать, и с заграницей мосты навести».

Вилена ФИЛИППОВА: «Выбор школы можно назвать случайным. Я знала, что это одна из первых в стране бизнес-школ, а наименование учебного заведения внушало уважение. Считаю, что выбор оказался правильным».

К преимуществам получения степени МВА в России студенты относят возможность обучения без отрыва от производства, при достаточно насыщенном графике, но без потери работы на год или два как в случае обучения за границей. А также обучение с учетом местной специфики, непредсказуемой и изменчивой: в школах в основном преподают российские педагоги на русском языке и изучается в основном отечественный бизнес. В наши школы легче поступить: большинство принимают тех, кто в состоянии оплатить обучение. Собеседования, тесты и экзамены зачастую призваны не отсеить кандидатов, а сориентировать преподавателей об уровне подготовки аудитории.

Те, кто не исключают для себя возможность со временем уехать жить и работать за границу, или те, кто сотрудничает с зарубежными партнерами, выбирают, совместную программу российской и зарубежной школ. Совместные программы отличает американский стиль преподавания – насыщенность, гонка за оценку, частые экзамены, много курсовых, никаких шпаргалок – в общем, ничего того, на что рассчитывает российский студент.

Дорасти до студента

Каждый приходит на программу МВА со своим опытом работы, из разных индустрий и компаний. Именно посредством общения, обмена знаниями и опытом происходит основное обучение. Зачастую разнородность групп на отечественных программах не позволяет студентам с богатым опытом, достигшим успеха в карьере, плодотворно общаться с сокурсниками, только что закончившими университет.

Елена МУРАШЕВА: «К сожалению, отбор слушателей часто производится некачественно, и рядом могут сидеть и человек, десятки лет ведущий свой успешный бизнес, и только что окончивший институт выпускник, за которого заплатили родители».

Вилена ФИЛИППОВА: «Лучше поступать в бизнес-школу, имея достаточный практический опыт. Тогда эффективность обучения будет значительно выше. Многие мои однокурсники по МВА были владельцами бизнеса, остальные работали в крупных компаниях. Практически все – зрелые, сложившиеся люди, которые пришли получать реальные знания за реальные деньги. Поэтому к качеству предлагаемого образования они относились серьезно и активно вмешивались в учебный процесс. Своей критикой и замечаниями они внесли свой вклад в совершенствование программы».

Ирина КИРЕЕВА: «Немало времени необходимо потратить и на подготовку к сдаче экзаменов, и на само поступление. Кто-то рассматривает это как определенный этап на пути к решению задачи, а кто-то отказывается от МВА».

Качество преподавания

Качество МВА – вопрос, который волнует каждого менеджера, выбирающего бизнес-школу. А эффективность курса во многом зависит от профессионального уровня преподавательского состава, материальной базы учреждения, организации учебного процесса. Проблемой отечественной МВА-программы нередко являются педагоги.

Владимир ХОМУТОВ, партнер Консалтинг-Центра «Шаг»: «Среди преподавателей мало практиков, знающих предмет не по учебникам, изданным 20–50 лет тому назад на Западе. Зачастую студенты получают на занятиях лишь подтверждение тому, до чего дошли через собственные “синяки” и “шишки”. Не хватает требовательности, педагоги дают послабления работающим слушателям, не нагружают домашними заданиями».

Елена МУРАШЕВА: «Очень большой плюс, если у самих преподавателей есть практический опыт работы в тех областях, в которых они преподают. Но так как в программе очень много различных тематик, то в целом каждой теме уделяется очень мало часов, ничему толком и глубоко не успеваешь обучиться».

Есть мнение, что только когда нынешнее поколение бизнесменов перейдет в более «спокойную» стадию и сможет без ущерба для собственного бизнеса делиться своим опытом и знаниями друг с другом, качество преподавания значительно возрастет.

Сбываются ли надежды?

Личные связи и престижный диплом, приобретенные за время учебы и так активно рекламируемые во время поступления в бизнес-школы, не играют итоговой роли в дальнейшем. Сам по себе диплом магистра делового администрирования не продвинет его обладателя в совет директоров компании. Прошлое в школе МВА – не решающий фактор при заключении сделки между управленцами и не гарантия продвижения в карьере. Когда речь заходит о бизнесе, выпускники перестают быть бывшими однокурсниками, и если сделка не перспективна, никакая общая парта или вместе решенный кейс не спасет от хладнокровного отказа.

Вилена ФИЛИППОВА: «“Корочку” и новые знания, успешно закончив обучение, получают все. Наработка связей зависит от коммуникабельности. А быстрый карьерный взлет и рост доходов абсолютно не гарантированы. Внешние изменения к лучшему в карьере обязательно произойдут, если приложить усилия и на практике реализовать полученные знания. Так совпало, что одновременно с получением диплома мне предложили интересную работу в управляющей компании. Прямой связи между получением диплома и повышением в должности не было, здесь повлияло мое активное участие в разных проектах».

По мнению выпускников, программа МВА систематизирует знания, которые уже есть, и позволяет получить новые. МВА дает инструменты и навыки для того, чтобы ускорить процессы принятия бизнес-решений при минимальных рисках, развивает возможности стратегического видения. МВА способствует взаимообогащению через обмен опытом со слушателями и преподавателями. Каждый определяет для себя то, что может оправдать столь недешевый диплом.

Читайте так же:  ::  Соискатели с MBA-образованием на рынке труда Москвы