Тренинги в Челябинске: профессионалы ищут, где лучше…

Александр Виниченко ChelDiplom

Есть ли в Челябинске качественное бизнес-образование? Чем оно отличается от подобных программ и тренингов в Москве и других крупных российских городах? За что начинающие и уже состоявшиеся бизнесмены платят немалые деньги и какой отдачи они ждут от бизнес-тренингов? Мы постараемся ответить на эти и множество других вопросов, возникающих у потенциальных слушателей этих курсов. Но сначала – небольшой обзор челябинского рынка бизнес-образования.

Рассуждая о рынке образовательных услуг, все эксперты дружно отмечают: он существует и достаточно динамично развивается. «Сейчас обучающие компании Челябинска предлагают множество программ для руководителей и различных категорий специалистов, с разным уровнем базовой подготовки, с разным опытом консультант по обучению и развитию персонала Школы менеджеров Южно-Уральской коллегии консультантов Елена Дубоваяработы и так далее, – говорит консультант по обучению и развитию персонала Школы менеджеров Южно-Уральской коллегии консультантов Елена Дубовая. – Многочисленные дискуссии в СМИ о возможностях развития этого рынка, обсуждение критериев выбора учебных центров – еще одно подтверждение того, что он существует, он разнообразен и потребность в бизнес-образовании есть».

Насколько новым явлением можно считать бизнес-образование? «По сути, бизнес-образование появилось давным-давно, – считает директор Уральского центра психологии и консультирования «Персоналити» Валерий Матушкин. – Фактически, это обучение конкретным профессиям, к примеру, таким как управленец или специалист по продажам. В одном бизнесе участвуют люди разных специализаций. И успех большинства организаций во многом зависит от профессионального уровня каждого из сотрудников этой организации. И в особенности от мастерства управленческого звена. За каждым действием или бездействием сотрудника стоят чьи-то управленческие решения. Поэтому выгоднее сегодня вкладываться в развитие именно руководителей».

«Если быть честным до конца, то образовательные программы для управленцев появились еще со времен царя Гороха, – соглашается со своим коллегой генеральный директор «Консалтинговой группы генеральный директор «Консалтинговой группы «Профессионал» Юлия Шипилова«Профессионал» Юлия Шипилова. – Данное направление образования развивалось и в Советском Союзе. Вот только после известных событий конца 80-начала 90-х годов произошел значительный спад, впрочем, как и в других направлениях и отраслях. И сейчас мы (я имею в виду российский менеджмент) понемногу пытаемся наверстать то, что было упущено за последние 15 – 20 лет. Иногда перенимаем успешный опыт Запада, иногда опираемся на собственные разработки, иногда увлеченно изобретаем велосипед. И это ни хорошо, ни плохо. Это тот путь в подготовке специалистов по управлению, который прошли после кризисов многие развитые страны».

Естественно, в своем нынешнем виде бизнес-образование появилось в Москве. Это вполне логично. «Зачастую многие инновационные разработки в той или иной области сперва приходят в столицу, – продолжает Юлия Шипилова. – Вполне естественно, что и МВА, и многие другие программы в нашей стране впервые появились в Москве». Там и рынок больше, и лицензирование пройти можно было быстрее, и преподаватели оказались более подготовленными». Однако теперь ехать за качественным образованием в Москву совершенно необязательно. «Сильные и известные на всю страну, да и в зарубежье, преподаватели теперь работают не только в столице, а иногда даже предпочитают (по разным причинам) делиться опытом в провинциях, – отмечает г-жа Шипилова. – Да и наша, с позволения сказать, глубинка тоже богата самородками разной специализации. Есть же в кабинете министров РФ уральцы. И первый президент России (какие чувства бы к нему кто не испытывал) – тоже выходец с Урала».

Кому интересны тренинги Челябинска? К помощи обучающих компаний прибегают как частники, так и корпорации. Каждый может найти для себя то, что необходимо: от отдельного тематического двух- или трехдневного семинара до тренинга до продолжительных комплексных программ (например, программа подготовки кадрового резерва, разработанная в Южно-Уральской Коллегии Консультантов, занимает три года и включает работу по определению потребности в подготовке резерва, оценке управленческих качеств кандидатов в резерв руководителей, годовую программу обучения, организацию стажировок и введение человека в новую должность). Долгое время популярностью пользовались именно разовые тематические семинары, но в последние два года все больше растет спрос на комплексные средне- и долгосрочные обучающие программы.

Именно с выбора и начинается настоящее бизнес-образование. «Настоящий тренинг начинается гораздо раньше момента, когда человек на него приходит, – уверен Валерий Матушкин. – Формулирование запроса на обучение, поиск подхода в обучении, предварительные встречи и переговоры с различными специалистами в обучении – это уже процессы, способствующие развитию. В процессе обсуждения тем возникают вопросы. Видение картины уже может изменяться. Подготовительный этап, подготовка к тренингу не менее важна, чем сам тренинг».

Но проблема выбора остро стоит еще и потому, что качество услуг образовательных компаний далеко не всегда удовлетворяло клиентов. «К сожалению, вместе с ростом уровня реального образования, росло и количество шарлатанов и дилетантов, которые грели свои руки на доверии тех, кого пытались «просветить», – сетует Юлия Шипилова. – Конечно, время «фокусников», которые продавали таблетки успеха (съел и стал успешным) уже проходит. А осадок, как говорится, остался. И тем образовательным центрам, которые доказали свою состоятельность, все равно приходится сталкиваться с недоверием и подозрительностью. Ну, как говорится, ничего, это заставляет лишь дальше работать над качеством собственных продуктов».

«Мне кажется, сейчас выбор тренинга, семинара или обучающей компании стал более осознанным, – отмечает Елена Дубовая. – Высокий базовый уровень образования, богатый практический опыт клиентов сегодня предъявляют высокие требования к качеству образования. Конечно, остается неизменной внутренняя составляющая выбора – интуиция, собственные ощущения, совпадение позиции, мнения, мировоззрения клиента и ценностей, разделяемых специалистами компании. Но есть и внешние факторы, на которые стоит обратить внимание. Например, при необходимости комплексного обучения, наличие у обучающей компании своего штата преподавателей и консультантов означает, что на достижение цели будет работать слаженная творческая команда. А это, в свою очередь, – системный подход к решению задач и единое, разделенное видение цели».

Визитная карточка учебного центра – клиенты, прошедшие обучение, считают в Школе менеджеров. Если компания долго работает на рынке и за время своей работы приобрела постоянных и лояльных клиентов – это уже показатель качества и профессионализма. Поэтому важно, предоставляет ли компания возможность получить отзывы о своей работе от участников учебных программ. Чем больше таких отзывов – тем полнее представление о качестве и специфике работы компании.

«Конечно, качество обучения во многом зависит от тренера, его «профессионального багажа», собственного практического опыта, наличия своих, авторских учебных программ, – продолжает Елена Дубовая. – Важна и личность тренера. Чем целостнее, многограннее, гармоничнее личность преподавателя – тем большим ресурсом он может быть для группы. Наконец, можно обратить внимание на наличие у учебного центра собственных территорий, оборудованных учебных классов. С одной стороны, это показатель серьезности и стабильности компании, с другой – всегда удобно для клиента».

Юлия Шипилова предлагает несколько иной «рецепт». «Если говорить о том, на что необходимо ориентироваться при выборе того, кому доверить свое обучение и развитие, то могу выделить два фактора. Во-первых, имидж компании. Естественно, положительный. Сформированный отзывами благодарных клиентов (не раз проголосовавших кошельком), возможностью документально доказать собственную квалификацию (диплом академии астрологии не считается), общественным признанием, выраженным в объективных рейтингах, проведенных сторонними организациями (заказные PR материалы не в счет).

Во-вторых, технологичность работы. То есть, после общения с представителем образовательного или консалтингового центра у клиента должно сформироваться ясное и понятное представление о том, какова проблематика, что ему предстоит и каков будет результат (с чего и почему начнется, как продолжится и что в итоге получится). Остальное – наличие аудиторий, красивые презентационные мероприятия, названия должностей, низкие или высокие цены, заявления об индивидуальном подходе, великолепном качестве и/или уникальности продукта, «огроменном» опыте, в штате или вне штата преподаватели и прочее – имеют, на мой взгляд, достаточно косвенное значение. Более того, по большому счету даже и не важно, откуда преподаватель: из Москвы, Чикаго, Урюпинска или Токио (к тому же это несложно подтасовать так, что не проверишь)».

Немаловажно в процессе выбора определиться с целями. Именно с этого начинают работать образовательные центры – все они декларируют индивидуальный подход к клиенту.

«Тренинг должен быть ориентирован на конкретный результат, – подчеркивает Валерий Матушкин. – Важно, чтобы заказчик понимал суть проблемы – может ли обучение вообще решить эту проблему. Только потом можно искать варианты совместной работы. И здесь часто не дорабатывают и клиенты, и обучающие компании, в том числе и потому, что это очень сложная работа, и ее либо не умеют, либо не хотят делать. И тогда, к сожалению, индивидуальный подход к клиенту только декларируется, а на самом деле до клиента нет никакого дела, важна только продажа своего продукта.

Такие компании гораздо больше заняты своими продуктами и своим развитием на рынке, чем клиентами. Как следствие – много негатива про обучение вообще. Обучающим компаниям следует уделять больше времени подготовительной работе и брать на себя больше ответственности. От этого выиграют все: и клиенты, и обучающие компании, и сам тренинг».

Тем более, что и сами клиенты к выбору обучающих компаний подходят исключительно прагматично. «Внешние ресурсы для обучения персонала мы привлекаем в том случае, если нужен более широкий взгляд, широкий опыт, независимый от событий в компании, существующей организационной культуры, – рассказывает директор сотрудничающей со Школой менеджеров Южно-Уральской Коллегии Консультантов компании «Стройдвор на Каслинской, 5» Дмитрий Лазарев. – В первую очередь, мы ориентируемся на собственный опыт сотрудничества и рекомендации. Главное для нас – насколько применимы в жизни результаты обучения, как они отразятся на работе».

«К помощи образовательных компаний обращаемся, если речь идет об обучении и развитии резерва руководителей, специалистов отдела продаж, развитии лидерских качеств, – присоединяется к нему руководитель учебного центра еще одного клиента Школы менеджеров Промышленной группы «Метран» Ирина Загитова. – При выборе важно, как долго компания находится на рынке образовательных услуг. Не последнюю роль играет соотношение цены и качества. Вопрос в том, как сотрудник использует полученные инструменты и навыки в своей работе. Наконец, один из главных моментов – насколько предлагаемые компанией обучающие программы соответствуют нашим целям».

Рынок бизнес-образования в Челябинске до конца еще не сформирован. По общему признанию экспертов, о прямой конкуренции говорить пока рано: каждая компания выбирает собственное направление деятельности, свой подход к организации учебного процесса. Одной из старейших является Школа менеджеров Южно-Уральской Коллегии Консультантов. «Мы больше 10 лет работаем на рынке бизнес-образования. За это время у нас сложилась творческая команда преподавателей и консультантов, – говорит Елена Дубовая. – Всех их объединяет высокий профессионализм, сочетание большого практического опыта работы и опыта академического и бизнес-преподавания, а также отношение к обучению не только как к передаче технологий. Мы делаем акцент на повышение личной эффективности слушателей, на внутренних ресурсах и работе с внутренними ограничениями.

С каждым клиентом работает консультант по обучению и развитию персонала. Консультант вместе с преподавателями и клиентом уточняют цели, расставляют приоритеты и выбирают наиболее эффективные инструменты и пути решения той или иной организационной задачи. Это позволяет формировать обучающие программы, максимально отвечающие поставленным целям, с оптимальным сочетанием продолжительности, содержания и стоимости». Отдельное направление деятельности Школы менеджеров – открытые семинары и тренинги, в рамках которых работают как штатные консультанты и преподаватели школы, так и ведущие тренеры страны. Причем в открытом формате проводятся как отдельные семинары и тренинги, так и целостные, комплексные и продолжительные программы.

Еще один лидер челябинского рынка бизнес-образования – консалтинговая группа «Профессионал». «Итоговая цель наших проектов прописана в миссии нашей компании «Повышение уровня управляемости компании клиента», – говорит Юлия Шипилова. – Некоторые, видя эту формулировку, с иронией спрашивают: «Вы хотите управлять компаниями своих клиентов?» На что мы жестко и однозначно отвечаем: «Мы хотим чтобы наши клиенты, наконец-то, в полной мере начали управлять собственными предприятиями сами. Чтобы саботажники, лентяи и просто безответственные сотрудники (а некоторое их количество, чего уж тут греха таить, есть почти на каждом предприятии) наконец-то потеряли свое влияние. Чтобы у руководителя и топ-менеджеров в руках находились реальные инструменты управления. Чтобы само предприятие четче ориентировалось во внешней среде (противостояло негативным факторам и по максимуму использовало возможности)»».

Следующий крупный игрок на рынке – обучающая компания Уральский центр психологии и консультирования «Персоналити» – сочетает в себе приверженность лучшим традициям тренинга и поиск новых, современных форм обучения. Компания имеет собственное лицо. Его отличает определенная камерность. «Нас можно сравнить с фирменной мастерской по изготовлению обуви, – рассказывает Валерий Матушкин. – В таких мастерских каждая пара башмаков изготавливается только по индивидуальной колодке, с учетом многих специфических особенностей заказчиков и имеет свой характерный узнаваемый стиль изготовителя. В такой мастерской работают только по призванию. Работа не должна превращаться в рутину, лишенную творчества. В творческом процессе участвуют обе стороны: заказчик и специалист. Тогда происходит движение и может получиться желаемый результат. Поэтому у нас нет конвейера, штампующего серийную продукцию.

Мы не ставим тренинг на поток, поскольку не верим в эффективность такого обучения. Каждый тренинг действительно уникален и существует только в единственном экземпляре».