К лицу ли MBA формат МИНИ?

Александр Белов Источник: Обучение & карьера

Стандартный бизнес-курс, рассчитанный на два года, давно занял прочное место на рынке. Однако некоторое время назад конкуренцию ему начала составлять так называемая mini-МВА — программа, рассчитанная всего на шесть месяцев.

Высокая стоимость программы МВА давно стала притчей во языцех, а ее продолжительность и необходимость учиться в отрыве от работы является большим препятствием для желающих получить заветный диплом магистра бизнес-администрирования. Альтернативой базовому курсу все чаще называют мини-MBA. Будущих менеджеров высшего звена привлекают в нем небольшие временные затраты, не говоря уже о финансовых средствах, которые нужно вложить в бизнес-образование. Что же это такое — мини-MBA?

Взгляд изнутри

Идея создания мини-МВА, как и традиционных бизнес-программ, впервые появилась на Западе. Практически все крупные вузы, как на территории прародителя бизнес-образования — США, так и в Европе, в наши дни предлагают своим слушателям укороченные курсы МВА по отдельным востребованным направлениям. Однако в большинстве случаев западные высшие учебные заведения приставку мини по отношению к подобным программам не употребляют — чаще всего они называют их тренингами. Связано это с тем, что продолжительность любой МВА-программы должна составлять не менее года, а обучающийся в обязательном порядке обязан прослушать основные предметы выбранного им бизнес-курса. Сокращение временного промежутка ведет к уменьшению возможности подачи студенту всей необходимой информации, а значит, и к снижению качества обучения. Основные школы МВА ведут слишком жесткую конкуренцию на рынке бизнес-образования, чтобы быть подвергнутыми критике в недостаточности знаний своих выпускников.

Для справки: традиционную программу МВА преподают в течение двух лет (600-1000 часов). Учебный план данного курса охватывает несколько направлений: первыми идут социально-экономические дисциплины, за ними следуют базовые предметы, состоящие из финансового учета, маркетинга, стратегического менеджмента, управления персоналом и др. Студент также вправе выбрать несколько непрофильных предметов.

Программа мини-МВА несколько иная. В соответствии со слоганом, который придумали ее создатели, нужно давать только самое ценное. Традиционный бизнес-курс укорачивают до фактического мини, куда входят только профессионально ориентированные дисциплины. Сокращение учебных часов кардинальное — от 190 до 300 за весь обучающий курс. Происходит это за счет изъятия всех предметов, не имеющих прямого отношения к менеджменту и маркетингу. Кроме того, учебный план мини-MBA не включает в себя английский язык, логистику, а также отдельные дисциплины по информационным технологиям (большинство из них входят в первый и заключительный блоки стандартных двухгодичных бизнес-программ).

В зависимости от учебного заведения, где преподают МВА-курс, образовательная программа мини включает в себя следующие предметы:

  • оперативный менеджмент в компании (управление коммерческой деятельностью, организационная структура и этапы развития организации, управление процессами и результатами, а также сотрудниками, взаимодействие подразделений компании);
  • основы ведения бизнеса (контроллинг, бюджетное управление и оценка инвестиционного проекта);
  • правовые основы ведения бизнеса;
  • построение системы управленческого учета;
  • стратегия личной эффективности (модели делового взаимодействия, проведение совещаний, публичные выступления, планирование карьеры, основы межличностного взаимодействия).

Последняя дисциплина не является основной даже в традиционной программе бизнес-образования. В мини-МВА она попала по многочисленным просьбам студентов, которые в той или иной степени испытывают трудности психологического характера в общении с новыми людьми, а также в построении взаимовыгодных и стратегически верных отношений с руководством и подчиненными.

Несмотря на значительное сокращение базового материала, мини-MBA в обязательном порядке включает в себя активное изучение бизнес-материалов с помощью так называемого метода case-study (англ. case — ситуация, случай). Основным правилом данного способа является поэтапный разбор решений проблем действующих компаний с помощью знаний, приобретенных студентом МВА в процессе обучения. Каждый учащийся получает задание в письменном виде, где описаны реальные ситуации, которые ему необходимо проанализировать и решить в короткие сроки при помощи коллег по учебе и преподавателя. Данная технология позволяет будущему выпускнику магистерской программы с успехом использовать полученные им знания и опыт в последующей работе как при решении подобных ситуаций, так и при создании новых. Метод сравнения и анализа кейса можно трактовать и как возможность накопления теоретических и, что немаловажно, практических навыков. За период обучения (пусть и кратковременный) у студента набираются сотни решенных кейсов, что позволяет ему не тратить время на анализ аналогичных ситуаций в реальной жизни.

Помимо теоретических задач студентам мини-программ предлагают искать варианты решений проблем, которые испытывают их собственные компании. Группа учащихся обсуждает вероятные стратегические ходы, позволяющие поддерживать или усиливать динамику развития предприятий, где они работают, предлагая порой очень интересные нестандартные подходы к решению возникающих задач.

Кому это нужно

Создатели мини-MBA позиционируют свое детище как программу, предназначенную для повышения уровня знаний и профессиональной квалификации менеджеров среднего и высшего звена, обладающих опытом работы в организациях с различной формой собственности и имеющих желание научиться управлять собственным или вверенным им бизнесом эффективнее. Вторая целевая аудитория — предприниматели, имеющие собственное дело и стремящиеся за счет бизнес-образования усовершенствовать свои теоретические знания. Однако, рассматривая запросы данной аудитории глубже, нетрудно догадаться, что ее заинтересованность в мини-MBA подвергается некоторому сомнению.

Сокращенная до полугода, а то и до трех месяцев, программа МВА является привлекательной для тех, кто хочет в кратчайшие сроки и за не слишком большую сумму получить максимум теоретических знаний и навыков в области менеджмента. Однако подобная спешка чревата определенными проблемами, на которые поступающим в бизнес-школы следует обратить особое внимание. Из-за того что поток желающих быстро получить знания в области бизнеса увеличивается, отдельные школы не проводят тщательного отбора абитуриентов. Таким образом, нередко в группе оказываются не только люди, обладающие практическим опытом работы в области управления, но и бывшие учащиеся вузов, буквально вчера сошедшие со студенческой скамьи и мечтающие получить бизнес-степень в свое резюме. Учиться вместе группе будет малоинтересно. В результате опытные специалисты бросают учебу, сетуя, что выбросили деньги на ветер. Что касается теоретиков, то ввиду отсутствия серьезного практического опыта, пусть даже в определенных областях, полученные ими знания превратятся всего лишь в лишний багаж, который со временем может просто забыться или использоваться неправильно из-за плохой ориентации обладателя в реалиях современного бизнеса.

Отдельные специалисты в области бизнес-образования утверждают, что уровень знаний, предлагаемых в российских школах МВА, пока не может соперничать с тем, что дают их западные коллеги. Многие с ними не соглашаются, апеллируя тем, что российским учебным заведениям проще адаптироваться к постоянным изменениям в российском бизнесе, а потому они обладают большей мобильностью и возможностями для реагирования. Однако большинство экспертов придерживаются мнения, что сокращение объема МВА-программ приведет к ухудшению ситуации на рынке российского бизнес-образования. Также необходимо обратить внимание и на то, что традиционная программа МВА самим своим созданием призвана выпускать профессиональных, опытных управленцев, чьи взгляды позиционно отличаются от существующих сегодня в российском менеджменте. Разумеется, за сроки, которые предполагает мини-MBA, достичь подобного результата невозможно.

Безусловно, все существующие бизнес-школы проходят жесточайший отбор, обладают государственным стандартом и проходят долгий путь, прежде чем заявляют о том, что они не зря работают на образовательном рынке. Важно также, что острейшая конкуренция между ведущими бизнес-школами дает определенные гарантии высочайшего качества предлагаемых знаний и требований к преподавательскому составу, где в обязательном порядке присутствуют практикующие коммерсанты. Однако ввиду того, что даже у тех счастливых обладателей степени МВА, кто закончил традиционные программы, возникают разочарования при последующем после окончания школы поиске работы, надежды выпускников мини-программы кажутся куда как более призрачными и мало отвечающими реальности.