Мир бизнеса стремительно развивается. И чтобы выиграть в конкурентной борьбе, компании должны постоянно идти вперед, а сотрудники овладевать новыми знаниями и технологиями. Именно поэтому тренинги и семинары сегодня стали неотъемлемой частью жизни практически каждой компании.
Обучение по плану
Еще несколько лет назад обучение в компаниях происходило хаотично — учились в основном топ-менеджеры по самым разным управленческим программам. Сегодня ситуация изменилась — в большинстве компаний разработаны программы обучения, направленные на разные должностные позиции и подразделения компании. Общая программа обучения строится, как правило, на основе корпоративных правил и анализа потребностей в обучении.
«Информация о потребностях собирается из нескольких источников: планы развития компании, результаты аттестации, запрос руководителей, запрос самих сотрудников в конце года на следующий год, — рассказывает заместитель генерального директора по управлению персоналом компании «Империя Мебели» Татьяна НАЗАРОВА. — Из планов развития делаем вывод о том, в каких специалистах будет потребность в следующем периоде. По результатам аттестации принимается решение об обучении сотрудников с целью повышения проф. компетентности. Руководители обычно запрашивают то обучение, которое необходимо для его подчиненных, либо с целью повышения проф. компетенции, либо с целью дальнейшей ротации».
Собственный тренер для продавцов
Когда потребности выявлены, компания планирует обучение сотрудников. Для линейного персонала проводятся, как правило, внутрикорпоративные тренинги. Внешние тренинги чаще всего посещают узкие специалисты (финансисты, ИТ-специалисты) и топ-менеджеры.
«Обучение торгового персонала мы проводим своими силами, — рассказывает Татьяна Назарова. — Также самостоятельно обучаем менеджеров офиса, управляющих магазинов. Внутри компании для торгового персонала проводят обучение два штатных тренера. Мы уверены в том, что для торгового персонала сетевой компании необходим свой внутренний тренер. Дело в том, что только «технологию продаж» может предоставить внешний тренер, но это только небольшой процент от всего обучения торгового персонала. Основную долю в обучении занимает: обучение ассортименту, внутренним процессам, правилам и стандартам. Это специфичная деятельность, поэтому внешний тренер тут вряд ли поможет».
Примерно так же построена система обучения и в компании «Саммит-Моторс». «В компании есть сервис-инструктор, который в соответствии с графиком обучения проводит семинары для механиков, сервис-консультантов и мастеров Тойота Центр Владивосток, — делится опытом Анна ШИШИКИНА, менеджер по персоналу «Саммит Моторс». — Считаю, что собственный тренер необходим там, где специфика бизнеса (узкая направленность) не позволяет обучаться на внешних семинарах, а также в очень крупных компаниях, где стоимость содержания тренера будет ниже оплаты внешним специалистам».
В компании МТС обучение также делится на внутреннее и внешнее. «К внутреннему обучению относятся тренинги, проводимые специально обученными тренерами (региональными сотрудниками компании, которые имеют сертификаты корпоративного тренера), которые обучают сотрудников блока продаж и абонентского обслуживания, и тренинги, проводимые тренерами Корпоративного университета компании. Кроме этого в компании работает система наставничества, что может быть отнесено к обучению «своими силами». «У внешних провайдеров в первую очередь обучаются технические специалисты, ИТ-специалисты, финансисты», — рассказывает Вероника ФОМИНА, начальник отдела набора и обучения регионального офиса ОАО «МТС».
Своими силами проводят компании и адаптационное обучение. Так, ЗАО «ДельтаЛизинг» практикует обязательное обучение сотрудников на испытательном сроке. «У нас нет штатного тренера, обучение новичков проводят сотрудники головного офиса, представители отделов ведут занятия по своей тематике. Эта программа действует уже несколько лет и постоянно совершенствуется. Если возникает потребность проведения тренинга по развитию каких-либо навыков, привлекаем внешних тренеров, — рассказывает директор по персоналу ЗАО «ДельтаЛизинг» Анна КРАСНОЯРОВА. — Те сотрудники, которые уже знакомы со стандартами работы в компании, могут претендовать на участие в открытых семинарах».
Топ-менеджеров — на тренинги
Программы внешнего обучения также разрабатываются в зависимости от потребностей компании. Однако в этом случае необходимо правильно выбрать и оценить тренинговую программу. Выбирая внешний тренинг, большинство специалистов опираются на темы, а также рекомендации и отзывы побывавших на семинарах коллег.
«Основные критерии, по которым выбирается внешний тренинг, — это логичность и структурированность программы, опыт тренера, стоимость обучения, сроки, — говорит Вероника Фомина. — Как правило, наша компания проводит тендер: в тренинговые компании заявляется тема обучения и результаты, которые планируется получить от него. Затем анализируются все предложенные программы, их стоимость, резюме тренеров, обязательно собирается и анализируется обратная связь по каждому тренеру, подготавливается shortlist программ и тренеров и предоставляется заказчику обучения, который, исходя из рекомендаций менеджера по персоналу, принимает окончательное решение».
Однако, обращают внимание ответственные за обучение в компаниях и на нестандартные программы. По словам Татьяны Назаровой, иногда стоит обращать внимание и на темы, которые выходят за рамки программы обучения определенной компании. «В случаях появления «новой актуальности» мы обращаем внимание не только на то обучение, которое соответствует нашим потребностям, но и на обучение, которое заставило сформировать наши потребности».
Не хватает обмена мнениями
В общем, рынок образовательных услуг развивается во всех направлениях. Все активнее в плане обучения становятся сами компании, формируя заказ на краткосрочные образовательные программы. Не стоят на месте и тренинговые компании, предлагая рынку тренинги и семинары по самым разным направлениям. Однако до сих пор во Владивостоке не было единой площадки, на которой бы HR-менеджеры и представители тренингового бизнеса могли бы общаться, обмениваться мнениями, формировать систему взаимовыгодного сотрудничества.
На роль такой площадки, где «эйчары», практикующие тренеры и представители тренингового бизнеса могли бы регулярно встречаться, обмениваться опытом, намечать перспективы сотрудничества, претендует региональная научно-практическая конференция, которая в прошлом году была проведена в Приморье впервые. Показав необходимость такого мероприятия, в этом году конференция пройдет во второй раз, собрав еще больше интересных участников, которые готовы поделиться опытом в области персонал-технологий и обучения персонала.
Вторая региональная конференция «Актуальные вопросы и перспективы краткосрочного бизнес-образования-2007» пройдет во Владивостоке 8 июня в конференц-зале администрации края. К участию приглашаются все заинтересованные лица.