E-learning в помощь

Елена Григорьева Источник: Элитный персонал

Все больше образовательных программ обретают вторую жизнь в виртуальном мире, становясь еще одним доступным e-learning курсом. Но насколько востребованными они оказываются по прошествии времени? Успех любого проекта в области обучения зависит от того, удается ли его организаторам вызвать интерес аудитории.

Дистанционные программы в большинстве случаев готовятся так же, как и программы иных форматов, например, тренинги и семинары. При формировании структуры e-learning курсов разработчики обязательно выявляют целевую аудиторию учащихся. Причем определяется не только ее возраст, но и базовое образование, умения и навыки. Далее разработчики выясняют потребность потенциальных слушателей (точнее читателей) в том или ином предмете, планируют результаты. И только после такого всестороннего анализа утверждается концепция е-обучения.

Юлия Королева, проректор по учебно-методической работе Открытого университета Бизнеса и технологий,
на своем опыте убедилась в том, что «взрослая» аудитория намного более требовательна к получаемому им учебному продукту, чем школьники и студенты. Причем требования предъявляются не только к содержательной части курсов, но и к форме их подачи. По мнению Юлии, это объясняется тем, что: 
• у взрослых меньше возможностей и времени на обучение, а результаты нужны «еще вчера»;
• эта аудитория обладает определенным опытом, ее просто раздражают прописные истины и цитирование классиков маркетинга и менеджмента;
• взрослые любят веселые мультфильмы и захватывающие игры не меньше детей.

Для удовлетворения подобных запросов следует:
• разработать учебную программу таким образом, чтобы она охватывала круг наиболее актуальных проблем;
• предлагать набор конкретных инструментов, которые можно применить в профессиональной деятельности «здесь и сейчас»;
• снабжать курсы практическими примерами и кейсами, способствующими рождению свежих и неожиданных идей. Соответственно, автор материалов сам должен обладать значительным и интересным практическим опытом;
• использовать при создании дистанционных курсов элементов компьютерных игр, анимации и формата комиксов. Их оптимальный набор и грамотное сочетание стимулирует интерес слушателей, повышает уровень мотивации и позволяет достигать целей и задач обучения.

Нужны е-стандарты

Одной из главных проблем e-learning является невысокий уровень доверия слушателей к этой форме образования. Отчасти это объясняется тем, что разработчики дистанционных программ стараются минимизировать затраты на внедрение технологий, делая акцент исключительно на соблюдении государственных стандартов ВПО. При этом вопрос адаптации, актуальности и качества материалов оказывается на последнем месте. Единственный выход из сложившейся ситуации — разработка стандартов нового поколения, которые должны сделать дистанционные курсы более привлекательными для студентов.

Еще одно слабое место ДО — взаимодействие и общение между учащимися и преподавателями. Известно, что без направляющего и мотивирующего руководства тьютора интерес к занятиям пропадает, а групповые дискуссии быстро затихают. Практика работы на форумах и чатах должна быть дополнена простыми в использовании, но эффективными ресурсами передачи видео- и звуковой информации. Здесь эргономика человеческого общения должна диктовать требования к техническим средствам, а не наоборот, как часто происходит сегодня.

Основные минусы ДО, по мнению Елены Сошник, руководителя отдела корпоративных систем обучения Редцентра это:
• сложность переработки готовых учебных материалов в дистанционную форму;
• невозможно полностью учесть индивидуальные особенности слушателей и преподавателей;
• отсутствие контакта между участниками учебного процесса;
• низкая мотивация пользователей.

Гибкие технологии

По словам Александра Романова, первого проректора Международной академии предпринимательства, при умелом сочетании различных образовательных технологий недостатки ДО можно свести к минимуму. Например, в Академии инструменты e-learning стараются использовать совместно с традиционными методами обучения. Собственно программы удаленного обучения здесь специально не разрабатываются, а в качестве электронной поддержки используются учебно-методические комплексы, в которых материалы изложены в рациональном и удобном для восприятия формате. К тому же экзамены и зачеты сдаются студентами всех форм обучения (независимо от количества он-лайн курсов) дистанционно при помощи автоматизированной системы тестирования. Выборка тестовых вопросов производится системой случайным образом из специальной базы, охватывающей всю программу дисциплины. Оценки также выставляются автоматически, а затем фиксируются в электронной ведомости и зачетной книжке студента. Параллельно для желающих организованы интерактивные консультации с преподавателями.при умелом сочетании различных образовательных технологий недостатки ДО можно свести к минимуму. Например, в Академии инструменты e-learning стараются использовать совместно с традиционными методами обучения. Собственно программы удаленного обучения здесь специально не разрабатываются, а в качестве электронной поддержки используются учебно-методические комплексы, в которых материалы изложены в рациональном и удобном для восприятия формате. К тому же экзамены и зачеты сдаются студентами всех форм обучения (независимо от количества он-лайн курсов) дистанционно при помощи автоматизированной системы тестирования. Выборка тестовых вопросов производится системой случайным образом из специальной базы, охватывающей всю программу дисциплины. Оценки также выставляются автоматически, а затем фиксируются в электронной ведомости и зачетной книжке студента. Параллельно для желающих организованы интерактивные консультации с преподавателями.

Елена Сошник считает, что в первую очередь необходимо выявить оптимальную пропорцию дистанционных и очных модулей. Без четкого планирования дальнейшая разработка программ ДО попросту невозможна. Часто данным вопросом неоправданно пренебрегают, в результате чего обучение не дает ожидаемого результата.
Как правило, вузы предлагают e-learning параллельно с обычными форматами. При этом важно, чтобы студенты разных программ не ощущали особой разницы ни в объеме получаемых знаний, ни в статусе. В частности стремление сделать учебным процесс максимально удобным должно в итоге приводить к тому, чтобы очные лекции становились доступными для тех, кто занимается удаленно. Соответственно, студенты разных программ и форм обучения должны иметь возможность общаться друг с другом, с администрацией и преподавателями в рамках вузовских форумов или чатов.

В последние время весьма актуальным стал вопрос «мотивирующего e-learning’a». Многие компании столкнулись с тем, что формальное внедрение электронных курсов в практику развития персонала не гарантирует качество обучения. Это связанно со многими факторами, но специалисты уверенно выделяют главную причину: сотрудникам попросту скучно. «Оригинальным решением этой непростой задачи может стать использование видео в электронном курсе, — убежден Алексей Юдин, руководитель проектов Департамента корпоративных программ Московской бизнес-школы. — Во-первых, это позволит внедрить в содержание еще одну сюжетную линию, которая привлечет внимание обучаемого и будет мотивировать его на дальнейшее обучение. Во-вторых, благодаря видеокейсам, обучение становится более наглядным и появляется возможность доносить содержание до обучаемого, минуя психологические барьеры».

В интересах компании

E-learning сегодня — не только наиболее простой способ получить дополнительное образование, но и эффективный инструмент корпоративного обучения в крупных компаниях. Алексей Юдин выделяет два наиболее популярных варианта применения технологий дистанционного обучения. Во-первых, утверждает он, ДО — отличная платформа для обучения продуктовым курсам. Этот особенно актуально для тех компаний, где часто обновляется продуктовая линейка, меняется их спецификация или наблюдается высокая текучка кадров. Второй вариант предполагает использование e-learning перед началом очного обучения. Например, самостоятельное прохождение сотрудниками электронного курса по базовым навыкам управления позволяет тренеру экономить массу времени на очном занятии, потому что сотрудники к началу занятий уже в достаточной степени владеют профессиональной терминологией. Благодаря этому тренинг приобретает практическую направленность, а преподаватель уделяет больше внимания отработке требуемых навыков.

В случае, когда необходимо обучить значительное число работников, альтернативы e-learning попросту нет. Например, когда в крупной корпорации внедряется ERP-система, требуется подготовить тысячи сотрудников в разных регионах по различным функциональным направлениям. Разумеется, ключевых пользователей-экспертов придется учить очно, но в любом случае применение ДО позволит сэкономить существенные средства.
Таким образом, область применения дистанционного образования обширна: от вузовских аудиторий до промышленных предприятий. И это гарантирует электронным формам обучения неплохие перспективы, считает Елена Сошник. Ведь у ДО есть такие преимущества, как:
• доступность обучающей системы 24 часа в сутки, 7 дней в неделю;
• объективность в подаче учебного материала и оценке действий пользователей;
• автоматизация учебного процесса, возможность адаптации учебных программ и материалов к потребностям заказчика;
• низкая стоимость обучения.