Летний интенсив

Татьяна Соловьева Источник: Деловая неделя

Отечественный бизнес становится все более открытым для международных рынков. Иностранные партнеры, совместные компании, приход в Россию зарубежных игроков, — все это предполагает необходимость постоянного общения, и вовсе не на родном русском языке.

Нужно признать, что основная масса наших менеджеров и предпринимателей, к сожалению, владеют иностранными языками на уровне институтов. Такие знания, как правило, не слишком глубокие, да и хорошо забытые со временем, ощутимо мешают в работе. Один из наиболее оптимальных вариантов исправить ситуацию — это интенсивные языковые курсы, а лучший сезон — лето, когда бизнес-активность замирает и появляется время на собственное образование.

В основном интенсивные курсы ориентированы на тех, кто когда-то уже изучал иностранный язык в средней школе, институте, на курсах, и теперь хочет быстро его восстановить. Такой курс позволяет создать необходимую базу для качественного роста в знании иностранного языка, для того чтобы пассив, хранящийся в глубинах памяти, превратился в реальные знания и умения.

«Переход от языка, годного для написания грамматических упражнений, заучивания кем-то придуманных текстов к живому иностранному языку, когда можно выражать свои собственные мысли и чувства — это эмоциональный прорыв для большинства студентов, — считает руководитель школы иностранных языков NEW PLANET Ирина Аникеева. — Это новое ощущение и новая мотивация к дальнейшему овладению иностранным языком. В этом и заключается основная цель интенсива».

Преимущества интенсивного изучения на первый взгляд очевидны. Человек активно «погружается» в среду изучаемого языка, за непродолжительный период получает большой объем информации и, по идее, должен существенно улучшить качество владения языком.

«Наиболее оправдан интенсив в случае, если человек хочет научиться свободно говорить на языке, — продолжает Ирина Аникеева. — Для того, чтобы раскрыть уже имеющийся запас знаний для общения, активировать навыки речи и восприятия на слух, добиться качественно нового уровня владения иностранным языком, прежде всего, необходима хорошая практика».

Никаких барьеров!

«Одним из главных принципов интенсивного курса является полный отказ от родного языка, как средства обучения, — рассказывает Дмитрий Ростовцев, заместитель директора “Бенедикт школы”. — Это очень помогает в снятии психологического барьера, развивает навыки использования коммуникативной грамматики в ситуации реального общения. Для этого в процессе преподавания на подобном курсе обязательно участвует преподаватель – носитель языка. За небольшой срок он должен помочь систематизировать накопленные до этого знания, заполнить пробелы в грамматических и лексических знаниях».
Как правило, интенсив — это курс продолжительностью 60—90 академических часов ежедневными занятиями по 3 или 4 академических часа. Учебные пособия подбираются в соответствии с базовым уровнем владения языка группой. Хорошо, если есть аудио и, желательно, видеоматериал для занятий в классе и для повторения пройденного дома. Учебник должен позволить не только повторить и активизировать знания, накопленные за предыдущий период обучение, но и за 3—4 недели подняться еще на одну ступень в овладении языком. При этом излишне нагружать студента грамматикой или теорией никто не будет.

Хотя в городе существует ряд интенсивных курсов, которые предлагают пройти стандартный уровень (общий курс) по уровням (Elementary, Pre-intermediate, Intermediate, Upper-intermediate) в быстром темпе. Но это, по мнению Ирины Аникеевой, не слишком оправдано. «При обычном режиме обучения (например, 2 раза в неделю по 3 академических часа) информация успевает “улечься”, есть домашние задания: ученик может сделать акцент на том, что ему дается хуже, — поясняет она. — При интенсивных же занятиях, в сжатые сроки многие студенты чувствуют неуверенность, не понимают, что они получили в действительности. Теория не успевает закрепляться на практике, постепенно забывается, а порой возникает ощущение “каши” в голове. Поэтому, если вы решили пройти уровень интенсивно, то, перейдя на следующий, учитесь в обычном режиме».
Подходов к интенсивному преподаванию языка существует множество. В частности, студии English Forward практикует собственную методику обучения, максимально ориентированную на развитие навыков общения.

Умные собаки, или Как русские говорят по-английски

«Не то, чтобы русские плохо говорят по-английски, — считает Оксана Михайлова, директор студии английского языка English Forward. — Если взять тех, кто хоть что-то может сказать, то в целом делают они это очень неплохо. Но в большинстве своем наши соотечественники умеют только слушать. Они практически все понимают, но вот когда приходит время отвечать, то следуют отдельные слова, запинки, пантомимы руками и в конце — многозначительные улыбки».

Отсюда и выражение «умная собака»: все понимаю, но сказать ничего не могу. Как же все-таки научиться свободно говорить на английском языке? Вспомните, насколько хорошо вы говорили по-русски в 6—7 лет? А много ли грамматических правил вы к тому моменту выучили? Нисколько! И на самом деле, если бы мама вместо сказки на ночь зачитывала нам правила, говорить мы бы точно не научились. Сначала родители учили нас словам, они просто называли «имена» окружающих нас вещей. Мы повторяли сочетание звуков и ассоциировали их с определенными предметами. И мы очень хотели научиться говорить, поэтому повторяли и повторяли эти слова. Когда же у нас набралось достаточное количество слов для выражения мыслей, мы начали строить предложения. Последовательность была та же: мы слышали предложение, мы понимали его и затем использовали подобные конструкции в речи. И с каждым разом мы все говорили больше и лучше.
И в нашей школе мы используем этот успешный опыт, тем более, что основная причина, как сказал Л. Р. Хаббард, «по которой люди тратят много времени на изучение иностранных языков, в том, что технология изучения языков не была распознана как технология. Основной принцип нашей методики — говорить, говорить и еще раз говорить. Это работает, можете проверить».