Почем тренинги для народа. Спрос на командные тренинги в Украине ежегодно увеличивается на 30%

Татьяна Недоризанюк Источник: Дело

«Три дня мы провели на природе, объединенные одной целью. Нам объяснили, что это не просто физкультура, это бизнес-тренинг, у которого есть определенная цель, которая должна быть достигнута», — рассказывает Денис Тарахчан, руководитель департамента продаж группы компаний «ПромСИЗ».

Первая задача была пройти от точки А до точки Б не касаясь земли. После этого команда определила, как будет двигаться и по сколько человек, чтобы выполнить задание с наибольшей скоростью. На втором этапе команды передавали людей на руках через натянутые над землей резинки. И на третьем необходимо было пройти по натянутым между деревьями веревкам на высоте двух метров.

Создать команду

Регулярное проведение командных тренингов практикуют компании «Спортмастер», «Фокстрот», «Энран» и другие. При этом если цель компании — увеличить продажи, то после командного тренинга можно ожидать их увеличения на 10-15%, считает директор по продажам тренинговой компании «Лидер Груп» Раиса Кулик. Сейчас на рынке Украины работают три десятка компаний, предлагающих тренинговые услуги. Тринадцать из них специализируются на командообразующих (team-building) тренингах.

Аудиторные тренинги проводятся для компаний, которые заинтересованы в подаче теоретического материала, — компании приглашают в свой офис тренеров, которые читают работникам лекции. Более эффективным видом командообразующих тренингов являются полевые тренинги, на которые, по данным операторов рынка, приходится около 70%.

«Полевые тренинги проходят на природе. Перед участниками ставятся определенные задачи, которые выполняются только командно. Выполнение данных задач предусматривает разработку стратегии, планирование и тактическое исполнение», — объясняет Максим Голубев, управляющий партнер Национального тренингового агентства.

«Такие тренинги могут разделяться на подзадачи: мозговой штурм, формирование гипотез или коллегиальных решений проблемы», — полагает Юрий Михайленко, управляющий исполнительный директор Kyiv Business School.

Однако существует и ряд проблем. По мнению Михайленко, мало кто придает значение, что для команд в первую очередь нужны не навыки, а определенные внешние условия. «Отсутствие этого понимания даже у самих провайдеров подобных тренингов приводит к большому количеству разочарований у заказчиков и возникновению новых понятий, как, например, «тим-дебилдинг», — говорит Михайленко.

Сколько стоят командные тренинги

Как и все услуги в сфере бизнес-образования, командные тренинги постоянно дорожают. «В среднем по тренинговому рынку цены повышаются на 5-10% ежегодно», — отмечает Раиса Кулик.

Средняя стоимость командных тренингов колеблется от 1,5 до 5 тысяч долларов в день. Аудиторные тренинги обойдутся компании от 1,5-2 тысяч долларов за 1 день, а полевые — от 2,5 до 5 тысяч долларов.

«В эту сумму входят организация тренинга, работа тренеров, стоимость раздаточного материала и инструментариев, которые необходимы для тренинга», — рассказывает Раиса Кулик. По ее словам, достаточно частой является практика, когда полную организацию тренинга берет на себя тренинговая компания и клиенту остается только заплатить, в том числе и за дополнительные услуги.

Существуют и эксклюзивные командообразовательные тренинги (выездные тренинги на необитаемые острова), стоимость которых составляет 10-15 тысяч долларов в день. Тренинги низшего и среднеценового сегмента пользуются спросом у среднего бизнеса. Командные тренинги в высшем ценовом сегменте заказывают компании с иностранными инвестициями, а также крупные украинские компании для топ-менеджента.

«Срок годности» существует для любого вида тренингов, в том числе и для командного. Зависит он от самой команды, текучести кадров в компании и уровня сложности тренинга.

«Среднестатистические цифры показывают, что эффект от тренинга сохраняется от шести месяцев до полутора лет. Такие программы важно проводить систематично. Продвинутые компании их проводят как минимум раз в год», — утверждает Голубев.