Нечего на зеркало пенять! Не ждите от МВА чуда, это только инструмент для достижения целей

Владимир Соловаров Источник: Деловой Квартал

Не так давно на семинаре для топ-менеджеров мне довелось беседовать с руководителем средних лет, уверявшим, что обучение на МВА не приносит российским бизнесменам никакой выгоды. Под выгодой он понимал быстрый карьерный рост или высокую заработную плату. Я не стал спорить, посчитав его маргиналом, но вскоре убедился: это типичный представитель своего класса.

Ту же систему аргументов (почти дословно) воспроизвел гендиректор компании Oracle в СНГ, чью статью я нашел в февральском номере Smart Money. Еще более радикально высказался некий господин, полагающий, что для обладания дипломом МВА мозгов вовсе не нужно — требуются лишь деньги на обучение. Замечу, что ни один из этих троих не освоил МВА, а значит, не вполне представляет, о чем говорит.

С моей точки зрения, обучение на МВА должно быть обусловлено потребностью человека в расширении и систематизации своих знаний. Однако некоторые менеджеры видят в нем золотой ключик к некой потайной дверце. Вероятно, все дело в менталитете. Наивно полагать, что два года учебы гарантируют пожизненный успех. Не получив желаемого, люди пускаются в рассуждения о шарлатанстве учебных заведений и вытаскивают на свет три тезиса: бесполезный продукт МВА пропагандируют учебные заведения, продвигающие этот вид обучения на рынке; выпускники МВА мыслят шаблонами, непригодными в реальной жизни; пять лет практики могут с успехом заменить МВА.

Допускаю, что такие подходы характерны для учебных заведений, которые продают не МВА как таковой, а некий суррогат в красивой обертке. Но это совсем другая тема.

Элитные стандарты образования — где они?

Есть, впрочем, еще одна причина неадекватного отношения к бизнес-образованию.
Многими российскими компаниями до сих пор руководят приверженцы китайской мудрости: чем больше читаешь, тем глупее становишься. По-своему они правы — тому, кто мало знает, принимать управленческие решения легче, так как приходится учитывать меньшее число факторов. Но последствия таких решений трудно прогнозировать. И мы видим: число «менеджеров-самородков» сокращается — смена собственников происходит на наших глазах. Оппоненты скажут: большинство миллионеров и миллиардеров не имеют степени МВА. Но надо понимать, что речь идет о людях с более развитыми хищническими либо приспособленческими навыками, преуспевших в первоначальном накоплении капитала. Впоследствии и им потребовались высококвалифицированные специалисты. И все идет к тому, что через 10-15 лет практиков-самоучек не останется. По крайней мере в бизнесе, потому что у руля государства их еще достаточно.

Разница в подходах

Если вы в душе диктатор — подбирайте сотрудников, которые всегда будут говорить «да» и выполнять любые, даже самые идиотские ваши распоряжения. Но если вы общаетесь с иностранными партнерами или рассчитываете создать некий международный проект и привлечь западные инвестиции, с МВА это будет сделать легче. Это не пустые слова. Западная система менеджмента больше настроена на командную работу и базируется на демократических механизмах. МВА пытается прививать систему социальной ответственности и уважительного отношения к подчиненным. В России такой подход приживается с трудом.

Я могу об этом судить исходя из своего опыта, поскольку окончил МВА (специальность — «международный менеджмент») еще в 1991 г., защитив диплом в Париже. Итогом обучения стала практика на французской фирме, работающей в реальном секторе экономики, где приходилось решать управленческие задачи. Подобный сценарий актуален и сейчас, ибо российское экономическое образование не вписывается в международные стандарты. Оттого и деловые переговоры нередко заканчиваются безрезультатно. И в этом смысле МВА — ключ к пониманию идеологии ваших партнеров.

Систематизируйте знания! Россия больше тяготеет к американскому пути предпринимательства, а в Штатах все предельно просто: кто переиграл остальных, тот и прав, а моральные аспекты ни при чем. Если не хотите остаться в дураках — учитесь ремеслу, иначе никогда не станете профессионалами.


Евгений Ющук, специалист по конкурентной разведке:
— Полностью согласен с г-ном Соловаровым. Ведь быстрота и точность работы процессора в голове у руководителя — его главное конкурентное преимущество. Самостоятельно этот процессор не настроить. Получить готовое и разжеванное — в десятки раз быстрее, чем рыться в книгах, пытаясь докопаться до правильного ответа.
Я несколько лет преподавал на курсах МВА в УГТУ-УПИ — там учится очень приличная публика. Потребность этих людей в МВА обусловлена их желанием завязать деловые контакты, пополнить и систематизировать знания. Даже простая систематизация может дать вам качественно новый уровень. Ведь в рутине и решении оперативных вопросов многие стратегические моменты просто забываются, а это рано или поздно выходит компании боком.
С другой стороны, нам не обойтись без понимания образа мыслей и системы ценностей западных менеджеров. Если мы хотим, чтобы иностранные инвесторы дали нам денег, им нужно объяснить, что с этими деньгами произойдет в дальнейшем. Но, даже оперируя одними и теми же терминами, можно понять друг друга превратно. Поэтому в первую очередь следует выяснить, каков у ваших партнеров механизм принятия решений. МВА — общий знаменатель, на базе которого можно успешно построить систему долгосрочных отношений. Понятно, что это не единственный способ, позволяющий наладить конструктивный контакт, но самый комфортный, системный и доступный.
И последнее. Хорошо, что у МВА есть и сторонники, и противники, значит, мы имеем дело не с химерой, а с явлением, которое действительно существует и волнует умы.

Даниил Пивоваров, замдиректора PR-агентства «Фабрика мысли»:
— Самым солидным и дорогим считается диплом МВА. Что может сказать человек, оное образование получивший? Что стал он теперь мастером делового администрирования (Master of Business Administration). В более точном переводе — специалистом по деловым распоряжениям.
То есть человек научился распоряжаться подчиненными (это лучше всего на стройплощадке осваивается), составлять красивые доклады (это вам — в гос­учреждение) и овладел искусством презентации (а сетевой маркетинг этому круче учит!).
Мулька в том, что несколько бизнесменов от образования, сами не имея дипломов МВА, сумели убедить Европу, Америку и Россию: успешным в мире бизнеса можно стать, только получив эту бумажку. И сделали на этом успешный бизнес. Они ввели стандарт, до которого мы, вставая на носочки, пытаемся дотянуться. Привлекательность этого стандарта еще и в том, что для соответствия ему не нужно иметь светлых мозгов — достаточно заплатить деньги.
Показывать диплом МВА, наряду с прочими разноцветными листочками формата А4 в рамочках, модно. Престижно. Повышает капиталоемкость.
Тем более что получить вожделенный статус легко, даже не тратя денег на поездку и проживание в зарубежье, — есть это и в Екатеринбурге. Мы ж Европа как-никак.
Простите, уважаемые читатели, за пессимизм. Просто все меньше обычных парикмахерских и все больше салонов красоты. Все меньше техникумов и институтов и все больше платных академий и университетов. Обращайтесь-ка лучше ко мне: у меня есть цветной принтер, я вам такие дипломы понаделаю!

Автор: Владимир Соловаров, директор по корпоративному развитию и программам ООО УК «Уралэнергострой»

Читайте так же:  ::  Соискатели с MBA-образованием на рынке труда Москвы